MECTO: Home Специалистам Учителю-дефектологу Начинающим Из опыта работы с детьми c расстройствами аутистического спектра

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Из опыта работы с детьми c расстройствами аутистического спектра

             

 

Каченовская Т.И.

учитель-логопед ЦППРиК «Тверской»ЦОУО ДО г.Москвы

 

Из опыта работы с детьми c расстройствами аутистического спектра

(Рекомендации для родителей).

    в настоящее время, в фокусе пристального внимания у специалистов, родителей оказываются следующие компоненты в развитии ребенка:

  1. Эмоциональная сфера, куда входят собственно эмоции (не путать с так или иначе присутствующим эмоциональным фоном или состояниями аффекта – ни то, ни другое мы к собственно эмоциям не причисляем); взаимодействие со взрослыми, особенно с родителями;  взаимодействие с другими детьми.
  2. Двигательная сфера.
  3. Регуляторная сфера. Мы выделяем:

-  произвольную саморегуляцию или умение управлять собой: произвольно, то есть сознательно контролировать и регулировать собственные движения, эмоции, уровень работоспособности, темп деятельности в зависимости от меняющихся требований внешнего мира

    - удержание программы, то есть умение удерживать предложенную извне программу, содержащую два, три и более шага, требующих последовательного (или параллельного)  выполнения

    - отдельно говорим об умении работать с наглядным материалом – имеются в виду в первую очередь предметные и сюжетные картинки, - хотя этот последний пункт напрямую связан с двумя предыдущими.

  1. Когнитивная сфера. Мы ставим перед собой следующие задачи:

     - понимание  обращённой речи;

- вызывание  отдельных неречевых и речевых звуков и слогов;

- проговаривание отдельных слов и простых предложений (в том числе с использованием элементов жестовой речи);

         - уточнение или формирование пространственных представлений;

- обучение чтению и письму;

- формирование грамматического строя и навыков связной речи;

- совершенствование навыков звукопроизношения;

- развитие фонематического слуха;

- работа с сериями сюжетных картинок, понимание скрытого смысла. Этот последний пункт представляет значительную трудность для детей с расстройствами аутистического спектра. Ребёнок может быть готов полноценно общаться, грамматически правильно оформляет фразы, выполняет те неречевые задания, которые соответствуют его возрасту. Тем не менее, понимание скрытого смысла в любом виде остаётся для него практически недоступным и требует особой кропотливой работы.

 

 

 

Эмоциональная сфера

   

     Прежде чем начать разговор о том, что может считаться работой с эмоциями, правильным будет уточнить,  что мы понимаем под эмоциями и в чём их отличие от эмоционального фона и аффективных состояний.

     Эмоциональный фон может быть разным – от депрессивного до эйфоричного. Он не провоцируется внешними обстоятельствами жизни ребёнка и доминирует вне зависимости от них. Не имеет выраженного начала и конца, стабилен и трудно поддаётся коррекции. На фоне подобных состояний (как, впрочем, и в самые, казалось бы, благоприятные моменты) возможны аффективные вспышки, которые мы также не относим собственно к эмоциям.          Несмотря на то, что подобные вспышки имеют выраженные границы, вызываются они совершенно другими причинами. Ребёнок с расстройством аутистического спектра имеет выраженные трудности формирования новых связей, чем собственно и объясняются множественные стереотипии и стереотипное поведение. Любое отступление от привычного не вплетается гармонично в ткань жизни, не считывается, не принимается и не анализируется, что в свою очередь порождает тревогу, нарастающую по мере продолжения воздействия. Новое помещение, новые люди, детали, кажущиеся не значимыми для обычного ребёнка, для особого ребёнка становятся травмирующими факторами, спусковой механизм срабатывает – возникает аффективная вспышка. Часто причины агрессии или самоагрессии не ясны, внутреннее возбуждение и торможение существуют в замкнутом цикле, поведение ребёнка внешне выглядит как череда ничем не мотивированных аффективных перепадов.

     Будет правильным, если ребёнок вместе с родителями будет посещать занятия у психолога,  который сможет ответить на вопросы о том, как правильно выстроить  взаимодействие ребёнка со взрослыми и детьми. Обязательным нам представляется также пребывание ребёнка, посещающего индивидуальные занятия, в детской группе, целью которой будет социализация и взаимодействие с  детьми.

     Несмотря на то, что задачи логопеда и дефектолога традиционно рассматриваются как образовательные, роль этих специалистов в формировании конструктивного взаимодействия очень велика.

