MECTO: Home ЕСЛИ ОВЗ Интеллект Социализация учащихся с тяжелой умственной отсталостью...в условиях СКОШ VIII вида

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Социализация учащихся с тяжелой умственной отсталостью...в условиях СКОШ VIII вида

Социализация учащихся с тяжёлой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта в условиях СКОШ VIII вида.

Леонова Т.В.
учитель ГОУ СКОШ VIII вида № 486
ЦОУО ДО г. Москвы

«Cпециальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 486 – своего рода отправная точка развития коррекционного образования округа, города Москвы и всей страны.» (В.И. Лопатина. Начальник ЦОУО ДО г. Москвы. «Летопись. Школа 486. Москва, «Голос-пресс» 2007, с.7).

В 2007 году школа отметила свой 100-летний юбилей. В 1968 г. в школе открылся первый в стране класс по обучению детей с выраженной умственной отсталостью. С 1975 по 1983 годы в тесном сотрудничестве с НИИ Дефектологии школа работала в режиме эксперимента по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью. Под руководством сотрудников НИИ Дефектологии Малера А.Р. и Цикото Г.В. была разработана программа по обучению детей с тяжелой умственной отсталостью, цель которого - социально-трудовая адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями.

В настоящее время школа продолжает специализироваться на обучении детей с выраженной (F.71) и тяжелой (F.72) умственной отсталостью. И с каждым годом процент детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и сложной структурой дефекта, к сожалению, увеличивается. В начале школьного пути это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, ученика нашей школы приходится долго и упорно обучать.

Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Социализация - важнейшая и первостепенная задача такого обучения. Л.С.Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.
Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит как в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.
Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Социализация происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (обществе).
Педагоги, работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются с целым рядом трудностей. Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Эти проблемы являются следствием не только психо-физического состояния ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.

В последние годы, в условиях произошедших изменений в политической, экономической и социальной жизни, а также постоянного увеличения притока детей с интеллектуальной недостаточностью, встает важнейшая задача: признать безусловную ценность любой личности, в том числе и аномальной, обеспечить ее право быть защищенной государством и всеми его институтами; уделить особое внимание проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом, исключающие какие бы то ни было формы его социальной изоляции.

Процесс социализации глубоко умственно отсталого ребенка крайне затруднен прежде всего тем, что у него значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Это явление Выготский Л.С. называл «социальным вывихом», имея в виду, что ребенку с интеллектуальными нарушениями очень трудно усвоить именно социальный и культурный опыт, выработанный обществом. Главную задачу педагога-дефектолога он видел в том, чтобы «вправить» ребенка в окружающую среду, то есть помочь включиться в жизнь общества, занять в нем свое место.

Одним из важнейших средств, способствующих социальной адаптации детей, является процесс формирования целой совокупности принципов, убеждений, взглядов, определяющих отношение личности к действительности. Учитывая особенности интеллектуального развития воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида, следует отметить, что именно формирование сознания умственно отсталого ребёнка наиболее затруднено и наименее поддаётся коррекции. Ребенку трудно освоить сложный окружающий мир во всей его полноте, многообразии и сложности отношений в мире природы и человеческом обществе.

Осложняется процесс социализации детей с выраженными интеллектуальными нарушениями и трудностями в общении. Общение-это фундаментальная основа человеческой жизни. Оно является существования и жизнедеятельности. Умственно отсталый ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Слабо формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе. Учащиеся испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания.

Перечисленные проблемы умственно отсталого ребенка, препятствующие успешной социализации, очевидны, но работу в этом направлении необходимо продолжать, изыскивая по выражению Выготского Л.С. «обходные пути», чтобы помочь ребенку с проблемами в интеллектуальном развитии приспособиться к окружающему миру.
Учитывая вышеперечисленные проблемы, резонно предположить, что правильно организованная учебно-воспитательная работа будет способствовать максимально возможной социальной адаптации ребенка с выраженной умственной отсталостью.
«Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующий правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой».
/Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.- М.: «Академия», 2003./
Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, чтобы они не мешали, не были в тягость обществу и людям, с которыми они будут общаться. Поэтому на первый план в обучении детей с выраженной и тяжелой умственной отсталостью выходят такие предметы как «навыки самообслуживания», «хозяйственно-бытовой труд», «домоводство», «социальная коммуникация».


СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ Задача этого предмета – не только дать детям знания и представления о различных учреждениях окружающей их жизни (транспорт, магазины, предприятия бытового обслуживания и т.д.), но и научить их практически правильно и по возможности самостоятельно пользоваться ими, дать подросткам-имбецилам твердые навыки и привычки общения с людьми , поведения в обществе. Результаты этой работы будут в значительной степени определять уровень социальной адаптации подростков с выраженной и тяжелой умственной отсталостью в их дальнейшей жизни.

В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Основной направленностью специальной школы должна стать практическая подготовка к жизни наиболее социально развитой группы детей. Поэтому содержание предмета «социальная коммуникация» строится с учетом принципов:
- жизненная значимость;
- практическая необходимость.

Реализацию этих принципов можно пронаблюдать на примере нескольких тем.
Тема «Моя семья». Семья – первый социум, в котором умственно отсталый ребёнок учится основам общежития, уважению к старшим, умению подчинять свои желания требованиям старших и распорядку жизни, принятому в семье; учится выполнять закреплённые за ним обязанности и нести ответственность за порученное ему дело.
Тема «Моя школа». Школа – второй социум, в который попадает умственно отсталый ребёнок и на примере которого он учится выполнять требования старших(учителей) , подчинять свои желания режимным моментам учебного процесса, постигает принципы мирного (неконфликтного) сосуществования в детском коллективе.
Темы «Улица», «Общественный транспорт», «Общественные места», «Службы быта» и др. позволяют сформировать у ребёнка правила поведения в общественных местах, познакомить с правилами речевого этикета (умению обратиться к другому человеку с вопросом, просьбой о помощи, построить беседу по телефону и т.д.)
Работа по формированию вышеперечисленных умений и навыков не ограничивается рамками уроков «социальной коммуникации», а продолжается на уроках чтения, письма, счёта, уроках изобразительной и трудовой деятельности. Например, начатое на уроках «социальной коммуникации» изучение темы «Правила пешехода», мы продолжаем на уроках чтения: читаем опорные слова по теме, составляем с этими опорными словами короткие предложения. Записываем опорные слова по теме и короткие предложения в тетрадь на уроках письма, раскрашиваем знак пешеходного перехода на уроке ИЗО и выполняем аппликацию «Светофор» на уроке труда. Такие межпредметные связи позволяют умственно отсталому ребёнку лучше и полнее усвоить изучаемую тему, тем самым способствуя максимально возможной его социализации.
Другой блок предметов, позволяющий успешно решать вопросы адаптации умственно отсталого ребёнка – это уроки обслуживающего труда и домоводства, на которых дети получают жизненно необходимые знания, умения и навыки по приготовлению пищи, уходу за собой и за жилищем.

Работа по социализации учащихся не ограничивается рамками уроков, а продолжается на классных часах и факультативных занятиях.
Трудно переоценить роль родителей в вопросе социализации своих проблемных детей, поэтому тематика родительских собраний также призвана максимально способствовать процессу успешной адаптации учащихся в окружающей их действительности.

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________