MECTO: Home ЕСЛИ ОВЗ Интеллект Коррекция интеллектуального и психо-эмоционального развития детей с нарушениями интеллекта ...

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Коррекция интеллектуального и психо-эмоционального развития детей с нарушениями интеллекта ...

«Коррекция интеллектуального и психо – эмоционального развития детей с нарушением интеллекта средствами музыки»

Специальная (коррекционная) школа-интернат № 4

учитель пения, Чувахина Т.Г.

педагог дополнительного образования, Грингауз И.Г.

музыкальный руководитель, Чувахин Д.Л.

 

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Эти проблемы в эксперименте решались учителем пения Чувахиной           Т.Г., педагогом дополнительного образования Грингаузом И.Н., музыкальным руководителем Чувахиным Д.Л. в теме «Коррекция интеллектуального и психо – эмоционального развития детей с нарушением интеллекта средствами музыки»

Ученые отмечают, что искусство, а особенно музыка, является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные  потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде художественной деятельности. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической деятельности – это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

Основной задачей музыкального обучения и воспитания является оказание оптимальной помощи воспитаннику в коррекции и реабилитации его личностных качеств, осмыслению его жизненных задач, развитию творческих способностей восстановления его индивидуальности, что является важной задачей в подготовке его к самостоятельности и  трудовой деятельности.

Музыка возникла в глубокой древности, уже с того времени она используется не только для развлечения и образования, но и как лечебное средство при различных нервно-психических заболеваниях.

Многие из известных ученых древности использовали музыку в области психокоррекции (Пифагор, Аристотель, Гиппократ, Авиценна, Аль-Фараби и др.).

Успокаивающее воздействие  и возможность образования положительных эмоций с помощью музыки применялось для избавления пациентов от вредных привычек, навязчивых стремлений и влечений.

Музыкальное воспитание умственно-отсталых детей содержит в себе многое из того, что применяется с лечебными целями в музыкальной психотерапии.

На время общения с музыкой ребенок с проблемами уходит от переживаний, чувства одиночества, страхов и тревожности, от конфликтных межличностных отношений. Он становится по своему психологическому состоянию качественно другим, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной и познавательной сферах.

Умственно-отсталые дети-сироты, воспитывающиеся в условиях интерната, значительно отличаются от умственно-отсталых детей, воспитывающихся в семье.

Это различие проявляется в стойкости специфических эмоционально-личностных и поведенческих нарушениях, в частности:

-          примитивность эмоций;

-          сниженный интерес к предметам и явлениям;

-          недостаточная инициативность;

-          повышенная степень конфликтной «готовности»;

-          неумение самостоятельно разрядить напряженную ситуацию.

В результате этого повышается вероятность возникновения аффективных состояний, связанных с повышенным уровнем агрессивности, гиперактивности, часто в сочетании со сниженным самоконтролем.

Для исследования продуктивности форм и видов музыкального воспитания в плане коррекции интеллектуального и психо- эмоционального развития умственно-отсталых детей были взяты три группы воспитанников:

-          № 1 – ныне 4 класс в полном составе;

-          № 2 – группа вокально-инструментального ансамбля;

-          № 3 – участники духового оркестра.

Особенностью класса, участвующего в эксперименте, является

его состав, представляющий собой коллектив мальчиков с различными отклонениями в развитии.

Известно, что особенностью мальчиков является двигательная активность, расторможенность в сочетании с выраженными нарушениями активного внимания. Дети рассеяны, легко отвлекаемы на окружающие звуковые и зрительные стимуляции.

По типу нарушений можно выделить несколько категорий:

-          с задержкой психического развития – весь состав:

-          умственно отсталые – весь состав;

-          с нарушениями речи – Андрющенко А.;

-          заикание – Шкудов Ю;

-          нарушение эмоционально-волевой сферы – Симонян В., Шульдиков С., Иванов Д.

Каждая из категорий имеет свои специфические психолого-

педагогические особенности, которые учитывались при использовании методов коррекции в обучении музыке, пению, в музыкально-двигательном развитии.