     На  индивидуальных занятиях помимо всех прочих задач  мы пытаемся решить ещё одну, самую важную: ребёнку должно быть хорошо. Иногда приходится уговаривать, иногда заставлять, давить и требовать. Почти всегда приходится контролировать и настаивать на своём. И несмотря на всё это самое главное – сделать так, чтобы ребёнок получал удовольствие от занятия. От нахождения в одном помещении с вами. Быть с кем-то – это лучше, чем быть одному. Это непросто, иногда тревожно и непонятно, иногда мучительно трудно. Но правильно и здорово.

     Что бы вы ни делали на первом этапе работы, когда ребёнок кричит, вырывается, не позволяет дотронуться до себя, когда не идёт речь об обучении или о совместном комфортном существовании в помещении – просто будьте рядом. Сейчас ваша задача – приучить ребёнка к мысли, что вы будете пребывать в одном с ним поле какое-то время, сократить количество аффективных вспышек и снизить их накал. Если это возможно – обозначьте временные рамки. Я надену все кольца на пирамидку – и ты сможешь выйти из комнаты. Мы переложим все мячи, и ты сможешь отдохнуть. Мы сделаем десять наклонов, и я тебя отпущу. Нет точного ответа на вопрос, какое упражнение следует предложить в первую очередь. С каждым ребёнком это будет что-то своё.

     Постепенно увеличивайте время пребывания в помещении, сокращайте расстояние между вами и ребёнком, предлагайте новые задания. Доведите общее количество выполняемых упражнений до пяти в том случае, если речь идёт о дошкольнике 4х – 5ти лет и продолжительность вашего занятия составляет 45-50 минут. Это может занять несколько месяцев. Год. Несколько лет.

     Мы добиваемся гармоничного взаимодействия с ребёнком. Мы пытаемся вызвать живые эмоции на фоне преобладающего эмоционального фона и аффективных вспышек.    Мы говорим о пластичности в поведении.

 

 

 

 

Двигательная сфера

 

      Безусловно, наиболее полный и соответствующий потребностям каждого конкретного ребёнка курс занятий может предложить только специалист по работе с двигательной сферой – кинезиотерапевт. Тем не менее, остаётся неоспоримым тот факт, что многие дети, поступающие в работу к логопеду или дефектологу, не только не готовы учиться чему-либо, но не способны даже подражать действиям взрослого, выполнять предложенные задания, а зачастую просто неуправляемы. Поэтому мы берём на себя смелость утверждать, что значительную долю того времени, которое ребёнок проводит в кабинете у логопеда, стоит посвятить совершенствованию его двигательных навыков. Это будет способствовать не только расширению  двигательных возможностей ребёнка, формированию у него навыков произвольной саморегуляции и лучшему программированию деятельности, но и позволит в значительной степени снять тревогу и уменьшить число аффективных вспышек.  Тем самым наши усилия будут направлены на выстраивание конструктивного взаимодействия специалиста с ребёнком – а это как раз и является нашей главной задачей на первом этапе работы.

      Цель предлагаемых заданий – сделать арсенал движений более полным и разнообразным. Ребёнок может справляться с привычной средой – квартира, подъезд, детская площадка – но новая среда требует освоения, в том числе с помощью движений. В новом месте могут присутствовать взрослые или дети, которые двигаются в непривычно быстром темпе, который ребёнок не считывает и не может поддержать, что рождает тревогу. Поддержание непривычной позы очень энергозатратно, весь ресурс уходит на возвращение в привычное равновесие – во всех смыслах этого слова.

    Наша задача сделать так, чтобы как можно большее количество движений     и поз стали привычными, комфортными, не требующими дополнительного внимания при переключении от одного положения тела к другому.

    Итак, мы говорим о пластичности в движениях.

 

     Следующие упражнения могут помочь нам добиться цели:

 (Речь идёт о примерном перечне! Всё, что вы придумаете, руководствуясь представленными выше соображениями, будет здорово))))

 

  1. Перекладывание мячей.

