MECTO: Home ЕСЛИ ОВЗ Интеллект Социализация учащихся с тяжелой умственной отсталостью...на уроках профильного труда

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Социализация учащихся с тяжелой умственной отсталостью...на уроках профильного труда

Социализация учащихся с тяжелой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта на уроках профильного труда

Гусева Т.Н.

учитель ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида № 486

Вопросом социальной адаптации и интеграции детей с глубоким нарушением интеллекта в последнее время уделяется все больше и больше внимания. Работа с этими детьми в ходе обучения в коррекционных школах направлена на решение специфических задач, обусловленных особенностями развития этих детей.
Дети с тяжелыми нарушениями ЦНС должны уметь самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту несложные задания, поэтому необходимо, используя все возможности воспитания, формировать у них эти жизненно необходимые навыки.
Учащимся предлагается определенная система знаний по видам труда, формируются соответствующие способностям трудовые умения и навыки, воспитываются личностные качества.
Трудовое обучение обеспечивает коррекцию и всестороннее развитие личности ребенка, развивает мышление, речь, мелкую моторику.
Ребенок должен видеть и физически ощущать пользу от своего труда. В нашей школе одним из видов трудового обучения предлагается обучение «основам швейного дела»
Наряду с умением приготовить пищу, ребенку с отклонением в интеллектуальном развитии очень важно уметь обслужить себя хотя бы в элементарном смысле:
- суметь пришить пуговицу;
- заштопать дырку;
- подшить брюки, юбку;
- зашить рубашку.
Именно эти задачи ставят перед собой учителя трудового обучения. И очень зря некоторые считают, что такой предмет как «основы швейного дела» у нас в школе не должен преподаваться. Эти люди глубоко заблуждаются. Для обучения «основам швейного дела» в трудовые группы набираются не все дети, а наиболее сохранные со сформированными навыками ручной умелости.
Если проанализировать динамику развития трудовой умелости учащихся 5-9 классов, то можно заметить, что, придя в 5 или 6 класс (в зависимости от навыков ручной умелости) ученик получает знания основ «швейного дела». Он знакомится с иглой, нитью, тканями, их свойствами, изучает «основные ручные стежки». Выполняет аппликации на ткани, учится пользоваться ножницами, утюгом.
В 6, 7 классах ученики получают информацию об оборудовании швейного кабинета: знакомится с различными видами швейных машин, кратко изучает их устройство и учится работать на них, изучая основные машинные швы. Пошивает простые изделия, применяемые в быту: прихватки, салфетки, фартуки.
В 8, 9 классах в связи с тяжелым диагнозом ученики повторяют пройденный материал, добавляя к уже полученным навыкам новую информацию. Они шьют наволочки, подушки, могут подшить полотенце, простынь, но, конечно, все работы выполняется под руководством учителя. Ребята так же учатся ремонтировать свою одежду.
Мы планируем уделять больше времени теме: «мелкий ремонт одежды». Этот вид работы очень необходим.
Все, чему мы учим наших учеников в школе, пригодится им для дальнейшей социализации и интеграции в обществе.
Вашему вниманию предлагается конспект открытого урока на тему:

 

«Ремонт одежды по распоровшемуся шву».

Класс: 9 Учитель: Гусева Т.Н.

Предмет: Прикладной (профильный) труд

Раздел: Ремонт одежды

Тема: Ремонт одежды по распоровшемуся шву (2 часа)

Номер урока: 1

Цель урока: Знакомство учащихся с видами ремонта одежды;
Формирование навыка ремонта одежды по распоровшемуся шву;
Воспитание аккуратности и опрятности во внешнем виде.

Задачи урока:

- образовательные:

1. Расширение знаний учащихся о видах ремонтных работ одежды, белья.
2. Отработка полученных на уроках труда навыков выполнения ручных и машинных швов.
3. Активизация и расширение словарного запаса новыми терминами, применяемыми в швейном деле.
4 Формирование умения работать по словесным инструкциям и методическим пособиям.
5. Социализация в быту и обществе.

- коррекционно-развивающие:

1. Развитие мышления, элементов анализа и синтеза.
2. Коррекция речевого развития.
3. Развитие и коррекция зрительного внимания и восприятия речи учителя.
4. Коррекция координации движения рук при работе на швейной машине, и коррекция мелкой моторики посредством работы с иглой и ножницами.

- воспитательные:

1. Формирование у учащихся потребности в овладении практическими знаниями и навыками.
2. Воспитание эстетического вкуса.
3. Воспитание аккуратности, чистоплотности, умения ухаживать за одеждой, следить за своим внешним видом.

