MECTO: Home Учителям Классный час Нравственные классные часы 9 класс

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Нравственные классные часы 9 класс

Классные часы: 9 класс / Авт-сост. А.В.Давыдова. - М.:ВАКО, 2010. - 272 с. - (Учебный год).

ISBN 978-5-408-00229-0

УДК 371.015

ББК 74.200.5

К47


ЛИЦА РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ 

 

Классный час, посвященный проблеме национальной и расовой нетерпимости

 

Национализм - это проявление слабости нации, а не ее силы.

Заражаются национализмом по большей части слабые народы...

Д.С. Лихачев

Эта тема достаточно актуальна для девятиклассников: в 14-15 лет многие подростки становятся объектом экстремистской пропаганды, некоторые попадают в ряды националистических организаций. Ре­зультаты исследования московских школьников 8-11 классов говорят о том, что только 20% подростков можно считать этнически толерант­ными. Предлагаемый классный час в форме ток-шоу поднимает во­просы национальной и расовой нетерпимости, этической культуры, межнациональных отношений. Ток-шоу строится таким образом: ве­дущий дает слово гостю, затем предлагает вопросы участникам (всем детям), после чего предлагает этому же гостю прокомментировать высказывания. В конце - короткие блиц-интервью с каждым из гостей и участниками ток-шоу.

 

Цели: дать детям представление о различных проявлениях национальной нетерпимости; об этнической толерантности; форми­ровать отрицательное отношение к насилию и агрессии в любой фор­ме; побуждать детей к конструктивному взаимодействию с людьми, независимо от их национальной, социальной, религиозной принад­лежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения; развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргумен­тировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуж­даемых проблем.

форма проведения: ток-шоу.

 

Подготовительная paбота: распределить роли среди де­тей (ведущий, врач, историки (2), юрист, «лицо кавказской национальности»), обеспечить всех детей текстами. Все остальные дети будут участниками ток-шоу.

Оформление: фотографии: пейзажи России (Кавказ, Байкал, Камчатка, Чукотка, Волга и т. п.), люди в национальных костюмах на­родов России.

 

План классного часа

  1. Вступительное слово.
  2. Ток-шоу «Лицо русской национальности».
  3. Знакомство.
  4. Диагноз - национализм (Словарная работа).
  5. Исповедь пострадавшего (Воспитывающая ситуация).
  6. Лицо русской национальности (Информация для размыш­ления).
  7. Фашизм «подорожал» (Юридическая консультация).
  8. Лекарство от национализма (Блиц-интервью).
  9. Заключительное слово.

10.  Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Представьте себе такую фан­тастическую картину. По бескрайним просторам Вселенной мчит­ся космический корабль с экипажем па борту. Все члены экипа­жа - отверженные. По решению сообщества объединенных миров, они не имеют права ступать на какую бы то ни было планету. Их участь - стать вечными изгнанниками Вселенной. На борту кораб­ля собрались носители самого страшного вируса - вируса расизма, национализма, шовинизма. Это картина из рассказа американского писателя-фантаста. По его мнению, в далеком будущем носителей этого страшного вируса останется так мало, что их можно будет по­местить на борту одного космического корабля и выслать за пределы Вселенной. Это картина далекого будущего, но пока носителей этого вируса на Земле немало. Есть они и у нас, в России. «Национальная нетерпимость» - такова тема сегодняшнего ток-шоу. Передаю слово ведущему (имя, фамилия).

II. Ток-шоу «Лицо русской национальности»

Знакомство

Ведущий. Бритые головы, нацистское приветствие, флаги со сва­стикой, лозунги «Россия - для русских!» - всем знакома такая картина. По подсчетам социологов, только в Москве свыше 5 тысяч уличных националистов, а в России их несколько десятков тысяч. С каждым годом растет количество преступлений на почве национальной нетерпимо­сти. Человеческие трагедии, искалеченные судьбы, заблудшие души. Как выживать в этом враждебном мире? Как защитить свое националь­ное достоинство и сохранить мир в собственном доме? Как сохранить свое «лицо русской национальности»? На эти вопросы мы попытаемся ответить в ходе сегодняшнего ток-шоу. Представляю наших гостей. Врач [имя, фамилия), юрист [имя, фамилия), историки (имена, фамилии) и «лицо кавказской национальности» (имя, фамилия).

