MECTO: Home Специалистам Учителю-дефектологу Начинающим Письмо МинОбр "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект"

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Письмо МинОбр "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект"

ПИСЬМО

Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ СЛОЖНЫЙ ДЕФЕКТ»

В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекцион­ном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с от­клонениями в развитии в редакции постановлений Правительства Россий­ской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288 и от 10 марта 2000 г. № 212 в коррекционном учреждении могут открываться специальные классы, груп­пы, группы продленного дня (в том числе для воспитанников, имеющих сложный дефект). Настоящее письмо определяет специфику образователь­ного процесса в специальных классах, группах, группах продленного дня для обучающихся, воспитанников, имеющих сложный дефект, специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждений.

Сложный дефект — любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.

1. Специальные классы, группы, группы продленного дня для обучаю­щихся, воспитанников со сложным дефектом создаются в специальном (коррекционном) образовательном учреждении (далее — коррекционное учреждение) с целью максимально возможной социальной адаптации, вов­лечения в процесс социальной интеграции и личностной самореализации этих обучающихся, воспитанников (далее — воспитанников).

2. Специальные классы, группы, группы продленного дня открываются в помещениях, оборудованных и оформленных с учетом особенностей вос­питанников со сложным дефектом.

3. Количество специальных классов, групп, групп продленного дня в коррекционном учреждении определяется самим учреждением.

4. В специальный класс, группу, группу продленного дня коррекционно-го учреждения принимаются воспитанники школьного возраста.

5. Направление детей в специальный класс, группу, группу продлен­ного дня коррекционного учреждения осуществляется органами управ­ления образованием только с согласия родителей (законных представи­телей) на основании заключения психолого-медико-педагогической ко­миссии.

6. В специальный класс, группу, группу продленного дня коррекционно­го учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогичес­кой комиссии. Специальные классы, группы, группы продленного дня кор­рекционного учреждения комплектуются по мере выявления таких воспи­танников в ходе психолого-медико-педагогического наблюдения в услови­ях образовательного процесса.

7. Перевод воспитанников из специального класса, группы, группы про­дленного дня в класс, группу, группу продленного дня коррекционного уч­реждения осуществляется органом самоуправления учреждения.

8. Предельная наполняемость специальных классов, групп, групп про­дленного дня коррекционного учреждения — 5 человек. При наличии не­обходимых условий и средств возможно комплектование классов с мень­шей наполняемостью.

В специальном классе, группе, группе продленного дня коррекционно­го учреждения должно быть не менее трех воспитанников, способных са­мостоятельно передвигаться и частично обслуживать себя.

9. Содержание образования в специальном классе, группе, группе про­дленного дня коррекционного учреждения определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой на базе образовательной программы (образовательных программ) данного учреж­дения с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждени­ем самостоятельно. При разработке образовательной программы (обра­зовательных программ) специальных классов, групп, групп продленного дня могут быть использованы образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспи­танников с иными отклонениями в развитии.

10. Содержание образования в специальных классах, группах, группах продленного дня коррекционного учреждения направлено на решение следующих задач:

формирование представлений о себе;

формирование навыков самообслуживания и жизнеобеспечения;

формирование доступных представлений об окружающем мире и ори­ентации в среде;

формирование коммуникативных умений;

обучение предметно-практической и доступной трудовой деятель­ности;

обучение доступным знаниям по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим психофизи­ческим возможностям воспитанников;

овладение доступными образовательными уровнями.

11. Организация образовательного процесса в специальных классах, группах, группах продленного дня коррекционного учреждения регламен­тируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписани­ем занятий, учитывающими особенности психофизического развития вос­питанников со сложными дефектами и разрабатываемыми и утверждае­мыми коррекционным учреждением самостоятельно.

12. Сроки освоения образовательной программы (образовательных про­грамм) воспитанниками специальных классов, групп, групп продленного дня коррекционного учреждения могут быть увеличены и определены в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного воспитанника и не должны превышать 12 лет.

13. Выпускникам специальных классов коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном по­рядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного уч­реждения.

14. Коррекцию сенсорных и двигательных недостатков воспитанников осуществляет учитель-дефектолог в тесном сотрудничестве с учителем, воспитателем класса, группы, группы продленного дня, педагогом-психо­логом, медицинскими работниками коррекционного учреждения.

15. Коррекцию речевых недостатков и формирование речевых средств коммуникации осуществляет учитель-логопед в тесном сотрудничестве с учителем, воспитателем класса, группы, группы продленного дня, педаго­гом-психологом, медицинскими работниками коррекционного учреждения.

16. Занятия ЛФК, массаж, физиотерапевтические и другие лечебно-оздоровительные мероприятия осуществляют работники, имеющие соот­ветствующую квалификацию.

17. Социальную помощь, связь с родителями (законными представите­лями), органами социальной защиты, здравоохранения, занятости насе­ления и другими осуществляет социальный педагог.

18. В штат коррекционного учреждения, имеющего в своей структуре специальные классы, группы, группы продленного дня, вводятся дополни­тельные ставки воспитателя, помощника воспитателя для постоянного обес­печения охраны жизни и здоровья воспитанников, оказания им помощи по обслуживанию себя.

Заместитель министра                                      Е.Е. Чепурных

 

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________