      Ребёнок сидит на полу так, чтобы поза была устойчива, руки свободны. Справа стоит коробка с мячами, слева пустая. Начинать можно с пяти мячей, затем увеличивать их количество – вполне возможно, вы дойдёте до двадцати. Особенно важно помнить, что    переложить следует все приготовленные мячи, даже если в конце придётся удерживать, настаивать и помогать, действуя  руками ребёнка. Количество мячей – это продолжительность задания. Пока они не переложены, работа не закончена; мячей становится меньше – задание идёт к концу. Никакого обмана, всё наглядно, можно самому контролировать ход работы. Здесь и сейчас мы создаём безопасные коридоры. Расшатывать их начнём обязательно – после того, как создадим комфортную атмосферу и придём к полному пониманию и сотрудничеству. Звучит ужасно, но это правда…

     Итак: перекладывание мячей. Правой рукой ребёнок берёт мяч из правой коробки, несколько раз перекладывает его из руки в руку и левой рукой откладывает в пустую коробку слева. Можно и даже нужно сопровождать движения речью. Используйте любой материал, пригодный для многократного повторения: Агнию Барто, народные песенки или потешки, ряды гласных букв, слоги с чередованиями глухих и звонких согласных – всё будет правильно. В идеале ребёнок говорит вместе со взрослым, поддерживая темп и интонацию. Меняем скорость проговаривания – меняем темп выполнения движений. Таким образом, мы накладываем речевую программу на двигательную, и они поддерживают одна другую – работает тот же коридор безопасности, да ещё и подключаем произвольную регуляцию (вместе со сменой темпа).

     Часто дети не могут не только поддерживать, но даже слышать пение на занятии. Постепенно приучайте их к звучанию вашего голоса. Нам представляется особенно важным, чтобы ребёнок смог петь вместе с педагогом.

     То же перекладывание можно делать и по-другому: одна коробка стоит на полу перед ребёнком, другая – у него за спиной. Правой рукой доставая мяч, он поворачивает корпус против часовой стрелки и бросает мяч в коробку, стоящую сзади. Затем работает левая рука, корпус движется по часовой стрелке. Вы можете сесть у ребёнка за спиной, в этом случае мяч он может отдавать Вам – пусть ваша рука то опускается к полу, то поднимается на уровень вашего  плеча. Тем самым вы усложните задачу, потребуется более точный зрительный контроль.

    И опять – сопровождайте выполнение задания речёвкой. Так легче. И веселей)))

          Предлагая ребёнку выполнить какое-либо задание, опирайтесь в первую очередь на непосредственный показ. Словесная инструкция, даже самая, на ваш взгляд, доступная, всё равно не будет воспринята ребёнком должным образом. Предлагая выполнить упражнение, первый шаг сделайте сами, второй (третий, четвёртый, пятый)  – вместе с ребёнком, действуя его рукой. И лишь затем ожидайте самостоятельного выполнения.

 

  1. Попадание в цель.

     Мы пытаемся добиться сосредоточения и зрительного контроля за движениями руки и всего тела. Бросать можно мячи разного размера и разной тяжести по стоящим на полу мишеням. Постепенно увеличивается количество мячей, мишень отодвигается, требования к точности попадания становятся жёстче.

     На том этапе, когда движения ребёнка станут более уверенными, попросите его бросать мячи попеременно левой и правой руками. Попадать сначала в коробку, стоящую справа, потом в коробку, стоящую слева.

   

  1. Шаги и наклоны.

     Мы используем простые упражнения, знакомые с детства, обязательно входящие в состав любой лечебной физкультуры и поддерживающей терапии. Нам важны повторяющиеся серии шагов (даже скорее переступаний) из стороны в сторону, вперёд – назад, сопровождающиеся как можно более полными наклонами корпуса в направлении движения. Цель – добиться равновесия. Поддерживайте ребёнка, постепенно увеличивая степень самостоятельности в выполнении упражнений. Соблюдайте простое правило: движения должны быть симметричны относительно вертикальной оси тела. Движения должны быть плавными. Мы добиваемся пластичности!

 

  1. Раскачивания и повороты.    

     Сюда войдут задания, подобные уже описанным выше перекладываниям мячей с разворотами. Мы хотим, например, чтобы ребёнок совершал повторяющиеся движения, пытаясь достать правой и левой руками попеременно предмет, находящийся соответственно слева и справа от него. Или хлопнуть рукой по полу (по вашей руке, по подушке, по коробке).  Дотянуться палкой до находящегося в отдалении предмета. Нажать на кнопку – в этом случае нам понадобятся две  говорящие игрушки. Нам важны повороты  вокруг собственной оси в положении сидя или стоя. И опять – сопровождайте выполнение задания проговариванием  доступного текста, слогов, изолированных звуков. Работайте под счёт – тогда ребёнку проще будет ориентироваться. Он всегда должен знать, когда упражнение будет считаться выполненным и наступит конец мучениям. Бесконечность порождает панику. Все упражнения должны иметь внятные читаемые рамки. Используйте песочные часы. Надевайте кольца на пирамидку. Выкладывайте пуговицы. Придумайте сами)))

     Помимо раскачиваний и поворотов в положении стоя или сидя, можно предложить ребёнку сесть на пол, прижать колени к груди и обхватать их руками. В таком положении попробуйте покачать ребёнка, попеременно плавно откидывая его назад и возвращая в исходное положение.