Диагноз - национализм

Ведущий. Что же это за диагноз - национализм, шовинизм, на­цизм, фашизм? Вопросы врачу.

Врач. Национализм - нетерпимость к людям другой националь­ности, неприятие их национальных традиций, обычаев, норм.

Шовинизм - крайняя форма национализма, проповедь нацио­нальной исключительности.

Расизм - теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.

Фашизм - политическое течение, опирающееся на прямое наси­лие, шовинизм и расизм.

Нацизм - одно из названий германского фашизма, произошедшее от названия национал-социалистической рабочей партии Германии

Все эти теории объединяет одно: разжигание национальной вра­жды и ненависти.

Вирус национализма, шовинизма, расизма в последнее время поражает все больше и больше людей в России и мире. Появляются организации, проповедующие национальную и расовую нетерпи­мость.

Ведущий. Как к этой информации относятся участники ток-шоу? Приходилось ли им сталкиваться с действием этого вируса?

Примерные ответы детей:

-       Видел демонстрации нацболов в выпусках новостей.

-   Ничего плохого в этом не вижу. Всех этих «черных» и «узкогла­зых» нужно поставить на место.

-   В Эстонии эстонские националисты притесняют русских, рус­ский национализм - это ответная реакция.

-   Ребята ходят в общежитие бить вьетнамцев.

-   Гитлер истреблял евреев. И сейчас есть люди, которые их не­навидят.

-       Ведущий. Снова вопрос к врачу. Чем опасен этот вирус именно У нас, в России?

Врач. Россия - многонациональная страна. Национализм, шови­низм ослабляют единство народа, толкают людей на преступления, на терроризм. Это может привести к тому, что маленькие народы по­чувствуют себя обделенными, обиженными. Они захотят выйти из состава России. Может начаться гражданская война, которая приве­дет к распаду государства.

Исповедь пострадавшего

Ведущий. Среди наших гостей - «лицо кавказской националь­ности». Слушаем его.

Лицо кавказской национальности. Я и моя семья - беженцы из Нагорного Карабаха. 15 лет назад там шла война между армянами и азербайджанцами. И мои родители, спасаясь от уничто­жения, приехали в Россию. Россия приютила мою семью, предоста­вила убежище и гражданство. Мои родители нашли в России новых друзей, работу. Здесь, в России, родился я, здесь мой дом, моя родина. Почему же иногда я встречаю косые взгляды на улице, почему слышу в свой адрес презрительные клички: «хачик», «кавказец», «черный», «чурка»? Почему меня постоянно останавливает милиция, как будто я преступник?

Ведущий [обращаясь к слушателям). Что можно ответить на­шему гостю?

Примерные ответы детей:

1.  Люди с Кавказа часто ведут себя очень агрессивно, самоуве­ренно, иногда сами «нарываются» на конфликты.

  1. Не обращай внимания, везде есть ненормальные.
  2. Потому что эти «беженцы» живут в России лучше, чем коренные жители.
  3. Это обыкновенная зависть.
  4. Потому что Россия - для русских, все остальные должны от­правляться по домам, ведь война уже закончилась.
  5. Милиционеры знают, что люди «кавказской национальности» часто совершают преступления.
  6. Потому что многие из вас показывают презрительное отноше­ние к русским, к России. Но почему-то живут здесь, а не у себя, в независимых республиках.
  7. Это просто бескультурье, дикость и варварство - презирать человека за его национальность.

Ведущий (обращаясь к кавказцу). Ваша оценка этих высказы­ваний?

