MECTO: Home ЕСЛИ ОВЗ Интеллект Социализация учащихся с нарушениями интеллекта на уроках самообслуживания и труда

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Социализация учащихся с нарушениями интеллекта на уроках самообслуживания и труда

 

Социализация учащихся, имеющих тяжелую степень умственной отсталости и основные направления работы с ними на уроках самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда.

Павлова Т.О.

учитель-дефектолог

ГОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8 вида № 486

 

Содержание:
1.Введение
2.О содержании трудового воспитания умственно отсталых детей.
3. Мониторинг сформированности навыков.(таблица для обследования уч-ся).
4.Общая оценка состояния трудовых навыков.
5.Углубленное изучение овладения видами и навыками самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда
6.Составление, заполнение и использование таблиц мониторинга.
7.Некоторые условия успеха

 

Введение.
Преодоление трудностей социальной адаптации, реабилитации, интеграции в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями – процесс, растягивающийся на долгие годы. Его успешность, эффективность зависит от множества факторов, но, в первую очередь, от готовности близких людей, педагогов и др. специалистов к оказанию помощи этой категории детей, их профессиональной позиции, другими словами – их профессионализма. Научить таких детей читать, писать и говорить-необходимо, но главное обучить их бытовым, хозяйственным , трудовым и социальным навыкам.
В настоящие время педагоги специальных коррекционных школ и родители имеют возможность обратиться к ряду программ и других изданий, помогающих сориентироваться в содержании трудового воспитания детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. В них выделяются общие направления трудового воспитания детей и некоторые навыки, задания, поручения, которыми должны овладеть эти дети.
Однако, как видно из опыта работы, то что, для одного ребенка является уже пройденным этапом, другому может быть еще недоступно. Поэтому, обычно возникает необходимость разработки индивидуальных программ, в особенности, если трудовые навыки формируются у ребенка с тяжелой степенью умственной ограниченности.
Чтобы определить задачи и содержание конкретного этапа формирования трудовых навыков, необходимо знать реальный уровень их развития и потенциальные возможности ребенка в овладении ими. Это в свою очередь требует, проведения определенной диагностической работы. Для ее облегчения я предлагаю вам специальные таблицы и рекомендации по их использованию.

Таблицы 1 и 2, предназначенные для общей оценки состояния изучаемых навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда, дают необходимую информацию для определения тактических и стратегических задач обучения указанным видам труда.
Таблицы 3-5 иллюстрируют возможности углубленной оценки овладения отдельными видами и навыками труда, которая необходима для понимания возникающих у ребенка затруднений.
В методический материал включены также краткие рекомендации по обучению труду детей с тяжёлой степенью умственной отсталости. В них раскрываются важнейшие условия успешного формирования необходимых ребенку трудовых навыков.
О содержании трудового воспитания умственно ограниченных детей
Одной из важнейших задач трудового воспитания является формирование у детей навыков, необходимых, им для обретения трудовой независимости. Это задача является общей в воспитании любого ребенка, но в отношении детей с ОВЗ приобретает особый смысл. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ребенком), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии, и формированию общей структуры деятельности, создает важные предпосылки обучения другим видам деятельности.
Поэтому формирование у умственно ограниченных детей базовых (т.е. минимально необходимых жизненно-практических) навыков должно стать предметом особой заботы, как в специальных учреждениях, так и в семье. Опыт показывает, что у детей с тяжелой умственной ограниченностью возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков:
гигиены тела,
пользования туалетом,
приема пищи,
правильного обращения с продуктами питания, их элементарной обработки,
одевания и раздевания,
обувания и снятия обуви,
ухода за одеждой и обувью,
поддержания порядка в помещении и его уборки,
ухода за комнатными растениями,
ухода за домашними животными,
уборки территории,
труда на участке школы (а в условиях семьи- на приусадебном, дачном) по выращиванию цветов и ,сельскохозяйственных растений,
выполнения мелких покупок (под контролем взрослых),
выполнения некоторых других навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда.
Они способны также к овладению рядом основных навыков так называемого ручного труда, а затем и труда в производственных мастерских (небольшая часть детей данного диагноза).
Все указанные направления трудовой подготовки рекомендуется для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости в качестве основных.
Однако овладение столь разнообразными навыками происходит в разные и часто значительно отличающееся сроки даже в условиях специального обучения. Поэтому необходимо уточнять его содержание применительно к каждому ребенку, чему может способствовать использование рекомендуемых ниже таблиц мониторинга сформированности навыков уч-ся.
(Диагностика проводится в условиях школы и семьи.)
Мониторинг сформированности основных социальных навыков.