Оборудование:

1. Инструменты и приспособления: игла, ножницы, булавки, сантиметровая лента, швейная машина с ручным приводом, утюг.
2. Материалы: ремонтируемые изделия, нитки катушечные под цвет изделия.
3. образец работы у учителя.
4. Пооперационные карты.
5. Плакат основных машинных швов.
6. Стенд «Техника безопасности» с инструкциями.

План урока:

1. Организационный момент. Правильная посадка за партой.
2. Ориентировка во времени (дата, месяц, день недели, время года).
3. Подведение к теме урока. Беседа о внешнем виде учащегося.
4. Сообщение темы урока.
5. Активизация знаний учащихся, полученных на уроках «Социальной коммуникации».
6. Физкультминутка.
7. Анализ предстоящей работы.
8. Инструктаж по технике безопасности при работе с иглой, ножницами, утюгом, на швейной машине.
9. Коррекционная гимнастика для рук.
10. Практическая работа учащихся.
11. Подведение итогов урока, и оценка качества работ учащихся.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1. Организационный момент - Ребята, прозвенел звонок на урок. Сядьте, пожалуйста, за парты, распрямите спины, расправьте плечи, ноги поставьте на пол, руки спокойно лежат на столе.

- Какой у нас сейчас урок?

Ученики выполняют инструкцию учителя.

- Урок труда.

2. Ориентировка во времени - Кто может сказать, какое сегодня число, месяц, и день недели?

 - Ребята, какое по календарю время года?

Учитель записывает дату на классной доске.

Говорящие ученики дают ответы на вопрос учителя:
- Сегодня двадцать пятое января, понедельник.
Неговорящие ученики следят за действием учителя, и выкладывают дату из карточек на парте.
- Зима.
Неговорящие ученики следят за действием учителя, и выкладывают карточку с названием времени года на парте.
На парте у неговорящих учеников находятся карточки с названием времени года, даты, месяцев, дней недели.
3. Подведение к теме урока. Беседа о внешнем виде учащегося. - Ребята. Наступила зима. Посмотрите в окно, как стало на улице?
- Все вы переоделись в теплые вещи. вам тепло и уютно. Выходите на улицу и видите, что идет школьник в куртке – нараспашку, ему очень холодно, а застегнуть куртку он не может, у него оторвалась пуговица, да еще и на брюках у него огромная дырка, даже коленки видно.

 

- Как можно назвать такого человека?

- Правильно.
- Глядя на такого человека можно сказать, что он неаккуратен в одежде. С ним не хочется разговаривать, стоять рядом.
Не забывайте, что по внешнему виду судят о культуре человека. Поэтому, прежде чем выйти на улицу, куда надо посмотреть?

- То есть, как ты выглядишь.
- А если вы обнаружили непорядок в вашей одежде?
- Верно.

- Снежно.
- Холодно, морозно.

 

- Плохо выглядит.
- Неаккуратный.
- Неряха.
- Неухоженный.

- В зеркало.
- Посмотреть на себя, все ли в порядке в одежде.

- Надо срочно ее отремонтировать, зашить.

Диалог
учитель-ученик.
4. Сообщение темы урока - И поэтому, сегодня на уроке труда мы с вами будем учиться ремонтировать одежду, в которой распоролся шов.
Тема нашего урока будет звучать так: «Ремонт одежды по распоровшемуся шву».
- Дима, Алеша, повторите, пожалуйста, тему урока.

 

- Ребята, посмотрите, что за вещь у меня в руках?
- Могу я ее одеть?
- Почему?
- Что же мне делать?
- Конечно, потому что в такой одежде ходить нельзя, я буду неряшливо выглядеть.

1,2 ученика с хорошим речевым развитием повторяют тему урока:
- Ремонт одежды по распоровшемуся шву.

 

-Рубашка.
-Нет
- Она разорвалась по шву
-Ее надо зашить

Учитель демонстрирует ученикам образец одежды, требующей ремонта.
Ведется диалог
учитель-ученик.
5. Активизация у учащихся знаний, полученных на уроках «Социальной коммуникации». - Из уроков «Социальной коммуникации» вы знаете, что все люди хотят быть хорошо и красиво одеты. Для любого человека важно быть аккуратным и чистоплотным.
Нельзя носить грязные, неглаженные вещи, а уж рваные тем более. Нельзя носить вещи с оторванной пуговицей.
Чтобы ваши вещи были всегда в порядке надо за ними ухаживать: чистить, отглаживать, и, конечно, ремонтировать. Надо своевременно заштопать маленькую дырочку, зашить разорвавшийся шов, пришить пуговицу.
- А что случиться, если сразу не зашить маленькую дырочку?