Лицо кавказской н а ц и о н а л ь н о ст и. У меня же не на­писано на лбу, что я приехал именно из Нагорного Карабаха, меня

презирают именно как выходца с Кавказа. А на Кавказе живут десятки народов, и многие из них входят в состав России. Представители этих народов учатся, работают, несут армейскую службу рядом с русскими. У этих народов обостренное чувство гордости. Унижая эти народы, русские только отталкивают их от себя, ослабляют Россию.

В е д у щ и й. Ну, в нашем классе вас никто не оттолкнет. Подними­те руки, кто хотел бы дружить с «лицом кавказской национальности»? (Дети реагируют на предложение.)

Лицо русской национальности

Ведущий. Национальный вопрос в России - это очень больная тема. Слушаем историков (имена, фамилии).

Историк. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков. Великая Отечественная война кровью породнила все народы Советского Сою­за. В Братских могилах лежат русские, армяне, украинцы, грузины, казахи, татары, осетины, башкиры, белорусы - люди всех националь­ностей СССР. Эта война сделала их действительно братьями.

Россию называют «плавильным котлом» народов и рас. Но ни один народ не исчез, не расплавился в этом котле. Об этом гово­рят и результаты последней переписи населения: сейчас в России проживают люди 160 национальностей, а по предыдущей переписи было 129. Это национальное многообразие - настоящее богатст­во России. Ведь у каждого народа - своя культура, традиции, свой исторический опыт. Украинец Гоголь, еврей Левитан, армянин Ай­вазовский, грузин Багратион, белорус Шостакович, тысячи других талантов - все они обогатили русскую культуру, и все они для нас и для мира - русские. Невозможно представить русскую историю без имен И.В. Мичурина, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, Н.М. Карамзина, К.А. Тимирязева, С.В. Рахманинова, Б.П. Шереметьева, М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, Ф.Ф. Ушакова, А.А. Ахматовой - и у всех у них татар­ские корни.

А сколько иностранцев верой и правдой служили России, отдава­ли ей часть своей жизни, часть своей души. И не имеет значения, какой крови были эти люди. Важно, что сами себя они считали русскими. Вот, например, непревзойденный знаток русского языка В. Даль не имел ни капли русской крови. Отец - датчанин, мать - немка. «Я русский по духу», - всегда заявлял Даль. «Человек той национальности, на языке которой он думает», - говорил Даль. Такими, русскими по духу, были многие иностранцы.

Немка Екатерина II, правление которой - целая эпоха в истории России.

Итальянец Растрелли и француз Монферан, знаменитые архитек­торы Петербурга.

Немец Крузенштерн, совершивший первое кругосветное путе­шествие.

Немец Шлиман, который организовал раскопки Трои.

Фонвизин, Лермонтов, Пушкин - потомки иностранцев, которых приютила Россия.

Все они - полноправные участники многовековой и славной рус­ской истории! Все они по праву называли себя русскими. Так что лица русской национальности - это не обязательно чистокровные русские, да таких сейчас, наверное, и не найдешь.

Ведущий. Хотелось бы услышать мнение участников ток-шоу. Есть ли среди вас чистокровные русские? И у кого какие националь­ности были в роду? (Дети высказываются.)

Прошу уважаемых историков прокомментировать высказывания участников ток-шоу.

Историк. Это неудивительно, что почти у всех наших однокласс­ников были в роду люди разных национальностей. Ученые подсчита­ли, что люди, у которых в роду есть кровь разных народов, составляют больше половины человечества.

Фашизм «подорожал»

Ведущий. Национальная, расовая нетерпимость становится причиной преступлений. Какие наказания предусмотрены за эти пре­ступления? Слово юристу.

Ю р и с т. В 2007 г. депутаты Госдумы ужесточили наказание за преступления на расовой, национальной почве. Можно сказать, что «фашизм» подорожал. Теперь свастика на стенах домов может сто­ить 3 лет свободы, осквернение могил или памятников - до 5 лет. За изготовление, продажу или приобретение нацистской атрибутики придется заплатить штраф от 1 до 2,5 тысяч рублей, а если это частный предприниматель, то и до 100 тысяч рублей. Ужесточение наказаний вызвано тем, что национализм стал угрожать безопасности России, спокойствию и благополучию граждан. Нельзя допустить, чтобы внуки и правнуки тех, кто спас Россию от коричневой чумы, разрисовывали свастикой заборы и разрушали могилы людей только за то, что они принадлежат к другой вере или национальности.

