MECTO: Home Учителям Классный час Классные часы по профилактике ксенофобии

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Классные часы по профилактике ксенофобии

Профилактика ксенофобии

Рост ксенофобных настроений в российском обществе уже много лет фиксируют социологи. Опасная черта, которая нас отделяет от какой-то нестабильности, уже пройдена, потому что уровень ксенофобии в России выше 50%. Это означает, что люди воспринимают других в первую очередь как этнически других, не как конкурента по работе. Не "он лучше или хуже меня как хирург или учитель", а "он чеченец или он русский, поэтому он занимает привилегированное положение". И ксенофобия сейчас фактически является (на примере убийства Юрия Волкова мы это видим) консолидирующим элементом общества.
Наиболее точное определение ксенофобии - нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного (Свободная энциклопедия Википедия). Соответственно, толерантность (от лат. tolerantia – терпение) терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям (Энциклопедия социологии).
Ксенофобия – это естественное явление, обусловленное многими причинами. Невозможно добиться полного отсутствия ксенофобии, однако, возможно максимальное "сглаживание острых углов" с помощью формирования толерантности в обществе путем:
• расширения информационного поля об объектах и явлениях, вызывающих боязнь, и, как следствие, неприязнь;
• формирования навыков толерантного отношения к объектам и явлениям в семье, школе, ближайшем окружении.
По результатам социальных исследований выделены факторы, которые способствуют проявлению агрессивности в молодежной среде. Во-первых, наличие повышенного уровня гормонов у подростков и нестабильная нервная система. Во-вторых, отсутствие твердых ценностных установок, что ведет к возможности манипуляции их сознанием. А в-третьих, общественное одобрение определенных форм агрессивного поведения молодежи (например, по отношению к выходцам с Кавказа) является духовной почвой для распространения идей национализма, расизма, шовинизма в обществе.
Проблема нетерпимости существует и в школьной среде, а значит, она требует решения. Чаще всего ксенофобия проявляется в отношении представителей другой национальности.
Основной причиной возникновения ксенофобии является незнание, следовательно, возможны варианты решения проблемы путем проведения серии мероприятий, направленных на информирование о культурных, религиозных, социальных и других особенностях разных народов. Формирование навыков толерантного отношения возможно только при систематической работе, направленной не только на самого ученика, но и на его семью и ближайшее окружение.
Виды школьных мероприятий, предположительно снижающих уровень ксенофобии и способствующих формированию и развитию толерантности у учащихся:
• фестивали дружбы народов;
• тематические уроки географии, истории, краеведения, обществознания, литературы, мировой художественной культуры, музыки;
• встречи с людьми интересных профессий, представителями разных национальностей;
• конкурсы презентаций, тематические вечера на темы: «Мой класс-маленькая страна», «Мы разные - мы вместе», «Народы России», «Кухня народов Росии», « Традиционные промыслы народов России», «Семейные традиции моего народа».
• выставки рисунков и фотографий «Идеи терпимости», Мы разные, но мы вместе!», «Лики толерантности»;
• родительские собрания;
• психологические тренинги;
• социальные проекты, спецкурсы «Межличностная и межкультурная коммуникация».
• конкурсы стихов, слоганов, рассказов;
• этические беседы, классные часы на темы «Будем беречь друг друга», «Добру откроется сердце», «Земля-наш общий дом», «До дружбы надо вырасти», « Мы создаем культуру мира» и т.д.

Для решения данной проблемы в школе рекомендуем провести цикл классных часов, направленных на формирование установок толерантности.

Классный час «Мир различий»

Форма проведения: игровой тренинг
(Проводит классный руководитель совместно с психологической службой)
Возраст: от 10 лет Продолжительность: 1,5 часа.
Цели:
- осознать разницу между тем, что мы видим снаружи и тем, чем человек является на
самом деле; инициировать невербальные контакты.
- познакомить группу с различными видами предрассудков, негативно влияющих на отношение к другим.

