MECTO: Home Специалистам Социальному педагогу Мастер-класс Урок-практикум "О ребенке - особая забота!"

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Урок-практикум "О ребенке - особая забота!"

Урок-практикум на тему "О ребенке – особая забота!"

(автор - Н.И. Элиасберг)

Оформление. На доске записана цитата из Конвенции о правах ребенка:
"Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста".

Введение в тему. Учащиеся размещают на доске подготовленные ими листки с эскизами плакатов на тему "Забота о детях – общее дело" и представляют их. Каждое выступление одобряется аплодисментами.

Основная часть урока – мини-дискуссия на тему "Почему ребенок нуждается в особой заботе?"


I этап. Слово учителя:
"Мировая Конституция прав ребенка" – так называют Конвенцию о правах ребенка.
Принятие этой Конвенции означало признание мировым сообществом необходимости особой заботы о детях и особого внимания к их жизни и развитию.
Почему же ребенку требуется особая забота, которую должны проявлять не только его родители, но и государство, где он живет, а в некоторых случаях и все люди в мире через Организацию Объединенных Наций?
Задание учащимся. Разделившись на малые группы (по четыре человека – объединяются соседи по парте), подготовить ответ на поставленный вопрос. При этом каждая группа получает следующие образцы суждений:
"Ребенок нуждается в особой заботе, потому что:
он маленький и беспомощный;
он еще мало знает о жизни;
он мало что умеет делать;
он не может делать многое, что делают взрослые;
если не заботиться о детях, их могут обидеть;
ребенок еще не умеет себя защитить;
его могут обидеть;
он маленький и не может сам себя защитить;
из-за неосторожности или незнания он может попасть в опасное положение;
его могут обидеть, что-либо украсть у него и т. п."
Учащиеся, работающие в группе, должны:
Выбрать из представленных на листке ответов три наиболее подходящие, по их мнению.
Аргументировано дополнить эти ответы.

II этап. Выступления учащихся от каждой группы и обобщение учителя.
После выступления учащихся учитель зачитывает текст из Декларации прав ребенка: "...ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе...".

Обобщение учителя. Как вы смогли заметить, ответы многих девочек и мальчиков в чем-то совпадают с Конвенцией: они отмечают слабость ребенка, недостаток у него жизненного опыта, невозможность защитить себя. Рассмотрим и другие причины, по которым он нуждается в особой заботе и защите.
1. Так как ребенок растет и развивается постепенно и процесс этот продолжается достаточно долго (до 18–20 лет), он особенно уязвим для разных болезней. Не случайно некоторые болезни называются детскими. Поэтому необходима постоянная забота врачей о ребенке, оказание им особой медицинской помощи.
2. Растущий организм нуждается в хорошем питании, но далеко не все родители могут хорошо кормить ребенка. Значит, семье должно помогать государству, чтобы дети не голодали, а хорошо питались. Кроме того ребенок не может зарабатывать себе деньги на питание, одежду, игрушки, книги и многое другое, т. е. и в этом государство должно помогать семьям и детям.
3. В связи с умственной незрелостью ребенка именно взрослые должны помочь ему получить знания, развить свои способности, подготовить к самостоятельной жизни, воспитать ребенка в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности".

Заключительная часть. Игра "Встретимся с друзьями!". Учащимся раздают кусочки разрезанных на четыре части открыток. По сигналу ребята начинают общаться для поиска остальных частей "своей открытки". Побеждают первые четыре человека, собравшие открытку. Однако игра завершается только тогда, когда все участники соберут открытки – "найдут друзей".

Домашнее задание. Подумайте и запишите, какими особыми правами должны (и могут!) пользоваться дети.

Дополнительно на портале по изучению темы "Права ребенка" в старшей школе в статье Урок "Права ребенка" и изучение Конвенции о правах ребенка в школе
Источник: Журнал "Нормативные документы образовательного учреждения", №3 2010

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________