Ведущий. Что скажут участники ток-шоу? Не слишком ли стро­гие наказания были установлены депутатами? (Ответы детей.)

Но откуда берутся фашисты в стране, победившей фашизм? (От­веты детей.)

Прошу юристов прокомментировать мнения участников.

Юрист. Что касается строгости наказания, то уже всем стано­вится ясно, что националистические организации - это не детские шалости и не игра. За этими организациями стоят взрослые люди, которые используют молодежь в своих политических интересах. И ре­бята должны критически относиться к лидерам, которые предлага­ют им быстрые способы решения трудных общественных проблем, а вместо этого толкают на преступление.

Лекарство от расизма

Ведущий. Приступаем к последней части нашего ток-шоу. Ви­рус национальной вражды и нетерпимости не смогли побороть даже люди будущего. В фантастическом рассказе американского писателя людей, зараженных этим вирусом, изгнали из Вселенной. А что же делать с этим вирусом в наши дни? Есть ли лекарство от национализ­ма, расизма национальной нетерпимости? По одной минуте нашим гостям.

Врач. Единственное лекарство - это толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относиться к их взглядам, обычаям, традициям.

Историк. Русские всегда были терпимы к чужой вере и нацио­нальности. Эта терпимость поможет нам и сейчас. Главное, чтобы приезжие не оскорбляли наши, русские святыни.

Юрист. Лекарство - то же, что и во всем мире: толерантность, уважение прав всех народов. И выполнение законов России, по ко­торым национальная нетерпимость - это преступление. По предло­жению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Лицо кавказской национальности. Нужно, чтобы в России научились уважать права человека, права личности. Чтобы не стремились всех причесать под одну гребенку. Нам нужно учиться толерантности, умению жить в разнообразном мире.

Ведущий. И - мнения участников ток-шоу.

Примерные ответы детей:

  1. Мы очень мало знаем о народах, которые живут рядом с нами, нужно их изучать.
  2. Надо видеть не недостатки, а достоинства разных народов.

S - Чтобы уважать другие народы, нужно сначала изучить свой народ, свою историю.

  1. Нужно сделать так, чтобы дети разных народов больше обща­лись: устраивать фестивали, олимпиады.
  2. Лекарство - это туризм. Нужно путешествовать, знакомиться > с бытом и традициями разных народов.
    1. Нужно, чтобы и все народы научились уважать русских и Рос­сию, которая дала им пристанище, а не требовали к себе осо­бого отношения.
    2. Если воспитывать толерантность, то у всех наций, а не только у русских. Иначе нам просто сядут на голову в нашем собствен­ном доме.

Ведущий. Как видим, искоренить национальную вражду и не­терпимость не так просто. А некоторые считают, что и не нужно их искоренять. Но надеюсь, что обсуждение этих вопросов не оставит вас равнодушными, кому-то даст пищу для размышлений, а кого-то удержит от правонарушения.

А значит, жизнь вокруг нас станет чуть-чуть спокойней и безо­пасней.

  1. a. Заключительное слово

Классный руководитель. Люди старшего поколения хорошо помнят эпизод из кинофильма «Цирк», где чернокожего малыша, рожденного белой американской женщиной-циркачкой, бережно передают с рук на руки зрители: украинец, грузин, еврей... А директор цирка приговаривает: «Рожайте ребятишек белых, чер­ных, желтых, хоть серых в яблочко, хоть розовых в полоску!» Так воспитывалась национальная терпимость в годы советской власти. Сейчас другое время. Бывшие братья разошлись по отдельным квартирам. Но Россия, как и прежде, осталась многонациональной державой. И в этом - ее уникальность, в этом ее богатство. И может быть, без этого богатства не будет самой России. В заключение хочу прочитать слова Д.С. Лихачева: «Осознанная любовь к своему на­роду несоединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи людей. ...Ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно пере­ходит и на часть своего народа - хотя бы на тех, кто не признает национализма».