Ход занятия:
Часть 1.
Упражнение «Внешнее и внутреннее»:
Разделить группу на две равные части. Попросить участников образовать два круга - внутренний и внешний, так, чтобы пары участников стояли лицом к лицу («каруселька»). Попросить участников внимательно посмотреть на партнера и заметить, как он выгля¬дит. Подумать, что его внешний вид говорит о нем.
Задать партнеру вопрос. Вопросы должны касаться их внутренней жизни. Например «Что ты любишь делать?», «Кто твой лучший друг» - вопросы называет ведущий. Затем участники во внутреннем круге делают шаг направо, а во внешнем - налево. Процедура повторяется с новыми партнерами. Так происходит несколько раз. Теперь попросите участников закрыть глаза (если есть возможность - завяжите им глаза). Попросите их взять очередного партнера за руки. Пусть они попробуют дога¬даться, кто стоит перед ними. Можно ли на ощупь понять что-то о человеке? Снова - смена нескольких партнеров.

Обсуждение

- что говорит внешность о человеке?
- может ли более близкое знакомство помочь нам узнать о человеке больше, чем его
внешность?
- часто ли мы судим о людях только по внешним характеристикам?
- что вы чувствовали, когда держали руки людей?
- отличаются ли наши руки?
- что общего у наших рук?
- что общего у всех нас?

Часть 2. Предрассудки.
Предрассудок - негативное отношение к человеку ли какой-нибудь группе людей, о которых вы на самом деле ничего не знаете. Это также негативное отношение на основании не личного знакомства с человеком, а мнения (стереотипа) по поводу группы, к которой он принадлежит. Он обычно появляется у нас благодаря тому, что уже при¬нят в том обществе или группе, где мы находимся. Существуют разные виды предрас¬судков. Они могут быть связаны с полом, возрастом, национальной принадлежнос¬тью, приверженностью к определенной религии, происхождением, уровнем дохода, сексуальной ориентацией или инвалидностью человека.

Разделить участников на подгруппы (4-5 человек). Каждой группе раздать сценарии ситуаций.
(Можете придумать ситуации, более актуальные для вашего города, школы.) Попросить участников подготовить и разыграть сценки по очереди.
1. Проигрывание ситуаций.
2. Обсуждение:
- что общего во всех проигранных сценках?
- познакомьте участников с понятием предрассудка?
- почему в сценках люди ведут себя именно таким образом?
- как чувствуют себя жертвы предрассудков?
- заслуживают ли они такого обращения?
- попросите участников вспомнить, случались ли с ними ситуации, когда они станови¬лись жертвами предрассудков?
- как они себя вели, кто им помог?
- как можно предотвратить подобные ситуации?

Приложение. 1 Сценарии ситуаций.
Маша и Катя пришли во двор. Там они увидели, как мальчишки играют в стрит-бол. Они тоже захотели поиграть. Но мальчишки стали смеяться над ними и го¬ворить, что девочки не могут играть в такую игру. Маша и Катя обиделись и пе¬редумали играть.
Саша любит рок-музыку. Недавно он проколол себе ухо, потому что многие рок-звезды носят серьги. Он пришел в школу, и одноклассники стали смеяться над ним. Один мальчик даже крикнул ему «ты не мужчина».
Лена пришла в школу в новом платье. Подруги спросили ее, где она его купила. Она ответила, что мама купила его для нее в секонд-хэнде. Девочки сказали «значит, ты бедная» и не захотели с ней играть.
Армен недавно приехал в наш город. Он говорит по-русски с акцентом. После школы ребята окружили его и стали передразнивать.
Сестра Маши ездит в инвалидной коляске. Маша пригласила одноклассников к себе домой. Они увидели сестру и быстро засобирались домой. После этого на следующий день весь класс обсуждал сестру Маши.
Амина - мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не ест в столовой. Де¬вочки смеются над ее одеждой, а один мальчик пытался заставить ее есть сви¬нину.
Катя собирается привести домой своего молодого человека. Она сообщает ро¬дителям, что он - негр. Какова реакция родителей?
Недавно в классе узнали что Расул - мусульманин. Теперь дети боятся его и дума¬ют, что он и его брат – террористы.

