MECTO: Home Специалистам Социальному педагогу Мастер-класс Литературный кружок как форма социально-педагогической работы в школе

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Литературный кружок как форма социально-педагогической работы в школе

Литературный кружок как форма социально-педагогической работы в школе.

Назарян Юлия Константиновна

социальный педагог

ГОУ СОШ № 498

 

Куда сегодня ведет педагог? В чем его задача и долг? И назначение… Почему ребенок должен идти за ним? Кто так решил? Сегодня.

Если педагог – наставник, то, вероятно, (и это, скорее всего, именно так) он наставляет ребенка на некий путь. Пути эти разные. Разными могут быть и наставления.

Государство, конечно, ставит перед педагогом задачу воспитания гражданина. Это и понятно. И верно. Родители? Здесь ситуация весьма неоднозначна: от отсутствия целей как таковых (ребенок ходит в школу… потому что так положено – собственных надежд на образования нет, нет и дела до него) до вполне конкретных и даже тоталитарных (я хочу, чтобы мой ребенок … - только так и не иначе). Между двумя этими полюсами – множество вариантов. Варианты, варианты… Столько, сколько людей. И детей.

Дети. Они подчас вообще не знают, зачем им необходимо каждый день посещать школу и выполнять множество домашней работы. Среди предметов – любимые и нелюбимые, среди педагогов – тоже.

И как бы, в конечном итоге, не выглядела идеальная цель, вырисовавшаяся на стыке мировоззрений взрослых, ребенок сам решит, будет он ей следовать или нет.

Как правило, к социальному педагогу приходят несогласные.

Причины разные могут быть, но на выходе между педагогом и ребенком должна возникнуть ценность, которая их свяжет, и которая поведет их своим, особым, путем. И я твердо стою на позиции, что путь этот, независимо ни от чего – путь нравственного развития друг друга. Навряд ли пятиклассник может чему-то научить преподавателя-предметника в рамках предмета. Однако, любой ребенок, любого возраста, может быть открыт любому педагогу, которому поверит, для духовного диалога, который обогатит обоих!

Первостепенной задачей педагога является выбор поля для этого очень важного отношения, которое, возникнув, должно развиваться и развивать.

Для меня и моих детей этим полем стала литература. Ее удивительный мир ярких метафор и эмоциональных образов, который в самой полной мере откликнулся в их чутких, как самые тонкие мембраны, душах.

Текст становился любимым, важным, интересным, враждебным, понятным, непонятным... Нес в себе весь спектр эмоций и размышлений.

Литературный текст в самой своей сути настолько уникален, что может быть одновременно и раскрывающим проблемное поле ребенка, и служащим зеркалом его личности, и  показывающим ребенку сложный и очень интересный мир человеческих отношений. Если ребенок пробует найти свое место в этом мире через отношения героев, то диалог этого ребенка и автора состоялся.   Умелое, уместное, чуткое включение педагога в это диалог – еще одна наиважнейшая задача! Здесь проходит тот самый путь. Здесь педагог «берет ребенка за руку» и они начинают взаимное обогащение духовными ценностями.

Осознавая текст, стремясь к его пониманию,  наш юный читатель выстраивает и свою собственную позицию, внося свои личностные смыслы в контекст произведения. Педагог привносит свое понимание. Зарождается живое обсуждение Проблемы (слово «проблема» здесь ключевое, ибо если нет проблемы, то и обсуждения нет). Оно, это проблемное обсуждение двух доверяющих друг другу людей, и есть нравственное развитие. Не трудно убедится теперь, что все, что происходит между педагогом и ребенком взаимно.

Особая роль у прочтения. Оно становится возможным, только если чтение текста и попытка его понять существуют и развиваются как бы на двух уровнях: внешнем (языковом, формальном) и внутреннем (содержательном, смысловом).  При этом понимание и осознание текста осуществляется в направлении от формы к содержанию.

Хочется описать один очень светлый и очень дорогой мне опыт такого личностно-художественного общения с одним из моих детей.