  1. b. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний разго­вор? Будете ли вы терпимее к людям с другим цветом кожи, с другим разрезом глаз, к людям другой национальности? (Ответы детей.)

Литература

  1. i. Герасимова М.Г. Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков // Россия: трансформирующееся общество. М„ 2001.
  2. ii. Шнирельман В.А. Чистильщики московских улиц: скинхеды, СМИ и об­щественное мнение. М.: Академия, 2007.
  3. iii. Бромлей Ю., Подольный Р. Человечество - это народы. М., 1990.

НУЖНЫ ЛИ НАМ МИГРАНТЫ?

Классный час в форме дискуссии - урок конструктивного общения

 

Тема трудовой миграции выбрана не случайно: к 9-му классу многие подростки уже имеют опыт межнациональных разборок, жертвами которых становятся трудовые мигранты. В ходе дискуссии могут быть затронуты темы этнической толерантности, гуманизма, межнациональных отношений.

Возможные проблемы в поведении детей: нетерпимость к другим мнениям, чрезмерная эмоциональность, крайности во мнениях, ни­гилизм, отсутствие критичности. Ведущий (классный руководитель) должен мягко помочь детям преодолеть эти трудности. Еще одна проблема - слабо развитая монологическая речь девятиклассников, узкий кругозор, отсутствие логики. Помочь детям могут образцы ар­гументов, приведенные автором в сценарии. Можно сделать одну ксерокопию этих страниц сценария, разрезать на части и положить на парты для каждой команды.

Цели: углубить представление детей о дискуссии, о правилах ведения спора; дать представление о демографической ситуации в Рос­сии; формировать отрицательное отношение к любым формам нацио­нальной и расовой нетерпимости, к насилию и агрессии; побуждать детей к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальности, религии, социальной принадлежности; развивать критическое мышление, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

форма проведения: ДИСКУССИЯ.

Подготовительная работа: распределить роли среди де­тей: патриот, правозащитник, бизнесмен, «добрая душа», журнали­сты (2). Можно заготовить образцы аргументов для каждой «партии» (сделать ксерокопии).

Примерные аргументы «партий»

«Патриоты»

  1. Мигранты, беженцы - это бомба замедленного действия. Сна­чала они просят хотя бы крыши над головой и работы, потом начинают диктовать свои порядки, жечь автомобили, нападать на полицейских, как во Франции.
  2. Мигранты - это преступность, болезни, нарушение прав человека.
  3. Мигранты сбивают расценки на рабочую силу.
  4. Китайские мигранты занимают пустующие территории Даль­него Востока. Потом они захотят присоединить их к Китаю.
  5. Семьи мигрантов очень большие. Скоро русские будут в России в меньшинстве.
  6. Нужно заботиться о своих рабочих, о повышении рождаемости, а не надеяться на мигрантов.
  7. Мигранты приучают наших бизнесменов к тому, что можно бессовестно эксплуатировать рабочих, не заботиться об улуч­шении их жизненных условий.
  8. Нужно запретить трудовую миграцию, повысить зарплаты сво­им рабочим и служащим, тогда и рабочие места заполнятся.
  9. Россия провозгласила себя свободной страной, она не должна нарушать права человека на свободу передвижения.
  10. Мигранты - это не преступники. У них есть паспорта, визы, они имеют право на въезд в любую страну.
  11. Человек имеет право выбирать место жительства, место рабо­ты. Нельзя нарушать эти права.
  12. Как узнать, кто мигрант, а кто не мигрант. Человек просто прие­хал в страну, а потом решил немного подработать. Получает­ся, что нужно вообще установить железный занавес и никого не впускать и не выпускать.
  13. В демократических странах миграцию не запрещают, а только строго регулируют. Но уж если пустили в страну мигранта, то его защищает закон. .
  14. На западе очень пристально следят за соблюдением прав че­ловека. Запрет на миграцию расценят как нарушение прав и свобод, на Россию навесят ярлык недемократичности.
  15. Труд мигрантов используется во многих странах, только там жестко соблюдаются трудовые законы и не нарушаются права человека.
  16. Мигранты занимаются непрестижной, грязной работой, кото­рую никто не хочет выполнять.
  17. Дешевый труд мигрантов отражается в цене товаров, которые они производят.
  18. Предпринимателям выгодно использовать труд мигрантов, меньше платишь - больше идет на развитие производства.
  19. Россия, принимая мигрантов, помогает их странам решить проблему безработицы. Отказавшись принимать мигрантов, Россия осложнит отношения с этими странами.
  20. Мигранты заполняют пустующие рабочие места, а значит, по­является больше товаров, увеличивается выпуск продукции.
  21. Миграция снимает напряжение в обществе.
  22. В ближайшие 50 лет России не обойтись без мигрантов, ина­че она превратится в большую деревню, где не будет никакой промышленности.
  23. Люди едут из родных краев, бросают налаженную жизнь от без­надежности, надеясь найти кусок хлеба и крышу над головой. Лишая их этой возможности, Россия поступит очень жестоко.
  24. В России будет пустовать место дворника или каменщика, а бедный рабочий в своей стране может умереть с голоду.
  25. В России всегда, когда в какой-то губернии был голод, толпы лю­дей устремлялись в хлебные области, и никто им дорогу не пе­рекрывал, наоборот, принимали, кормили, давали работу.
  26. К нам едут не от хорошей жизни. Этим людям нужно протянуть руку помощи.
  27. Сейчас не хватает рабочих и в Италии, и в Германии, и в Японии, а едут в Россию, значит, надеются на нашу человечность.
  1. «Правозащитники»
  1. «Бизнесмены»
  1. «Душевные люди»