Коррекционно-развивающий процесс, обеспечивающий профилактико-оздоровительное, лечебно-адаптационное воздействие на ребенка с проблемами в развитии более эффективно осуществляется при помощи музыкальной деятельности на уроке и во время внеклассной работы. Основываясь на коррекционно-личностном и деятельном подходах в развитии детей с проблемами занятия музыкой в классе и в неурочное время  преследуют единую цель – гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации, участия а общественной деятельности микро и макросреде.

На основе полученных результатов 1 года экспериментального исследования, поведения и обучения детей с проблемами в развитии наблюдались- нарушения познавательной деятельности, в частности умственной работоспособности, недостаточность словесного опосредования, нарушение вербализации, изменение способов общения, бедность социального опыта, несформированность общей и мелкой моторики, трудности при приеме и переработке информации, искажение запоминаемого материала, приводящее к нарушению познавательного мира.

В классной и внеклассной формах музыкального обучения и воспитании применяется как коллективный, так и индивидуальный подход. Обучение игре на духовых, ударных, струнно-смычковых инструментах, индивидуальное общение с педагогом, концертная деятельность – все это дополняет, расширяет и углубляет коррекционную работу с умственно-отсталыми детьми в интеллектуальной и психо- эмоциональной сферах, а также помогает преодолению зажимов общей и мелкой моторики.

К положительным результатам внеклассной работы можно отнести развитие коммуникативных умений детей,  совершенствование общения со слушателями, зрителями. В результате работы у воспитанников развивается уверенность в своих возможностях, целенаправленность в достижении результатов.

Формируются положительные качества личности: доброта, отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать, происходит переориентация ценностных устремлений, самостоятельность действий, творческая активность.

Каждому ребенку предоставляется практическая возможность раскрыть свои способности в музыкальных видах деятельности, в результате чего:

-          совершенствуются исполнительские умения детей; пение под аккомпанемент синтезатора, владение микрофоном, дети свободно поют под фонограмму;

-          на выступлениях в концертах активизируется самостоятельность поведения.

К внеклассной работе относится и досуговая форма деятельности:

-          праздники (календарные и тематические);

-          традиционные мероприятия;

-          постановки музыкальных сказок, мини-спектаклей, театрализация песен;

-          самостоятельное слушание радио и телепередач, музицирование.

Схема музыкального обучения и образования в нашем интернате выглядит так:

Урочная форма Внеклассные формы

Типы уроков:

- доминантный

- комбинированный

- тематический

- комплексный

Массовые мероприятия:

- утренники

- праздники

-посещение концертов, оперных и балетных спектаклей

- участие в концертах за пределами интерната

Занятия в духовом оркестре Занятия в вокально-инструментальном ансамбле

Музыка в повеседневной жизни:

- самостоятельное слушание радио и телепередач

- музицирование

 

Но основной формой музыкального воспитания и обучения является урок музыки, содержание которого определяется следующими видами деятельности: слушание (восприятие) музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на простейших музыкальных инструментах.

Особенность урока музыки – это работа с детьми разного уровня музыкального развития.

 

Оценка возможности детей проводилась по трем уровням:

1 – низкий, потенциальный;

2- средний, реальный;

3 – высокий.

 

Сопоставляя медицинский диагноз по типу нарушений и оценочные данные уровня музыкальных особенностей выявилась их прямая зависимость.

Так, к 1 уровню относятся дети с нарушением речи и эмоцианально- волевой сферы:

Андрющенко А.

Шкудов Ю.

Симонян В.

Иванов Д.

В коррекционной работе средствами музыки важно использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация, а также, регулировать, стабилизировать психоэмоциаональное состояние ребенка.

На групповых музыкальных занятиях в условиях урока решаются многие общие для всех детей с проблемами задачи психологической коррекции.

У замкнутых, аутичных детей формируются навыки общения;

Боязливые делаются более уверенными, смягчается проявление страхов;

Агрессивные, эгоцентричные дети приучаются сдерживать свои импульсивные побуждения и считаться с интересами окружающих.