     Количество упражнений должно быть оговорено заранее. Можно взять ребёнка за руку и «откладывать» на пальчиках: сначала мы будем двигаться (мизинец), потом перекладывать мячи (безымянный), потом картинки (средний палец). Потом мы будем петь (задержите в руке указательный палец). Вот – это наше занятие, и мы будем следовать плану. В течение всего занятия можно несколько раз вернуться к ладошке, вновь проговорить последовательность заданий, пытаясь добиться обратной связи: мы сейчас где? На каком кусочке остановились? Что делали до этого? Что будем делать после?

 

  1. Заворачивания, раскачивания и пролезания.

     Одним из важных элементов занятия можно считать игры с одеялом, в которое ребёнка можно завернуть, под которым можно  пролезть или спрятаться. Если это представляется возможным, на одеяле ребёнка можно покачать – особенно хорошо это упражнение проходит на групповом занятии.

     Заворачивать в одеяло следует достаточно плотно, чтобы ребёнок ощутил границы собственного тела, но вместе с тем оставить лазейку, через которую он сможет выбраться.  Вместо одеяла можно использовать маты или мягкие формы – под ними и между ними можно лазить и прятаться.

     Потребуется время, чтобы ребёнок полюбил подобные игры. Возможно, его первой реакцией будет вспышка паники или агрессии. Действуйте постепенно. Сенсорная гиперчувствительность преодолевается крайне медленно.

    

 

     Таков примерный перечень двигательных упражнений. В ваших силах его разнообразить, усложнить, дополнить и сделать более зажигательным! И вновь - мы говорим о пластичности в движениях.

 

Регуляторная сфера.

 

     Большая часть заданий, предлагаемых на наших занятиях, так или иначе предполагает развитие самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее, нам представляется важным отметить: пытаясь научить ребёнка чему-то новому, мы стараемся подобрать как можно более простое и доступное объяснение. Мы сосредотачиваемся на усвоении нового материала, не привнося дополнительных задач. Для формирования регуляторного компонента деятельности целесообразно использовать уже знакомый материал. Понятные, легко читаемые предметные картинки, кубики, детали мозаики, конструктор Лего, мячи или игрушки. И усложнять задания за счёт изменения темпа воспроизведения, увеличение объёма предлагаемого материала, введения дополнительных условий.

     Мы вновь  предлагаем примерный перечень упражнений, каждое из которых представляет собой всего лишь возможный  вариант задания. Главное – двигаться в правильном направлении и следовать выбранной цели.

 

     1. Нанизывание деталей.

     Мы предлагаем следующее упражнение. Перед ребёнком ставится закрытая коробка с деталями (на первом этапе можно использовать пирамидку, потом её будет недостаточно), которые нанизываются на стержень. Даётся инструкция: ты должен открыть коробку и надеть все детали. Для того, чтобы открыть коробку, следует ударить ладонью по крышке сначала один, потом два, потом три раза. Просто сказать недостаточно. Предваряйте каждый следующий шаг показом, при необходимости действуйте рукой ребёнка. Давайте зрительные опоры везде, где это возможно. Помогайте ребёнку, удерживайте его в положении сидя, водите его руками – добивайтесь поставленной цели.

     Когда это упражнение будет доступно, усложните инструкцию: надевай только синие детали; надевай правой рукой синие, левой –  жёлтые детали; попросите ребёнка одновременно надевать детали и пропевать гласные звуки и пойте вместе с ним; меняйте темп воспроизведения, увеличивайте количество деталей (заранее, ни в коем случае не во время упражнения!!!).

     После того, как упражнение выполнено, коробку можно закрыть. Для этого следует ударить по крышке ладонью три, два и один раз и убрать коробку в шкаф. Вместо описанных выше деталей могут быть использованы элементы конструктора Лего.

 

     2. Соблюдение очерёдности.

     Наиболее правильным будет сочетать работу в индивидуальном режиме с работой в группе. Большая часть групповых игр и упражнений построена таким образом, чтобы в центре круга присутствовал главный участник событий, на которого направлено внимание всех собравшихся. Все участники группы по очереди исполняют главную роль – хочется им этого или нет.