 

- И чтобы сделать ремонт надо знать основные способы ремонта одежды, и я вам о них расскажу.

- Она станет большой, и зашить ее будет сложнее. Аккуратный ремонт будет сложнее сделать.
6. Физкультминутка. - Прежде чем мы перейдем к самому интересному этапу нашего урока, я предлагаю вам немного отдохнуть.
- Встаньте, пожалуйста, рядом с партами.
- Задвиньте стулья под столы.

 

- Немного разомнемся, выполним небольшую разминку:
1. Маршируем около стола, высоко поднимая колени.
2. Поднимите руки вперед, вверх, разведите руки в стороны
(упражнение повторяется 4-5 раз).
3. Поставьте руки на талию, и выполните повороты в каждую сторону по два раза
(упражнение повторяется 4-5 раз).
4. Поднимите руки вверх, потрясите кистями.

5. Наклонитесь вперед, опустите руки вниз, потрясите кистями.
- Садитесь

Ученики встают рядом со своими партами.
Ученики выполняют указание учителя.

 

Ученики выполняют упражнение.
Ученики выполняют упражнение.

Ученики выполняют упражнение.

Ученики выполняют упражнение.

Ученики выполняют упражнение.
Ученики выполняют указание учителя.

7. Анализ предстоящей работы. - Продолжим. Ребята, иногда одежда рвется. Из-за чего такое может происходить, кто скажет?

 

- Молодцы!
- Ремонт можно выполнить как вручную, так и на швейной машине.
- Как называется шов, который мы используем?

- Какими нитками мы будем шить?

- Давайте теперь посмотрим, как можно отремонтировать одежду, если она распоролась по шву.
Какие инструменты вам понадобятся для ремонта одежды?

- Проверьте, все ли у вас есть для работы?

- Теперь, я объясню вам, как будем выполнять ремонт рубашки по распоровшемуся шву:

1. Определим место, где разорвался шов – место ремонта.

2. Удалим обрывки старых ниток, если они имеются.

3. Сколем место ремонта булавками, уравнивая края.
Прометаем.
- Каким стежком?

4. Удалим булавки.
- Куда нужно деть булавки

5. Стачаем место ремонта на швейной машине по следу старой строчки, если она видна, или на расстоянии от края на котором уже имеется старая строчка.
- Кстати, все помнят, что означает слово «стачать»?
- Завяжем узелки в начале и в
конце строчки.
- Для чего надо завязать узелки?

6. Удалим сметочный шов.
- Кто знает, зачем?

 

7. Проутюжим шов.

- Мы с вами разобрали все этапу выполнения ремонта по распоровшемуся шву моей одежды. Я ее отремонтировала. А теперь рассмотрим вещи, лежащие у вас на партах. Я вижу, что каждый из вас принес свою одежду, требующую ремонта.
- Посмотрите внимательно на нее, и найдите место, которое надо отремонтировать.
- Дима, что за вещь ты принес?

- Сережа, а у тебя, что за вещь?

- Алеша, а у тебя?

- Что случилось с вашей одеждой?

- Что надо с ней сделать, чтобы она была не рваной и выглядела красиво?

- Прежде чем каждый из вас приступит к ремонту своей одежды по месту распоровшегося шва, давайте еще раз повторим основные этапы ремонта, а помогут нам в этом пооперационные карты. Кто сможет рассказать, как выполняется ремонт одежды по распоровшемуся шву?

- Дима, пожалуйста.

- А теперь Алеша, еще раз глядя на доску с картами, расскажи, как ты будешь выполнять ремонт?

Учитель вызывает по очереди
всех учеников к доске

Говорящие ученики дают ответы на вопросы учителя:
- Старая одежда.
- Плохие нитки.
- От резких движений.

 

- Стачной.

- Нитками в цвет изделия.

Ученики рассматривают образец изделия, и перечисляют инструменты и оборудование, необходимые для выполнения работы.

Ученики проверяют наличие инструментов и оборудования.
- Да, все.

Учащиеся смотрят на образец

- Сметочным.

- Воткнуть в подушечку для иголок.

- Соединить и прострочить две детали вместе.

- Чтобы шов не распоролся, мы его закрепляем.

- Он больше не нужен.
- Чтобы не мешал.

 

.

Ученики разворачивают свои вещи, приготовленные к уроку.