Классный час
«Стереотипы в нашей жизни»

СТЕРЕОТИПЫ - это неправомочные обобщения, которые мы делаем по поводу тех, о ком мы мало знаем. Человеческий мозг устроен таким образом, что он постоянно классифицирует все, что встречает в реальности. Когда у нас не хватает информации о каком-то предмете, мы относим его к определенной категории и приписываем ему определенные качества. Так мы решаем, что «все русские много пьют», а «все подростки употребляют наркотики».
Форма проведения: игровой тренинг
(Проводит классный руководитель совместно с психологической службой)
Возраст: любой
Продолжительность: 1,5 часа.

Цели: научиться распознавать в себе и других людях предрассудки и стереотипы, понимать их причины и вред, кото¬рый они приносят обществу и каждому из нас.
Ведущему важно понимать, что нали¬чие стереотипов не является виной человека. Стереотипы есть у каждого из нас и это - естественный способ познания мира.

Ход занятия:
Часть 1
. ВСЕ ЯБЛОКИ КРАСНЫЕ
Прочтите участникам историю про Элли в стране фруктов и овощей.
История про Элли.
Вы все знаете Элли из книжки про Волшебника Изумрудного Города. Вы только не знаете, что Элли никогда в жизни не видела никаких овощей и фруктов, так как в Кан¬засе они не росли, а в Волшебной Стране они ей просто не попадались. Как-то в Кан¬засе опять начался ураган. Только на этот раз он привез Элли не в Волшебную Стра¬ну, а в страну овощей и фруктов. Сначала Элли увидела большой красный шар. «Кто ты?» - спросила Элли. «Помидор» - ответил шар. И Элли пошла дальше. Тут ей попал¬ся большой желтый шар. Он представился - «Лимон» и предложил ей попробовать ку¬сочек себя. Элли откусила кусочек лимона, и он был таким кислым, что она чуть не за¬плакала. Она обиделась на лимон и пошла дальше. Тут она увидела длинный фрукт, который тоже предложил ей отведать кусочек себя. Она попробовала, и ей очень по¬нравился вкус. «Дай я запомню как тебя зовут» - сказала Элли. «Банан» - ответил фрукт. И Элли пошла дальше. Она присела на полянку. С дерева свисал другой крас¬ный шар. «Эй, помидор, давай поболтаем» - сказала Элли. «Я не помидор, я - ябло¬ко» - прозвучал обиженный голос. «Да ладно, я тебя знаю, ты круглый и красный. Ты - помидор, и нечего меня обманывать.» Яблоко очень расстроилось и упало с дерева. О «поболтать» уже не могло быть и речи.
Элли пошла дальше, и вдруг ей захотелось есть. Она находилась на поле, где кругом были одни желтые шары. «Попробуй нас, мы такие сладкие» - шептали они. «Нашли дурочку. Вы желтые - значит вы кислые» - сказала Элли. Она осталась голодной, а сладкие дыни только пожали плечами. Но вот на тропинке она увидела длинный плод. «Дай откушу» - сказала она. Горький перец никогда не пользовался популярностью. Он был рад угостить Элли. От горечи и удивления Элли опять заплакала.
Обсуждение
- Спросите, кто из участников понял проблему Элли.
- В чем была ее ошибка.
- Если группа не сможет сразу ответить на вопрос, помогите вопросами типа:
«Все ли яблоки красные?», «Все ли желтые фрукты - кислые?»
- Попросите участников помочь Элли. Поставьте небольшую сценку. Пусть кто-нибудь
играет Элли, а остальные подходят по очереди и объясняют Элли, в чем она ошибается, и пытаются помочь почувствовать себя лучше в стране фруктов и овощей.
Обсуждение:
- почему Элли неправильно думала о разных фруктах?
- от этого она выиграла или проиграла?
- а фрукты?
Объясните детям, что то, что мы наблюдали в случае Элли называется словом «стереотип». Расскажите на примере Элли, как стереотипы образуются в жизни. Попросите детей самих привести примеры стереотипов.
- какую положительную роль стереотипы играют в жизни?
- в чем отрицательная роль стереотипов?