Оформление: написать на доске:

Правила ведения дискуссии

  1. Умей слушать.
  2. Уважай чужое мнение.
  3. Анализируй разные точки зрения.
  4. Говори четко, кратко и по теме.
  5. Не переходи не личности.
  6. Сдерживай эмоции.
  7. Не повторяйся!

 

План классного часа:

  1. i.      Вступительное слово.
  2. ii.      Информационный блок «Трудовая миграция в России».
  3. iii.      Дискуссия по теме «Нужны ли нам мигранты?»
    1. Работа       в микрогруппах.
    2. Обсуждение.

- Первый раунд. Заявление позиции.

- Второй раунд. Контраргументы.

- Третий раунд. Поиски компромисса.

  1. Послесловие.
  2. iv.      Заключительное слово.
  3. v.      Подведение итогов(рефлексия)

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы проводим дискуссию по проблемам трудовой миграции в России. Дискуссия - это обсужде­ние спорного вопроса, в ходе которого высказываются различные точки зрения и вырабатывается решение проблемы. Проблема, которую мы будем обсуждать - трудовая миграция. К мигрантам и миграции в нашем обществе отношении неоднозначное. Постараемся в ходе дискуссии выработать единую точку зрения на эту проблему. Кроме того, дискус­сия - это целое искусство: умение найти веские доказательства, отстоять свое мнение, умение слушать, уважать чужую позицию, не поддаваться давлению окружающих.Чтобы дискуссия проходила цивилизованно, нужно соблюдать правила. Они записаны на доске (читает).

II. Информационный блок «Трудовая миграция в России»

Классный руководитель. Чтобы сегодняшний спор был предметным, наши журналисты подготовили для вас информацию о трудовой миграции.

Журналист 1. Сейчас уже ни для кого не секрет, что население России стремительно сокращается.

По прогнозам ООН, к середине века в России останется 100 мил­лионов жителей. Для стабильного экономического роста необходим приток новой рабочей силы, а значит, нужно привлечь в течение 50 лет от 35 до 70 миллионов иммигрантов. Уже сейчас Россия ис­пытывает нехватку рабочей силы. Число свободных рабочих мест в промышленности России возросло в 3 раза, в некоторых областях, в 5 раз (в Ивановской, Рязанской).