 

Таблица 1. Самообслуживание и хозяйственно-бытовой труд

 


Результаты освоения навыков
Самообслуживание и хозяйственно-бытовые навыки (указать, какие навыки проверяются) Актуальный уровень развития Зона ближайшего развития Ниже зоны ближайшего развития Примечание
1 2 3 4 5
Гигиена тела (уход за собой)
Умывание;
- пользование кранами горячей и холодной воды;
- мытье рук;
- мытье лица;
- смывание моющих средств при мытье рук и лица,
- вытирание полотенцем малых размеров;
- пользование сушильным автоматом (электрополотенцем, который уч-ся видят во время экскурсий).
-полоскание зубов;
-чистка зубов;
-гигиена интимных частей тела (на уровне индивидуальных бесед);
-расчесывание (причесывание) волос;
-использование носового платка;
-использование вазелина, детского крема для ухода за кожей, гигиенической помады, дезодоранта;
-стрижка ногтей;
Пользование туалетом:
- умение проситься в туалет в знакомой обстановке, не знакомой обстановке;
- умение откладывать (сдерживать) оправление нужд;
- расстегивание и снятие одежды перед оправлением нужды (см. «Одежда. Одевание и раздевание»);
- оправление нужды в унитаз, писсуар;
- пользование туалетной бумагой;
-смывание унитаза;
-мытье рук после оправления нужды
-надевание и застегивание одежды (см. «Одежда. Одевание и раздевание»);
Питание
-Питье из чашки кружки, стакана .
-Использование соломки для питья.
-Использование при приеме пищи столовых приборов:
*столовой ложки;
*чайной ложки;
*вилки;
- Использование салфетки.
- Наливание холодной и теплой жидкости, горячей жидкости .
-Разворачивание несложных упаковок (на конфетах, печенье, шоколаде, т.п.)
- Отвинчивание пробки.
-Снятие пробки специальным приспособлением;.
-Открывание картонной упаковки с жидкостью (сок, молоко, кефир).
-Очистка фруктов от кожуры.
- Мытье овощей, фруктов, ягод перед употреблением их в пищу.
-Засыпание, накладывание и размешивание сахара.
-Намазывание масла на хлеб.
-Отрезание масла, колбасы, сыра, хлеба.
-Чистка картофеля, других овощей.
-Нарезание овощей, фруктов.
-Простейшая сервировка стола.
-Уборка стола (уборка посуды, сметание крошек, протирание влажной тряпочкой).
-Мытье посуды.
-Вытирание посуды.
Одежда. Одевание и раздевание.
- Надевание и снятие отдельных предметов одежды:
- носок; чулок; гольфов;
- колготок;
- головных уборов;
- варежек, рукавиц, перчаток;
- шортов;
- брюк;
- маек;
- сарафана, платья (через голову);
- рубашки;
- пиджака;
- плаща;
- пальто;
- шубы;
- заправка рубашки;
- Застегивание и расстегивание одежды на:
- «липучках»;
- пуговицах;
- молниях;
- кнопках;
- петлях; .

 

-Заправка и застегивание ремня.
-Завязывание и развязывание шарфа, пояса, платка косынки, банта, ленточек.
- Раздевание и одевание в определенном порядке.
-Складывание одежды.
-Развешивание одежды.