 

Тематическое планирование уроков музыки на 2004-2005 год осуществлялось с учетом как программных требований, так и особенностей детей, участвующих в эксперименте, а также коррекционных задач, стоящих перед педагогом, а именно:

-          коррекция отклонений в интеллектуальном развитии;

-          коррекция нарушений звукопроизносительной стороны;

-          помощь в самовыражении, через музыкальную деятельность;

-          преодоление неадекватных форм поведения, снятие эмоционального напряжения;

-          коррекция коммуникативных функций.

В прилагаемой таблице музыкальный материал изложен по всем

видам деятельности на уроке.

В течение учебного года используются все типы уроков.

В обучении умственно-отсталых детей важное место занимает игровой метод. Общий эмоционально положительный урок, создаваемый игрой, способствует устранению негативных состояний и развивает творческую активность. Дидактическая игра может быть и средством, и формой обучения и используется при освоении любого музыкального материала в разных вариантах и в разных видах музыкальной деятельности.

Как известно, универсального метода обучения не существует. Все методы используются в определенном сочетании, композиции, которая в данной конкретной педагогической ситуации может дать наибольший эффект и которая выбирается с учетом целого ряда факторов, в том числе:

-          возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями детей;

-          их интересами и склонностями;

-          уровнем подготовки:

-          особенностями и степенью отклонений в их развитии;

-          целями и задачами музыкального развития детей;

-          спецификой воздействия музыкального искусства;

-          видами и формами деятельности;

-          объемом и качеством информации.

 

Музыкальное обучение осуществляется при помощи восприятия

самой музыки. Известно, что у детей с задержкой психического развития наблюдается замедленность темпа восприятия.

Дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки, не могут дать вербальную оценку музыкальному произведению. Поэтому для коррекции этой деятельности используется словесный метод: пояснение, уточнение, указание, разъяснение, рассказ, беседа, небольшие подсказки в виде вопросов.

Словесные методы в сочетании с наглядными (показом иллюстраций, картин)  являются коррекционно-направленными приемами, подготавливающими детей к процессу восприятия музыки.

Одним из основным методов выработки и закрепления музыкальных знаний, умений и навыков являются упражнения, они разнообразны и могут решать самые разные задачи коррекционной работы, т.к. с их помощью можно применить коллективный и индивидуальный подход в обучении умственно-отсталых детей.

Рассмотрим обучение пению. Этот процесс длителен и сложен у ребенка с умственной отсталостью, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения. Это вид музыкального исполнительства, который оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие. Как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т.д.

Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует центральную нервную систему, увеличивает работоспособность человека.

Все это нелекарственная реабилитация функционального состояния человека. Таким образом, пение – не только форма обучения музыке,  способ организации досуга и различных мероприятий, но это еще и мощный оздоровительный фактор, обеспечивающий эффективность воздействия на организм поющих, равную спортивным тренировкам «умеренной мощности», т.е. сохранение эмоционально-психического и физического состояния: кислотность крови, газовый обмен остаются в норме, а функции дыхания и кровообращения сильно увеличены, что и тренируют организм, повышая его физические возможности. Пение – это дыхание в биологически полезном ритме, благотворно сказывающемся на работе сердечной мышцы.

В процессе обучения пению особенно активно развивается познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки, укрепляется голосовой аппарат ребенка.

Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.

Нарушения в звукопроизносительной сфере служит препятствием познавательного, а отсюда и развивающего процессов.

С помощью упражнений вырабатываются и коррегируются:

-          звукообразование (певческая установка, дыхание, атака звука);

-          артикуляция (подвижность артикуляционного аппарата – губ, языка, нижней челюсти);

-          дикция (ясное и четкое произношение согласных);

-          развивается звуко-высотный слух (чистота интонирования мелодии);

-          мелодический слух (особенность запоминания мелодии).

В связи с тем, что песня разучивается на нескольких занятиях, интерес к ней у детей постепенно снижается. Для его поддержания используются разнообразные дополнительные методы и приемы,  например использование других видов деятельности: движений, игры на музыкальных инструментах.

Развитию вокально-хоровых навыков помогает использование упражнений игрового плана с образно-ассоциативным представлением. Вот несколько примеров:

Названия даны условно.