     На занятии с логопедом можно предложить ребёнку выстроить игрушки в ряд или убрать их в коробку, соблюдая заданный порядок (например, сначала корову, потом лошадь). Открыть шкаф и достать красную коробку. Хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть и сесть за парту.   Раскрасить сначала все квадраты, потом все треугольники. Сложность определяется возрастом ребёнка и тяжестью его состояния.

     Если у вас имеются наборы парных предметных картинок, вы можете разрезать карточки одного из наборов и предложить ребёнку складывать  их, соблюдая последовательность. При этом выложите несколько неразрезанных картинок в ряд в определённом порядке, который и нужно будет соблюдать в ходе выполнения задания. Или предложите ребёнку закрасить произвольно расположенные на листе геометрические  фигуры в том порядке, в котором они следуют друг за другом на представленном образце.

 

     3. Соблюдение закономерностей.

     Вариантов может быть множество, всё зависит от уровня развития ребёнка, степени выраженности дефекта, продолжительности курса занятия. Вполне уместны могут быть привычные традиционные задания, требующие от ребёнка умения продолжить ряд деталей, различающихся по цвету, по форме, по цвету и по форме, по размеру.

     На том этапе, когда ребёнок уже в состоянии соблюдать простые закономерности, выкладывать ряды, следуя заданной программе, и обладает первоначальными навыками закрашивания, предложите ему задание, описанное ниже.

     Попросите ребёнка выложить дорожку из кубиков, соблюдая последовательность: красный, жёлтый, синий. Затем дайте ему лист бумаги, на котором заранее был нарисован ряд не закрашенных квадратов. Дайте три карандаша и покажите, как следует закрашивать квадраты – в соответствии с выложенной дорожкой. Не убирайте кубики, пусть ребенок использует зрительную опору.         После того, как он справится с работой, предложите выложить ещё один ряд, расположенный ниже предыдущего, только теперь опираться следует на рисунок. Сравните две дорожки. Если они совпадают, значит, работа выполнена превосходно и программа удержана. Впрочем, вторая часть задания доступна далеко не всем детям – возможно, вы ограничитесь только первой.

 

     4. Подбор по подобию. Работа с предметными картинками.

    Вы можете попросить ребёнка разложить цветные магниты или другие мелкие детали по стаканчикам в соответствии с цветом. Объясните. Покажите, как это сделать. Первый магнит положите вместе. 

     Предложите задания, требующие соотнесения предметов по форме.

     Возьмите набор парных предметных картинок. На первом этапе кладите картинку перед ребёнком и называйте изображённый предмет. Просите ребёнка дать картинку вам. Начните с одной карточки, постепенно доведите их число до десяти (двадцати или более, если это представляется возможным). На втором этапе выложите ряд карточек перед ребёнком, дайте ему в руки парный набор и попросите соотнести предметы, изображённые на карточках. То есть наложить одинаковые картинки друг на друга.

    Просите ребёнка повторять за вами названия предметов. Если это недоступно, добивайтесь воспроизведения ритмической структуры слова. Чтобы облегчить задачу, положите свою руки на колени или на спину ребёнку и отхлопывайте количество слогов, одновременно чётко проговаривая слово.

     На третьем этапе вам понадобится не сильно зашумлённая сюжетная картинка и её фрагменты. Положите перед ребёнком  картину и предложите ему наложить фрагменты изображения. Используйте подражание и зрительные опоры. Проговаривайте детали. Вероятно, на этом этапе сам ребёнок уже в состоянии выговаривать слоги или слова и может назвать вам то, что видит, или даже ответить на простые вопросы по картине.

 

     5. Составление целого из частей. Картирование как способ внешней регуляции поведения.  

     Ещё один важнейший вид работы – составление единого образа из разрозненных элементов. Самый простой вариант задания в данном случае – складывание разрезных картинок или простейших паззлов, вкладышей всякого рода, пирамидок, стаканчиков, геометрических фигур. Идеальный пример – всем известная матрёшка, состоящая сначала из двух, потом трёх и более фигурок.

     В ходе дальнейшей коррекционной работы мы будем стремиться создавать единые образовательные блоки, каждый из которых будет содержать в себе набор упражнений, имеющих выраженные узнаваемые рамки, разных по содержанию и направленности, понятных ребёнку. Узнавание при «вхождении» в каждый блок будет снижать тревогу, что и станет нашей главной целью и условием для продолжения работы.    