Обувь. Обувание и снятие обуви.
Надевание и снятие отдельных предметов обуви:\
- домашних тапочек;
- туфель (женских);
- ботинок;
- сапог.
Расшнуровывание и засшнуровывание обуви:
- с выполнением завязывания шнурков .
Расстегивание и застегивание обуви на:
- «липучке»;
- молнии;
- пряжке;
Размещение снятой обуви в отведенном для нее хранении месте.

Одежда. Гигиена, уход.

-Чистка одежды сухой платяной щеткой.
-Развешивание одежды на плечики;
- Стирка мелких личных вещей мылом (нос. платок, майка, футболка, носки, полотенце).
-Глаженье прямого белья,
-Правильное складывание его на хранение;

Обувь. Гигиена, уход.

- Протирание, мытье, резиновой обуви.
- Чистка обуви:
- текстильной;
- кожаной;
- замшевой;
-Сушка обуви.
Труд в помещении (класс, кабинет труда, кабинет домоводства).
- Раскладывание (застилание) постели.
-Уборка (заправка) постели .
-Поддержание порядка в помещении (размещение и хранение вещей в определенном месте):
-в игровом уголке,
-в игровой комнате (в гпд);
-на рабочем месте (в трудовой мастерской),
-в комнате для занятий (классе);
- на кухне;

Уборка класса.

-Мытье игрушек.
-Вытирание пыли.
- Поддержание чистоты доски .
- Мытье подоконников.
- Мытье дверей.
- Подметание пола.
- Мытье полов.
- Сбор и выбрасывание мусора.

Уход за комнатными растениями:
- Протирание и мытье подоконников и подставок под цветочными горшками (в классе и в каб. цветоводства);
- полив растений;
- рыхление земли;
- удаление сухих листьев;
- удаление пыли с крупных кожистых листьев;
-пересадка растений;
-выращивание зелени и лука;
Уборка территории.
-Сгребание листьев и мусора.
-Выноска мусора на носилках или в специальных мешках.
-Подметание дорожек.
-Очистка от снега дорожек.
Труд на приусадебном (дачном (школьном) участке.
- Сбор семян и плодов отдельных культур.
- Полив растений.
- Перекопка почвы.
- Рыхление разравнивание почвы граблями после перекопки .
- Прополка сорняков.
Выполнение мелких покупок
-в киоске;
-в ларьке;
-в хлебном, овощном или другом специализированном магазине;
-в универсаме;
-на рынке;
-Нахождение и выбор нужного товара.
-Обращение к продавцу или кассиру.
-Оплата покупки,
-Оставление и взятие вещей в камере хранения магазина.
-Использование специальной корзины или тележки.

Примечание. 1.Навыки надевания и снятия отдельных предметов одежды и обуви, их расстегивания и застегивания, расшнуровывания и зашнуровывания и т.д. могут формироваться отдельно. В этом случае в соответствующих графах проставляется 3 знака. Например: знак + обозначает одевание, застегивание и т.д полностью самостоятельно., а знак + обозначает, что навык сформирован частично т.е. (или застёгивает , или только может расстегивать одежду и т.д.),а знак – означает ,что навык отсутствует совсем.
2. Знание денег, умение рассчитывать стоимость покупки, размер сдачи, умение пользоваться ценником, знание цен изучается особо.( на уроках практического счёта, счёта, коммуникации и во время специальных практических экскурсий).

Таблица №2 Ручной труд

Результаты освоения навыков
Трудовые навыки (указать, какие навыки проверяются) Актуальный уровень развития Зона ближайшего развития Ниже зоны ближайшего развития Примечание
1 2 3 4 5

 

Сгибание и складывание бумаги.
Разрывание тонкой бумаги по сгибу.
Обведение трафаретов.
Обведение шаблонов.
Резание ножницами:
- бумаги;
- тонкого картона;
- ткани;
- природных материалов (листьев).
Наклеивание и склеивание с использованием клеевого карандаша, кисточки.
Разметка по линейке.
Сбор и первичная обработка природных материалов.
Соединение природных материалов пластилином.