- Это футболка.

- Это рубашка.

- Это мамина кофта.

- Она разорвалась по шву.

- Ее надо отремонтировать.

- Ее надо зашить.

Выходит сильный ученик, и из произвольно разложенных на столе пооперационных карт, выбирает карты в нужной последовательности, рассказывая этапы выполнения ремонта одежды по распоровшемуся шву, и размещает карты на доске.
Выходит слабый ученик и вслух зачитывает выполнение каждой операции, указанной в
пооперационных картах
Ученики читают пооперационные карты.

Плакат «стачного шва».

 

У учеников на партах набор инструментов для выполнения работы.

Учитель последовательно выполняет все операции на своем образце, сопровождая свои действия пояснениями с демонстрацией соответствующей карты.

Пооперационная карта №1

Пооперационная карта №2

Пооперационная карта № 3.

Пооперационная карта № 4.

Пооперационная карта №5

Идет беседа опрос с каждым учеником.

Для учеников с разной степенью сформированности навыков шитья предусмотрены работы с пооперационными картами различной сложности. Более сильным ученикам предлагается самим восстановить последовательность выполнения ремонта, используя пооперационные карты. Для слабых учеников, эта последовательность задана на доске.

8. Инструктаж по технике безопасности. - Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте с вами вспомним, как надо обращаться с иглой, ножницами, швейной машиной, утюгом. Об этом написано в инструкциях, которые висят перед вами на стенде, и которые мы всегда повторяем перед началом работы.
Начнем с инструкции № 2 «Работа с иглой»:

 

1. Игла это – КАКОЙ предмет?
Пользоваться иглой надо КАК?

2. Иглу нужно хранить только в определенном месте, ГДЕ?

3. Можно брать иголку в рот, вкалывать ее в одежду?

4. Сломанную иглу надо отдать....

5. Можно кусать нитку зубами.

Инструкция № 3 «Работа с ножницами»:

1. Ножницы нужно хранить ....

2. КАК держат ножницы?
Можно оставлять на столе ножницы открытыми?

3. КАК можно передавать ножницы товарищам?

Инструкция № 4 «Работа на швейной машине»:

1. При работе на швейной машине надо соблюдать осторожность. Можно ли оставлять в изделии булавки, когда садишься строчить на машине?

2. Прежде чем сесть за швейную машину, ЧТО нужно проверить в - первую очередь?

3. Во время работы нужно следить за положением пальцев рук. Для чего?

4. Можно ли близко наклоняться к машинке?

5. Что делают, когда закончили работу на швейной машине?

Можно ли откусывать нитку?

Инструкция № 5 «Работа с утюгом»:

1. Перед началом работы надо проверить шнур утюга, нет ли оголенных мест.

2. Перед включением и выключением утюга нужно браться только......

Какими можно работать руками?

3. Можно, чтобы шнур касался утюга?
Почему?

4. Если перегрелся утюг, что с ним надо сделать?

5. Утюг можно брать.....

6. Куда можно ставить горячий утюг?

7. Что произойдет, если оставить утюг без присмотра?

8. Что нужно сделать по окончанию работы?

- Итак, последовательность выполнения работы вы знаете.
Технику безопасности вы повторили, надеюсь, ее никто не будет нарушать, и теперь нам осталось провести коррекционную гимнастику для рук, чтобы они были разогретыми, послушными и наш ремонт получился качественным, и за него нам не было бы стыдно.

- Острый.
- Осторожно.

 

- В подушечке для иголок.

- Нет.

- Учителю.

- Нет.

- В коробке.

- Вверх концами.

- Нельзя.

- Кольцами вперед.

- Булавки в изделии оставлять нельзя.

- Надо проверить, нет ли рядом с машиной других предметов, которые могут помешать.

- Чтобы пальцы не попали под иголку.

- Нет. Можно удариться или волосы могут попасть в движущиеся части машины.

- Надо взять ножницы и отрезать нитки.

- Нельзя.

- За вилку шнура.

- Сухими.

- Нет.

- Чтобы не сгорел шнур, и не было замыкания.

- Надо отключить от сети.

- Только за ручку.

- Только на подставку.

- Может произойти пожар.

- Отключить утюг.

Учитель обращает внимание учеников на стенд «Техника безопасности».

 

Используется вид устной работы: «Доскажи словечко» - учитель начинает правило, а ученик заканчивает фразу, а так же «Ответь на поставленный вопрос».