    Объединение упражнений в блоки не будет означать, что единый порядок будет выбран раз и навсегда. Как мы уже отмечали выше, изменения обязательно следует вносить – но только в том случае, если система достигла некоего равновесия. Поэтому, добившись снижения тревоги, развития должного уровня саморегуляции и контроля, мы обязательно станем отступать от правил. При этом направления деятельности и опорные  задания останутся неизменными.

     В рамках индивидуального занятия имеет смысл ввести такой вид внешнего регулирования поведения, как карточки со схематично изображенными на них видами работы. Вместе с ребёнком или заранее разместив их на доске, вы сможете опираться на них при переходе от одного задания к другому и удерживать ребёнка в ходе занятия.

      Мы стараемся добиться того, чтобы всё занятие в целом воспринималось и переживалось ребёнком как единый пластичный процесс. Прежде, чем нам удастся запустить образовательные блоки и речь пойдёт о том, чтобы учить ребёнка чему-либо (например, соотносить предметы по цвету или называть изображённый на картинке предмет, составлять предложение или  выкладывать из магнитной азбуки слоги),  придётся преодолеть объективные трудности. Ресурс особых детей крайне низок, стремительно нарастает тревога, вызывающая аффективное поведение, проявляются множественные стереотипии, нарастает двигательная и речевая расторможенность. Всё это приводит к быстрому истощению и неуправляемому поведению. Но! Даже и в этом случае следует вводить опорные задания, сколь бы просты они ни были. Занятие должно представлять собой целостный отрезок времени, на протяжении которого ребёнок не заходит в отдельные никуда не ведущие коридоры, а плавно следует задуманному маршруту.

     Мы говорим о том отрезке времени, который  проводим вместе с ребёнком в замкнутом помещении один или два раза в неделю, где ребёнок вынужден принять наше присутствие и смириться с нашими требованиями. О том куске из жизни, который мы должны сделать единым для восприятия, на протяжении которого  постараемся создать целостный образ из отдельно взятых частей.

 

  1. 6.    Пение.

     Мы уже отмечали выше, что пение – это важнейший этап совместной работы.      Помимо того, что пение мы предлагаем использовать как дополнение или сопровождение, например, двигательных программ, оно используется нами и в качестве самостоятельного вида деятельности.

      Каждое индивидуальное занятие целесообразно начинать с приветствия, которое обязательно будет включать в себя логопедический массаж. Пение может стать завершающим этапом занятия, после которого последует прощание.

      В самом начале коррекционной работы мы предлагаем вместе с ребёнком пропевать ряды гласных звуков. При этом следует взять ребёнка за руки и помочь ему отхлопывать ритм по полу, по коленям или по парте. Постепенно речевой материал будет усложняться, добавятся слоги (начинать стоит со слогов ма, па, ба, да, та) и слова (одним из первых можно пропеть имя ребёнка, слова мама и папа). Первое время сидеть следует перед ребёнком и проговаривать слоги как можно более чётко, используя утрированную артикуляцию. В дальнейшем вы сможете сидеть у ребёнка за спиной для того, чтобы он не мог видеть вас и ориентировался только на слух.

    Для того, чтобы усложнить задачу, меняйте темп воспроизведения речевого материала. Предлагайте пропеть музыкальную фразу в быстром, среднем и медленном темпе. Подтверждайте инструкцию жестом, соблюдая принцип наглядности. Так, обращаясь к ребёнку с просьбой пропеть что-либо в быстром темпе, быстро потрите перед собой ладони; перед медленным исполнением медленно разведите руки в стороны или используйте другие понятные жесты. Действуйте вместе, держа руки ребёнка в своих руках.

     В том случае, если ребёнок уже использует фразовую речь, можно переходить к простейшим стихам и детским песенкам.  Если есть такая возможность, сопровождайте пение игрой на музыкальном инструменте.

  

       Путь от простого к сложному на каждом этапе работы очень важен. Часто недоумение родителей вызывает тот факт, что картинки слишком просты, а тексты песен знакомы наизусть с двух лет. Но! Особое значение мы придаём произвольности, то есть способности ребёнка выполнять предложенное  задание столько, сколько потребуется и  именно тогда, когда преподаватель сочтёт нужным его предложить.  Вы решаете, когда упражнение будет считаться выполненным, какой объём работы предстоит охватить на занятии, в какой последовательности упражнения будут следовать друг за другом.

      Нам важно, чтобы ребёнок не просто обладал какими-либо знаниями, умениями или навыками, но и мог реализовать свои знания и умения в нужный момент.

 

 

Когнитивная сфера.

 

    

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________