 

Выполнение сметочного шва, других простейших швов.
- Пришивание пуговиц (различного вида) к одежде.
- Пришивание оторванной вешалки; (для сильных уч-ся)

Углубленное изучение овладения видами и навыками самообслуживания (для мл, школьников), хозяйственно-бытового и ручного труда


Таблица №3 Мытье рук

Результаты освоения навыков
Основные приемы и действия (указать, какие навыки проверяются) Актуальный уровень развития Зона ближайшего развития Ниже зоны ближайшего развития Примечание
1 2 3 4 5

-Открытие кранов.
-Регулирование напора воды.
-Регулирование температуры воды. Взятие мыла.
-Смачивание рук и мыла. Намыливание ладоней.
-Возращение мыла в мыльницу.
-Намыливание тыльной стороны кистей рук.
-Смывания мыла.
-Закрытие кранов.


Таблица №4 Сгибание и складывание бумаги

Результаты освоения навыков
Основные приемы и действия (указать, какие навыки проверяются) Актуальный уровень развития Зона ближайшего развития Ниже зоны ближайшего развития Примечание
1 2 3 4 5

 

Расположение листка бумаги на столе.
Собственно сгибание и складывание:
- отгибание части листа;
- совмещение сторон или углов листа;
- приглаживание начала линии сгиба.

 Таблица №5 Наклеивание небольших деталей с использованием кисточки

Результаты освоения навыков
Основные приемы и действия (указать, какие навыки проверяются) Актуальный уровень развития Зона ближайшего развития Ниже зоны ближайшего развития Примечание
1 2 3 4 5
-Наливание клея в баночку (при необходимости).
-Размещение детали (деталей) наклеиваемой стороной вверх.
-Взятие и правильное держание кисточки.
-Обмакивание кисточки в клей.
-Обтирание лишнего клея о край баночки (при необходимости).
-Намазывание клеем наклеиваемой детали:
- придерживание детали левой рукой;
- нанесение мазков (без пропусков);
- разравнивание клеевого состава (при необходимости) .
- Размещение детали на месте наклеивания. Прижимание и приглаживание детали.
Составление, заполнение и использование таблиц мониторинга.
Левая сторона таблицы (графа 1) рекомендована для общей оценки состояния трудовых навыков, содержит перечень основных изучаемых навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда (таблица №1), а также операции ручного труда (таблица №2). Этот перечень не является исчерпывающим и может быть расширен педагогом или родителями ребенка. Например, если он готов к овладению или уже начал овладение относительно более сложными навыками выполнения прически, приготовления пищи, использования бытовой техники, шитья и вышивания и т.д., в перечень вносятся соответствующие изменения.
В аналогичной графе таблиц для углубленного изучения овладения отдельными видами и навыками труда (таблицы №3-5) указывается основные трудовые приемы и входящие в их состав действия, наиболее важные при мытье рук, сгибания и складывания бумаги наклеивания небольших деталей с использованием кисточки. Эти таблицы приведены как образец для составления аналогичных. Необходимость в их разработке возникает, когда нужно выяснить, в овладении какими конкретными приемами и действиями ребенок испытывает затруднения.
Под приемом понимается комплекс практических действий направленных на получение элементарного и законченного результата труда.
Приемы могут иметь сложный состав, т.е. включать ряд действий. Так, при нанесении взятого на кисточку клея нужно одной рукой придерживать наклеиваемую деталь, а второй рукой наносить маски и при необходимости разравнивать нанесенный клеевой состав.
Составляя указанные таблица, не обязательно выделять абсолютно все приемы и действия. Главное определить те из них, овладение которыми, является наиболее важным для данного трудового задания.