«Папуасы».

Цель: работа над унисоном. Развитие слуховой и двигательной

координации, чувства ритма.

Содержание: спеть заданный звук на «а» (индивидуально или коллективно), при этом ладошкой, легко прикасаться к губам, выстукивать определенный ритмический рисунок.

Данное упражнение помогает детям прочувствовать свой голос, усвоить высоту звука, выработать длинный и равномерный выдох, так необходимый при пении.

 

«Путешествие на самолете».

Цель: развитие подвижности голоса, ощущение регистров,

активность дыхания.

Содержание: предлагается совершить путешествие на самолете. Звук мотора – «У».

Рука с воображаемым самолетом то поднимается вверх, то опускается, голос тоже.

 

Небольшие попевки, например:

«Музыкальное приветствие».

Здесь уже присутствует мелодическая линия и ее исполнение помогает развитию звуко-высотного слуха, навыка кантилены, развивает самостоятельность исполнения, помогает преодолеть застенчивость, боязнь. Используется и коллективный и индивидуальный подход к обучению.

Песенный репертуар также составлен с учетом коррекционных задач. Сохраняя основные требования программы, круг песен был расширен.

Включены песни, способствующие созданию внутреннего психологического  климата: «Песня об интернате» мелодия Трубенко М.В., гармонизация Чувахина Д.Л., «Спой, нам, ветер» И. Дунаевского.

Песни героико-патриотического содержания: «Песня о 28 панфиловцах» М. Блантера, «Золотая звездочка Москвы» Р. Бойко, «Хотят ли русские войны» Колмановского, «Моя Москва» И. Дунаевского, «Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова.

Песни-образы: «муравей» Левкодимова, «Рыжий пес» Г. Струве, «Песенка мамонтенка» Шаинского.

Песни о дружбе: «Шире круг» Львова-Компанейца,

«Песенка о капитане» И. Дунаевского.

Песня-игра: «Если весело живется», «Буги-Вуги».

 

С целью развития движений под музыку, также используются разнообразные упражнения, помогающие лучше почувствовать характер музыки, и ее изменения в динамике, агогике.

Благодаря музыкально-ритмическим упражнениям и играм формируется двигательный самоконтроль, внимание, совершенствуется координация движений, развивается воображение, память, воспитывается чувство музыкальной формы, приобретаются коммуникативные навыки.

Например: музыкальная игра «Передача предмета» музыка Т. Ломовой. В нее можно играть в разном возрасте, упрощая или усложняя

Музыкальное сопровождение представляет собой ряд ярко очерченных музыкальных фраз.

Цель: - коррекция моторики, развитие слухового внимания, чувства формы, стабилизация психо-эмоционального состояния.

Воспроизведение несложных ритмических рисунков на простейших музыкальных инструментах или сочинение своих собственных не только способствует развитию ритмического чувства, творческого мышления, но также выполняет коррекционно-педагогическую задачу, т.к. включение мелкой моторики активизирует психические процессы.

Отбор упражнений для этого вида деятельности происходит с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, с учетом коррекционно-направленного воздействия каждого из них. Особенностью этого вида деятельности является сочетание индивидуальных и совместных действий детей.

Активное восприятие музыки в процессе прослушивания музыкальных сочинений помогает формированию слушательской культуры, обогащает музыкальными впечатлениями.

У детей с психической задержкой развития и умственной отсталостью слабо выражена музыкально-слуховая дифференциация, несовершенство эмоционально-волевой сферы обуславливает недостаточность эмоциональной отзывчивости, неадекватные эмоциональные реакции при восприятии вокальных и инструментальных сочинений.

Музыкально-коррекционное воспитание слушательской культуры, активного восприятия музыкальных сочинений осуществляется методом от простого к сложному, от малого к большому, активно используя наглядные пособия, беседы, рассказы о музыке и музыкантах.

Таким образом, систематическая, целенаправленная работа по музыкальному образованию и воспитанию умственно- отсталых детей-сирот разными видами и формами музыкальной деятельности способна осуществлять коррекцию их интеллектуального развития.

 

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________