Девочка. Назовем ее А. Хотя, конечно, сухая обозначающая буква ей совсем не подходит. Но я точно знаю, что она не хочет, чтобы хоть кто-нибудь догадался о ее настоящем имени. Знаю и глубоко уважаю это желание. Поэтому… А.

Чудесный ребенок, с богатым, открытым, очень добрым внутренним миром, она не смогла найти себе места в мире других людей. К великому сожалению, результатом этого конфликта миров стали ее противоправные (по отношению к другим людям и к самим нормам нашего общества) поступки, которые загоняли ее все дальше и дальше от людей, глубже и глубже внутрь себя.

Я хотела помочь ей увидеть себя саму своими же добрыми глазами. И увидеть такими же точно глазами людей, с которыми она учиться вместе, находясь с ними день за днем настолько рядом и действительно много времени, что можно сказать, что она с ними живет. Очень трудно, а для ребенка, думаю, просто невыносимо, находиться с теми, с кем живешь вместе, в постоянной внутренней и внешней вражде.

Мы выбрали сказку «Забывчивая фея».

Это история о существе, забывшем себя, потершем свое «Я» и ищущем его в своем окружении. В сказке этого не сказано. Это ее «подтекстовый» смысл, к которому А. должна была придти или самостоятельно, или с моей очень ненавязчивой помощью.

В тексте лишь сказано, что фея забыла, кто она и как ее зовут и, выйдя из дома, она начинает это выяснять. Фея встречает цветы, и те говорят ей, что она цветок, потому что кроме цветов они никого не знают и только цветам дают имена. Фея живет, как цветок, делая то же, что и они, но приходит осень и фея понимает, что она не цветок. Точно так же она проживает в стаде оленей, среди рыб, камней и так далее. Каждый раз она приходит к разочарованию. Сказка ничем не заканчивается. В ней говориться, что фея живет сейчас среди облаков и я предложила А. самой закончить сюжет.

Я задавала вопросы:

Что потеряла фея?

Что она ищет?

Почему не может этого найти?

Чем может закончиться сказка?

Что должна сделать фея, чтобы найти то, что она ищет?

Следовало ли фее жить среди цветов и оленей?

Что значит «жить не своей жизнью»?

Как ты понимаешь слова «найти свое место в жизни»?

Что значит быть самим собой?

Она ответила на все вопросы. Закончила сказку. Ответ прост, конечно: человека нет там, где его нет.

Прямо на моих глазах в рассуждениях А. развивалась мысль о том, что ошибка феи-героини сказки в неправильном, неверном, недопустимом векторе ее поиска. Он был направлен во вне, в то время, как «Я» оставалось внутри феи.

Мы нарисовали иллюстрацию к сказке и А. сама вписала, где на этой картинке находится «Я» феи. Потом она нарисовала вокруг феи всех, кто окружал ее. Они совсем другие. Они – не она. Но они могут быть друзьями. А себя человек может найти лишь в себе, внутри себя.

Потом был целый путь. Мы написали, какой бы она хотела быть и что она может для этого сделать. Каждую неделю она совершала какой-нибудь поступок на пути к себе.

«Человек входит в мир деянием», - очень точно, очень правильно сказал А.А. Лионтьев. Еще он рассуждал об образе мира, о том, что человек сосуществует, со-бытийствует с миром через этот образ. Язык для человека – ориентир в мире.

Язык и педагог. Ориентир, наставник, путеводитель… Педагог, которому ребенок доверяет и верит, и живое диалогическое слово в помощь ребенку на пути нравственного развития. Сегодня и всегда. Литература доверяет педагогу все самое ценное – свои тексты. Ему лишь остается предложить ребенку поговорить об этом. Вместе.

 

 

P.S. Мы с А. стали друзьями.

Она замечательная.

Я счастлива, что мы встретились однажды.

И заговорили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

 

  1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов высш. уч. завед. – 4-е изд., испр. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.

 

  1. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб: Речь, 2007
 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________