 

Графа 2 таблицы - «Актуальный уровень развития», используется для регистрации оценки освоения определенных навыков, приемов, действий, которые имеются у ребёнка на сегодняшний день (например такое обследование хорошо проводить в начале уч.года).
Графа 3 - «Зона ближайшего развития» используется для регистрации оценки освоения определенных навыков, приемов и действий после обучения этим навыкам, (результаты можно записать в конце первого полугодия).
Графа 3-«Ниже зоны ближайшего развития» указывает на то, что уч-ся не овладел навыками, приёмами и действиями даже после обучения. Такое обследование можно проводить в конце уч.года.В соответствующую графу проставляется любой удобный для пользователя знак. Например:
-навыки сформированы полностью +;

- навыки сформированы частично +;

- навыки не формируются _;
Таблицы мониторинга могут составляться и заполняться как педагогом, так и родителями. Заполнение таблиц №1 и № 2 позволяет не только в общем виде оценить состояние навыки самообслуживания хозяйственно-бытового и ручного труда, но и определить дальнейшее содержание обучения этим навыкам.
Составление и заполнение таблиц для углубленной оценки отдельных видов и навыков труда дает возможность аналогичным образом уточнить содержание обучения конкретным приемам и действиям.
Регулярное ведение таблицы мониторинга позволяет также выявить обучаемость ребенка, его возможности в усвоении специально формируемых навыков. Если ребенок эпизодически посещает школу (т.е. находится на надомном обучении), рекомендуется провести обучение наиболее часто используемым в быту навыкам (мытье рук, и снятия отдельных предметов одежды или других). Работая с такими таблицами можно выявить затруднения детей и на других учебных предметах: письме, счете, и т.д., а так же и реальные перспективы их преодоления.
Некоторые условия успеха.

Французский и педагог, и создатель одной из первых признанных систем специального воспитания и обучения Э. Сеген утверждал, что тяжело умственно ограниченный ребенок «... и мог, и знал, если бы только он хотел, но вся беда в том, что он, прежде всего, не хочет».
Формируя у умственно ограниченного ребенка трудовые (и любые другие) навыки и умения, необходимо добиться его положительного отношения к их освоению. Для этого используются разные средства: мягкое, доброжелательное, ободряющие общение, поощрение малейших успехов, игровые моменты, заинтересованность ребенка в использовании результатов деятельности (например, желание съесть бутерброд после обучения по его приготовлению) и т.п.
По мере овладения теми или иными навыками нужно обеспечить формирование привычки использовать их без помощи взрослого. Стимулируется любое проявление самостоятельности, но одновременно расширяется и область применения педагогического требования, увеличивается количество поручений («Вымой...», «Принеси...», «Погладь...» и т.п.).
В формировании трудовых навыков соблюдается постепенность, как в плане сокращения оказываемой помощи, так и в плане усложнения самих навыков. Например, при обучении одеванию носков сначала все действия с ними выполняет взрослый, затем ребенок учится подтягивать вверх уже натянутый на ступню носок, выполняя действия совместно с взрослым, а потом сам. После этого переходят к совместным действиям при натягивании носка на ступню и т.д. Овладение навыками надевания носков позволяет перейти к освоению одевания гольфов, чулок и колготок.
Процесс обучения новым трудовым навыкам обычно требует большого количества упражнений в особенности в работе с тяжело умственно ограниченным ребенком. На начальных этапах обучения упражнения должны осуществляться при активном участии взрослого т.к. сам ребенок не умеет еще контролировать свои действия и их результаты (например, проверить смыто ли с рук все мыло насухо ли вытерты руки и т.д.). Эти этапы могут оказаться весьма продолжительными, но нужно проявлять максимум терпения и верить, что затраченные усилия непременно дадут положительные результаты.

(Из опыта работы с детьми и подростками, имеющими тяжёлую форму умственной отсталости и сложную структуру дефекта.)

 

 

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________