MECTO: Home ЕСЛИ ОВЗ Интеллект ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8 ВИДА

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8 ВИДА

Назаревская Т.Н.

учитель-дефектолог

ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида № 486

Проект «Портфолио-отчета» прилагается .

Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы 15-16 вв. в эпоху Возрождения архитектуры, когда представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В настоящее время в сфере бизнеса «портфолио» применяется для показа достижений фирмы, в среде фотографов - как альбом с фотографиями.

Идея использования «портфолио» в сфере образования возникло в середине 80-х гг. в США. В конце прошлого века идея «портфолио» или «папки индивидуальный учебных достижений» учащихся  становится в нашей стране все более популярной. Все больше школ применяют его в своей практике.

Наше время - это время кардинальных перемен, время больших социальных трансформаций для России! Более того, утверждается, что школа 21-го века – это «школа портфолио» и идея портфолио выступает, как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.

Однако обилие литературы, по мнению многих авторов, не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот, на вопрос о том, что имеется в виду под словом "портфолио" в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. Подобная ситуация и  в англо-американской, франко-канадской, немецкой литературе — там также нет единого понимания школьного портфолио. Таким образом, сегодня идея портфолио вряд ли можно считать общепринятой чёткой концепцией.

Наличие портфолио это не  просто альтернативный способ оценивания или собрание работ, это  целая образовательная философия.  Самым главным является не портфолио, как таковое, а так называемый, «портфолио-процесс» - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемый в связи с созданием портфолио. Это – новый подход к обучению, новый способ работы, выражающий современное, новое понимание процесса преподавания - новая культура учения. Именно оно должно стать инструментом повышения качеств обучения.

Достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым.

Основная функция портфолио старшеклассников - помочь им в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.

Портфолио характеризуется как:
- коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
- выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Основной смысл школьного портфолио: "Показать все, на что  способен ученик".

Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.

Чтобы портфолио «работало» необходимо выработать:

-       структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов,

-       варианты представления итоговых документов,

-       формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы,

-       возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке,

-       период накопления (сбора) портфолио (только 9-е классы, 8-9-е классы или вся основная школа и т.д.).

А нужно ли портфолио ученику   специальной коррекционной школы VIII вида?

Миссия специальной коррекционной школы VIII вида состоит в том, чтобы подготовить каждого учащегося  к  жизни в социуме  с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого. Подготовить, по возможности,  к получению учащимися, в будущем, профессии, трудоустройству,  пониманию и защите своих прав и интересов, достаточной коммуникации с другими членами общества. И одним из таких помощником для дальнейшей социализации в обществе может стать индивидуальное портфолио учащегося.

Одна из задач обучения и воспитания специальной коррекционной школы является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А как можно зафиксировать эти творческие способности? На мой взгляд,  только с помощью создания индивидуального «портфолио» ученика.

Жестких требований (государственного образца) к созданию портфолио на данный момент не существует. Поэтому работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти  творчески к этой задаче.      Ведь именно творчество должно стать одним из важных звеньев современного образования. Б. Шоу писал: «Воображение – начало творчества» Так что вперед!

Ведь новые подходы и идеи всегда интересны, а тем более, когда они способствуют индивидуальному росту учащегося. Кто сказал, что дети с ОВЗ не обучаются и не развиваются? Пусть они делают это медленнее других и в меньшем объеме, но они также образовываются.

Про детей с ограниченными возможностями здоровья говорят: «он не может!». Это неправда! Он может ВСЁ! Портфолио станет тому доказательством! Оно будет зеркалом ученика на протяжении всего обучения в специальной коррекционной школе!

Творчество для детей с ограниченными возможностями здоровья – путь к самореализации и самоутверждению. Задача учителя помочь ребенку найти себя в творчестве, приобрести уверенность, достичь успеха.

Портфолио ученика в коррекционной школе необходимо для отслеживания динамики развития каждого учащегося, оно будет помогать проектировать его «зону ближайшего развития», коррекции отклонений и оказания ему посильной помощи в адаптации к нашей современной сложной действительности,  с целью отслеживания результатов совместной работы всех специалистов и педагогов школы по медико-психолого-педагогическому сопровождению детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Работая учителем-дефектологом  в специальной  коррекционной школе VIII вида, я постаралась определить возможные направления составления портфолио учащегося с 1 по 9 класс. Создание портфолио проходит под девизом: «Твори, развивай, помогай!».

В своей  работе выделяю три вида портфолио:

  1. «Портфолио-копилка» - это общая учебная тетрадь, которая ведется  в течение всего года обучения. В папку вкладываются все работы ученика за день: по рисованию, труду,  письму, счету, артикуляционная гимнастика для детей, физминутки, игры по развитию моторики и речи, потешки,  всё интересное, с чем учитель знакомит учеников. Помимо общеобразовательных предметов в тетрадь «портфолио –копилку» добавлены разделы: развитие психических процессов и развитие мелкой моторики, раздел «потешка» (свою работу строю на элементах устного народного творчества). Это портфолио - колпилка будет выполнять в  настоящем и будущем роль учебника и роль помощника для родителей детей. Оно покажет педагогам, специалистам,  родителям достижения ребенка. Это дает  возможность отслеживать динамику развития ребенку, построить мониторинговую систему оценивания. В конце четверти учащиеся получают грамоты за хорошее поведение, учебу, помощь учителю, за успехи в школе, которые также вкладываются в «портфолио-копилку».
  2. Портфолио электронное:

«Портфолио-фото отчет». Одно на класс. В конце каждой четверти на собрание родителям демонстрируется фильм «с жизнью класса», где отражены, интересные моменты из жизни и учебы учащихся (праздники, дни рождения и т.д.). Также это портфолио сопровождается музыкой и стихами о детях.  Включены  фотографии  родителей, фоторепортажи   совместного досуга в течение четверти.