Часть 2.
Вам понадобится: мячик или другой легкий предмет. В идеале - диктофон. Примечание: это занятие проводится с группой, уже знакомой с понятием «Стереотип». Ход занятия:
Сядьте в круг. Вам потребуется небольшой мячик или другой предмет, который можно бросать друг другу. Назначьте участника, который будет записывать все, что происхо¬дит в группе Вот история Рашида, мальчика из Дагестана....», киньте мячик другому члену группы и попросите его сказать следующее предложение. Дальше он должен бросить мяч кому-нибудь еще. Таким образом группа развивает историю. Через ка¬кое-то время попросите мячик и скажите: «А вот история Ани, русской девочки из де¬ревни». Пусть группа составит и эту историю. Вы можете выбрать тех героев, которые актуальны для вашей местности, школы и группы, то есть тех людей, по поводу кото¬рых в группе существуют самые сильные стереотипы. Игра будет интересной, если бу¬дет происходить быстро. Попросите наблюдателя зачитать обе истории. Обсуждение:
- что мы узнаем о наших героях?
- какие черты мы приписали нашим героям?
- почему мы приписали им именно эти черты?
- что общего у наших историй, и что их отличает друг от друга?
- а что отличает их от нас?
- что из того, что мы внесли в наши истории, является стереотипом?
- есть ли в них доля правды?
- а что не правда в этих стереотипах?

Классный час
"Такие ли мы разные?"

Форма: День толерантности в моем классе.
Цель: формирование положительных установок толерантного поведения.
Задачи:
Закрепить атмосферу доверия и понимания друг друга.
Сформировать ответственность за сохранение уважительного отношения учащихся класса к представителям разных национальностей.
Поддержать стремление учащихся говорить открыто и уважительно о том, что их волнует.
Проводится совместно с психологической службой школы, при участии классного руководителя.
Предварительно учащихся разделить на группы (не по национальному признаку), представляющие народности нашей страны:
Кавказ
Народы Севера
Русские

Учащиеся готовят презентации и национальные костюмы (кукол) вместе с родителями.
План занятия:
1. Учащиеся показывают презентации на темы особенностей народных костюмов, кухни, традиций и обычаев. Учащиеся могут быть одеты в национальные одежды или показывают кукол в национальных одеждах, на столах предметы быта, национальные блюда, раскрывающие колорит национального характера. Допускается привлечение учащихся других классов.
2. Обобщая полученный опыт, участники создают коллективный портрет "страны-класса".

Инструкция: на столах лежат круги из цветной бумаги, картинки с разными лицами, журналы, фломастеры, цветные ленты, ножницы, клей, ватман.
Каждому участнику предлагается написать на цветном круге слова "дружба", "мир" на родном языке. Далее на ватмане создается портрет "страны- класса" из предлагаемого материала. Сначала каждому из учащихся важно определить свое место в круге, относительно других, обозначая с помощью лент свои взаимоотношения друг с другом. Дальше можно расположить иллюстрации национальных культур класса. Творчество учащихся не ограничено.
Совместное чаепитие.
В заключении участникам предлагается обменяться мнениями и чувствами.
Ответить на вопрос: "Такие ли мы разные?"

2. Сайт http://festival.1september.ru/ Баранова Г. В., Орлова О. Д. Цикл занятий по профилактике ксенофобии в подростковой среде

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________