MECTO: Home ЕСЛИ ОВЗ Интеллект Межпредметные связи в условиях социализации учащихся с тяжелой умственной отсталостью

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Межпредметные связи в условиях социализации учащихся с тяжелой умственной отсталостью

Роль межпредметных связей в создании условий для максимальной социализации учащихся с тяжёлой умственной отсталостью

 

Леонова Т.В.
учитель ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида № 486

С.Я.Рубинштейн трактует термин познавательная деятельность как совокупность и сложное взаимодействие следующих высших психических процессов: восприятие, мышление, речь, внимание и память. Восприятие рассматривается как процесс непосредственного отображения действительности, мышление – как высшая форма отображения действительности, речь – как орудие мышления, память – краеугольный камень в развитии ребенка (по словам великого русского физиолога И. М. Сеченова), благодаря которому ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Внимание – как особый психический процесс, сосредоточенность на любой психической деятельности.
В результате органического поражения головного мозга, познавательная деятельность учащихся нашей школы грубо нарушена, особенно в сфере высших познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, речи):
- словесно-логическое мышление – недоступно;
- наглядно-образное мышление – на низком уровне развития;
- объем восприятия резко сужен, что сказывается на их эмоциональном состоянии (чувства мало дифференцированы, бедны);
- внимание неустойчивое, дети легко отвлекаются на посторонние раздражители, быстро истощаются;
- память большинства значительно снижена (приобретенные знания быстро распадаются, забываются, а то, что запомнилось, воспроизводится как заученный штамп);
- одно из типичных нарушений у подавляющего большинства детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью – грубое речевое недоразвитие, вплоть до полного отсутствия речи. В более легких случаях речевое развитие наших детей характеризуется бедностью словарного запаса (на уровне ближайшего обихода), бедной аграмматичной фразой, зачастую в сочетании с нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры слова. Нередко страдает понимание обращенной речи.
Вышеперечисленные особенности познавательной деятельности учащихся нашей школы предъявляют особые требования к содержанию коррекционного образования, которое сроится с учетом:
- принципа жизненной необходимости;
- принципа практической значимости.
Я думаю, нет необходимости подробнее останавливаться на данных принципах, их названия говорят сами за себя.
Формирование познавательных интересов ребенка происходит в процессе обучения.
Основной формой обучения в условиях школы, в том числе и коррекционной, является урок. Следующий слайд призван напомнить вам требования, предъявляемые к уроку в специальной (коррекционной) школе VIII вида:
1. учитель должен владеть учебным предметом и методами обучения;
2. урок должен быть воспитывающим и развивающим;
3. на каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа;
4. излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и, по возможности, опираться на имеющийся опыт детей;
5. на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся;
6. на уроке должны осуществляться межпредметные связи;
7. урок должен быть оснащен техническими средствами обучения, дидактическими материалами; весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка и связываться с логикой урока;
8. на уроке должны осуществляться инновационные процессы;
9. необходимо введение в обучение компьютеров;
10. на уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
- проведение физминуток (начальная школа – 2 физминутки, старшая школа – 1 физминутка);
- соответствие мебели возрасту детей;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- соблюдение санитарно гигиенических требований;
11. урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед коррекционной школой: оказывать всестороннюю психологическую поддержку ребенку с выраженной
интеллектуальной недостаточностью, способствовать его социальной адаптации;
Я не стану подробно останавливаться на перечисленных требованиях (они вам хорошо известны). Хочу только обратить ваше внимание на одно из них, а именно: на каждом уроке должны осуществляться межпредметные связи.
Понятие межпредметные связи в современной дидактике трактуется очень широко: и как принцип, и как средство обучения, отражающие тенденции интеграции науки и практики.
Исходя из опыта практической работы, в нашей школе можно выделить 2 типа межпредметных связей:
1. межпредметные связи, осуществляемые в рамках одного урока;
2. межпредметные связи, проходящие через серию уроков по усвоению одной социально значимой темы.

 

Коротко рассмотрим принципы реализации межпредметных связей на уроке:
- многократность повторения одной и той же темы и на разных уроках;
- перенос знаний, полученных на одном уроке в различные учебные ситуации других уроков;
- непрерывность повторения одного и того же материала в течении продолжительного времени;
- использование одной терминологии по теме в различных ситуациях, на различных предметах.
Реализация такого подхода дает возможность поддерживать познавательный интерес, создает у учащихся ощущение собственной успешности, позволяет реально компенсировать отсутствие познавательных потребностей и низкий уровень познавательных возможностей у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

В завершение, позвольте привести пример из собственной практики, иллюстрирующий принципы реализации межпредметных связей по изучению одной социально значимой темы, проходящей через серию уроков (второй тип межпредметных связей). Учащиеся нашей школы, по крайней мере, дважды в день становятся участниками дорожного движения: по дороге в школу и, возвращаясь домой, поэтому тема «Правила дорожного движения», изучаемая на уроках социальной коммуникации, является для них социально значимой.
Итак, изучая тему «Правила дорожного движения» на уроке социальной коммуникации, дети знакомятся с основными понятиями, такими как правила поведения на улице, правила пешехода (как и где безопасно перейти улицу), пешеход, светофор, транспорт, пешеходный переход и т.д. Одновременно или параллельно
на уроках чтения мы читаем и еще раз осмысливаем опорные слова по теме, составляем, читаем и осмысливаем опорные фразы по теме, с наиболее сильными учащимися составляем, читаем и осмысливаем памятку правил перехода улицы для пешеходов, на уроках письма мы читаем, осмысливаем и записываем опорные слова и фразы по теме, с более сильными учащимися заполняем анкеты по темам «Я пешеход», «Мой друг светофор», параллельно на уроках рисования мы работаем с книгами-раскрасками (И. Яворская «Дети и дорога»),
на уроках труда изготавливаем дидактические пособия «светофор», «знаки пешеходных переходов», которые используем в дальнейшем на уроках социальной коммуникации для закрепления практических умений по теме в дидактических играх.
Цепочку межпредметных связей по изучению социально значимой темы «Правила дорожного движения» можно продолжить и дальше. Например, на уроках физической культуры дети отрабатывают полученные знания в подвижных играх. На уроках музыки разучивают детские песни по соответствующей тематике и т.д.

Таким образом, тема осмысливается, отрабатывается, закрепляется многократно на разных уроках, в разных учебных ситуациях, что обеспечивает более полное и качественное усвоение материала.

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________