9. Коррекционная гимнастика для рук. - Прежде чем вы начнете работать, давайте, выполним несколько упражнений для рук.
- На улице какое время года?
- Наши руки и пальцы замерзли, давайте согреем их.
1. Выполним упражнение «Согрей замерзшие руки».
2. «Надень на пальцы перчатки».

 

3. «Кулачки - ладошки».

4. Снимаем перчатки.

5. Руки разогрели, они готовы к работе.

- Зима.

 

Ученики выполняют упражнение.
Ученики выполняют упражнение.

Ученики выполняют упражнение.
Ученики выполняют упражнение.

Интенсивное растирание кистей рук.
Самомассаж пальцев рук (от периферии к основанию пальца, имитирующее надевание перчаток).
Сжимание и разжимание пальцев рук.
Самомассаж пальцев рук, имитирующий снимание перчаток.
10. Практическая работа. - Ребята, сегодня, мы говорили об аккуратности в одежде, и сейчас каждый из вас приступит к ремонту своей вещи, чтобы она выглядела красиво и не была рваной.
Давайте еще раз повторим тему урока

 

- Положите ремонтируемую вещь перед собой.

- С какой стороны вы будете проводить ремонт одежды: с

с лицевой или с изнаночной?

- Значит, что нужно сделать перед началом работы?

- Правильно. Вывертывайте.

- Пожалуйста, приступайте к работе.

- Все закончили работу?

-«Ремонт одежды по распоровшемуся шву»

 

- Ученики располагают ремонтируемую вещь перед собой.

- С изнаночной.

- Вывернуть изделие наизнанку.

Ученики вывертывают ремонтируемую вещь наизнанку.

Ученики приступают к ремонту своей одежды:
1. Определили место разрыва.
2. Удалили обрывки старых ниток.
3. Скололи место ремонтируемого шва булавками.
4. Выполнили сметочным стежком место разрыва шва.
5. Удалили булавки.
6. Стачали разорванный шов на швейной машине.
7. Завязали узелки в начале и в конце строчки.
8. Удалили сметочный стежок.
9. Проутюжили отремонтированный шов.
10. Вывернули готовое изделие на лицевую сторону.

- Да.

Хоровое чтение с доски

 

При возникновении трудности в соблюдении последовательности выполнения операций, ученик подходит к доске и вслух зачитывает ход выполнения работы, а затем пересказывает прочитанное учителю.

11. Подведение итогов. - Чем вы занимались на уроке?

 

- Какой вид ремонта вы производили?

- Посмотрите на свою работу. Вам нравится, как вы отремонтировали свои вещи?

- Мне тоже понравилось, только мне не очень понравилась работа Алеши, он неправильно завязал узелки, и не очень аккуратно выполнил шов на швейной машине. Алеша получает четверку.
Остальные ребята выполнили свою работу на отлично, и получают по пятерке.
Спасибо, вы хорошо поработали.
- На следующем уроке мы с вами будем учиться укорачивать брюки. А сейчас аккуратно сложите отремонтированные вещи в пакеты, и уберите их в рюкзаки.

- Наведите на своем рабочем месте порядок, уберите инструмент в коробки.
- Наш урок закончен.
До свидания.

- Ремонтировали свою одежду.

 

- Ремонт по распоровшемуся шву.

- Да.

Ученики складывают отремонтированные вещи и убирают их в рюкзаки.

Ученики выполняют указание учителя.

Ученики встают, задвигают стулья, покидают кабинет.


Используемая литература:

 

1. Г.М. Дульнев «Основы трудового обучения во вспомогательной школе» М.: Просвещение, 1969г.

2. С.Л. Мирский «Методика профессионального трудового обучения во вспомогательной школе» М.: Просвещение, 1988г.

3. С.Л Мирский. «Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении». - М.: Педагогика, 1990г.

4. А.Р. Малер «Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей и подростков в спец. учреждениях» М.: Просвещение, 1990г.

5. А.Р. Малер, Г.В. Цикото «Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта» / НИИ дефектологии АПН СССР. – М: Педагогика, 1988г.

6. Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая «Швейное дело 5 класс» М.: Просвещение, 2006г.

7. В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина «Основы олигофренопедагогики» Издательский центр «Академия», 2008г.
8. Авторская программа по трудовому обучению для 6 – 9 классов «Работа с текстильным материалом», составитель Т.Н. Гусева 2008 г.

 

- Ребята, прозвенел звонок на урок. Сядьте, пожалуйста, за парты, распрямите спины, расправьте плечи, ноги поставьте на пол, руки спокойно лежат на столе.

 

- Какой у нас сейчас урок?
 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________