MECTO: Home Специалистам Учителю-дефектологу Начинающим Рекомендации по организации деятельности специалистов смешанной группы

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Рекомендации по организации деятельности специалистов смешанной группы

Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанной группы

1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда, олигофрено-педагога, тифлопедагога, сурдопедагога)

Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности.

Так, учитель-дефектолог:

-   планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;

-   консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инст­руктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы, помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

-   координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);

-   ведет необходимую документацию (приложение 2);

учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии.

При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно школьным образовательном учреждении).

Решение ряда специфических задач:

Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции, кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а также временное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года.

-  осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;

-  проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

-  оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы;

-  обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.

Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня - со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физиче­скому воспитанию и музыкальным руководителем.

Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя дефектолога (в группу с детьми: с нарушениями слуха - сурдопедагога, с нарушениями зрения - тифлопедагога, с нарушениями интеллекта - олигофренопедагога; должность учителя-логопеда может вводится в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нал рушениями зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала сметанных групп, а также перечень рекомендуемой документации содержится в приложениях 1,2.

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе

-   индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.

-

2.  Деятельность воспитателя

Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются:

планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

планирование (совместно с другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы. соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

-   обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;

-   консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;

-   ведение необходимой документации (приложение 2).

 

3.Деятельность педагога-психолога

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:

-   психологическое обследование воспитанников;

-   участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);

-   проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;

-   Динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;

-   проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;

• осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи; консультирование персонала группы; заполнение отчетной документации (приложение 2).

 

4.Деятельность музыкального руководителя

-  Деятельность музыкального руководителя направлена на раз­витие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творче­ской деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;

-  проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);

-  консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;

-  ведение соответствующей документации.

-

5.         Деятельность инструктора по физической культур Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает:

-  проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;

-  планирование совместной деятельности воспитанников группы, подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;

-  оказание консультативной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;

-  регулирование (совместно с медицинскими работниками образо­вательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;

-  ведение необходимой документации.

-

6.           Деятельность социального педагога

Деятельность социального педагога направлена на обеспече­ние социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе относятся:

-  осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;

-  участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;

-  консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;

-  изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье:

-  взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;

осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;

выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;

-  ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год.

-

  1. Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования, работающего с воспитанниками смешанной группы, направлена на:

-  изучение воспитанников с отклонениями в развитии и участие (совместно с другими специалистами) в составлении индивидуальных программ развития;

-  выявление творческих способностей воспитанников, создание условий, способствующих их развитию;

-  проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками группы;

-  осуществление тесного взаимодействия с другими специалистами;

-  консультирование родителей (законных представителей) по вопро­сам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи;

-  ведение необходимой документации и представление в конце учебного года отчета о проделанной работе.

 

8.Деятельность сурдотехника

Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов. Консультирует родителей по вопросам использо­вания звукоусиливающей аппаратуры в домашних условиях и приспособления бытовой техники к потребностям детей с нарушенным слухом.

9.Деятельность медицинского персонала

При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь.

9.1. Врач-невропатолог к обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников Учреждения (группы) и при необходимости назначает лечение;

следит за изменениями в состоянии здоровья воспитанников в Процессе коррекционно-педагогического воздействия и дозирует допустимую для каждого воспитанника нагрузку;

- консультирует родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.

9.2.Врач-офтальмолог

Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения, определяет зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации другим специалистам и родителям по вопросам офтальмологического лечения воспитанников и организации взаимодействия лечения с коррекционно-педагогической работой.

9.3.Медицинская сестра

По медицинским показаниям осуществляет ортооптическое лечение зрения воспитанников; совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.

 

 

 

Приложение 2

Перечень рекомендуемой документации для специалистов, участвующих в интегрированном воспитании и обучении до­школьников с отклонениями в развитии

В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения определяются как органом управления образованием, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован.

1. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)

1.Личное дело каждого воспитанника.

2.План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения).

3.Планы (перспективные: календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий).

4.Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.).

5.Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.

В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.

 

2 Документация воспитателей

План организации совместной деятельности всех воспитанников группы.

2.Планы (перспективные и календарные фронтальных занятий).

3.Тетрадь передачи детей.

4.Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.

5.Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении).

В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.

 

3. Документация педагога-психолога

В соответствии с приложением к инструктивному письму Минобразования России от 01.03.99 № 3 обязательными для заполнения педагогом-психологом являются:

  1. Карта психологического обследования воспитанников.
  2. План работы педагога-психолога.
  3. Заключение по результатам проведенного психодиагностиче­ского обследования.
  4. Журнал консультаций педагога-психолога.
  5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.
  6. 6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения).

7-     Программа коррекционно-развивающих занятий.

8-     Аналитический отчет о работе педагога-психолога.

При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьей, Журнал учета групповых форм работы, программа работы педагога-психолога с группой и т.д.)

 

4- Документация музыкального руководителя

1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми. •

2. План организации проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных занятиях, спортивных праздниках , т.п.

3. Аналитический отчет о работе за учебный год.

 

 

 

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________