  1. «Портфолио – отчет». Оформляется в конце учебного года совместно с родителями учеников на основе портфолио-копилок учащегося, собранных за учебный год.

Портфолио состоит из трех больших разделов и подразделов.

Первый лист –титульный лист, далее следуют разделы:.

Первый большой раздел называется «Мой мир». Он разделен на подразделы:

1.1. «Давайте знакомиться», который включает имя, отчество, фамилию ребенка, день его рождение, фотографии ребенка в разные периода дошкольного детства.

1.2. «Здравствуйте, это я!», включающий школьные фотографии.

1.3. «Моя семья», которая включает фотографии семьи ребенка.

1.4. «Мой город – Москва», в  старших классах добавляется раздел символика  России - «Отечество наше – Россия».

1.5. «Мои лучшие друзья».

1.6. «Мои любимые игрушки»

1.7. «Мои любимые животные  или домашние питомцы»

1.8. «Мой режим дня»

1.9. «Я помощник дома»

Второй раздел называется « Школьная жизнь» включает в себя подразделы:

2.1 «Моя школа» включает в себя фотографию школы, эмблему, гимн, девиз

2.2.  «Мой первый учитель» .

2.3.  «Моя рука в первом классе» - ладошка учащегося и на каждом пальчике родитель пишет  о своем ребенке, -  какой он (добрый, ласковый и т.д.).
2.4. «Мой класс», включающий  фотографию всего класса, название класса, эмблема и девиз.

2.5. «Расписание уроков»  для первого и последующих классов

2.6. «Мои одноклассники» включает фотографии и список класса

2.7. «Я помощник в школе», включающий  фотографии помощи ученика по классу, его дежурство в классе, в столовой и т.д.

2.8. «Мои достижения за год» (включает, рост, вес, узнал…, научился…)

Третий раздел «Мои достижения - моё творчество»

Здесь предоставляется полная свобода при наполнении этого раздела учителем совместно с родителями.

В конце «»портфолио-отчета дан раздел – «Приложение»

В старших классах  добавляются разделы: «Маршрут «дом-школа», «Станция метро, на которой я живу», «Наше отечество-Россия», а в выпускных классах «Моя будущая профессия»,  «Моя трудовая деятельность».

В специальной коррекционной школе нет отбора лучших работ, каждая работа особого ребенка уникальна. Поэтому вся деятельность, осуществляемая детьми должна отражается в его портфолио.

Портфолио - папку роста, развития и достижений, вполне можно (и нужно!) представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка,  родственникам, в классе. Ведь пролистать красочную папку так интересно!

Счастье учителя - это счастье в глазах его учеников, так давайте подарим им СЧАСТЬЕ!

 

 

 

Проект «Портфолио-отчета» прилагается .

Ссылки по теме

1.     http://ipkps.bsu.edu.ru/source/predprof/baza_rek/portfolio.doc (Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы. Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 № 31-17/12-2929)

2.     http://textbook.keldysh.ru/literacy/ (М.М.Горбунов-Посадов, Т.А.Полилова, А.Л.Семенов. Школа на пути к новой грамотности)

3.     http://edu.kem.ru/forum/topic.php?forum=1&topic=7 ((на сайте департамента образования Кемеровской области)

4.     http://news.orenburg-cci.ru/education/?id=2906

5.     http://www.krsk-obr.ru/arhiv/1/2/statii/15 (городской портал "Красноярское образование")

6.     http://image.websib.ru/05/text_article.htm?454 (Т.Г. Новикова. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт)

7.     http://image.websib.ru/05/text_article.htm?457 (В.К.Загвоздкин. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки)

8.     http://kraioko.perm.ru/docs/20.html (Рекомендации по построению  моделей «портфолио» учащихся начальной и основной и средней общеобразовательной  школы)

9.     http://uotula.ru/cgi-bin/index.cgi?id=19 (Управление образования г. Тула)

10. http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200406920 (Ольга ДАШКОВСКАЯ Портфолио: за и против)

11. http://design.gossoudarev.com/portfolio.html (Государев И.Б. Веб-портфолио)

12. http://mado.spb.ru/index.php?page=3 («Банк личных достижений учащихся»)

13. http://filippovatn.narod.ru/portfolio.htm (Мосина А.В., Лещенко О. С. ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ФОРМА ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В МАГИСТРАТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА)

14. http://school30.izhevsk.ru/IMAGES/2005/20050426/innov/1.htm (ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО В ШКОЛЬНОМ ИНТРАНЕТЕ)

15. http://www.diaghilev.perm.ru/content/files/doc/4.doc (Школа живой традиции. Мониторинг результативности инновационной деятельности)

16. http://www.bob.ru/sshow.php?ID=1308238 (конкурс на сайте издания "Конкурсные торги")
 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________