Журналист 2. Заполнить пустующие рабочие места помогает трудовая миграция. Основная движущая сила современной мигра­ции - растущая экономическая поляризация мира, разница в уровне жизни граждан разных стран. Трудовая миграция привела к разделе­нию труда. Мигранты заняты в основном в строительстве и торговле, т. е. выполняют непрестижную, низкооплачиваемую работу, которая не требует высокой квалификации. В настоящее время в России нахо­дится 3-3,5 миллиона трудовых мигрантов из стран СНГ (так называе­мых гастарбайтеров) плюс около полумиллиона китайцев и вьетнам­цев. В итоге получается 3,5-4 миллиона трудовых мигрантов.

Журналист 1. Лучшие мигранты для России - жители бывших союзных республик. Национальный состав мигрантов такой: 1/3 из Казахстана, 1/3 - из Средней Азии; из Закавказья около 20%, Балтии 5% и Украины с Молдавией около 9%. Большинство мигрантов из постсоветских стран - русские.

Больше всего мигрантов в Центральном регионе России. На Даль­нем Востоке стремительно сокращается коренное население. По ито­гам переписи населения, за 13 лет население Чукотки сократилось в 3 раза, а Магаданской области в 2,5 раза. При этом количество китай­цев увеличивается в геометрической прогрессии. И это не случайно:

на российско-китайской границе плотность населения на китайской стороне в 15-25 раз выше, чем на российской. В Харбине численность населения в 2 раза больше, чем в Хабаровске, Благовещенске и Вла­дивостоке вместе взятых.

Журналист 2. Трудовая миграция порождает множество про­блем. Каких именно?

Многие мигранты работают нелегально, не платят налоги.

Мигранты часто становятся преступниками или жертвами пре­ступлений.

Мигранты конкурируют с местными работниками, снижая стои­мость рабочей силы.

Мигранты провоцируют национальную вражду в обществе.

Мигранты вывозят из страны большое количество валюты. Напри­мер, за 2007 год мигранты вывезли из России более 13 миллиардов долларов*.

Смягчить отрицательные последствия трудовой миграции могут хорошие законы, доброжелательное, толерантное отношение мест­ных жителей к мигрантам, контроль работодателей и другие меры.

III. Дискуссия по теме «Нужны ли нам мигранты?»

Работа в микрогруппах

Классный руководитель. Начинаем дискуссию. В ней принимают участие наши гости, представители разных слоев обще­ства - знакомьтесь: патриот [имя), правозащитник [имя), бизнесмен [имя) и душа-человек (имя). У каждого из них - своя точка зрения на обсуждаемую проблему. Нам предстоит обсудить такой вопрос: нуж­ны ли России трудовые мигранты? Итак, внимание. Представьте себе, что правительство запретило мигрантам въезжать в Россию. Ваше отношение к этому решению.

Патриот. Давно пора навести порядок в стране. Россия - для русских!

Правозащитник. Это незаконно - это ограничение свободы передвижения и выбора места жительства!

Бизнесмен. Это неразумная мера, она затормозит развитие страны и ухудшит ее международное положение.

Душа-человек. Да как же так можно! Они ж не от хорошей жизни к нам едут! Где ж наше русское гостеприимство?

Классный руководитель. Наши гости высказали свое мне­ние. Для защиты своей позиции им нужно собрать партии единомыш­ленников. «Патриоты» занимают 1 стол, «Правозащитники» - 2 стол,

[1] По материалам сайта http://consult-invest.ru.

«Бизнесмены» - 3 стол и «Душевные люди» - 4 стол. Остальные занима­ют позицию наблюдателей. С помощью интерактивного голосования они будут оценивать, какой команде удалось лучше всех отстоять свое мнение. Напоминаю вопрос: нужны ли России трудовые мигранты?

(Можно включить негромкую музыку. Дети подбирают аргументы, согласовывают и уточняют позиции, выдвигают спикера, который будет публично защищать точку зрения партии.)

Обсуждение

Первый раунд. Заявление позиции

Классный руководитель. Начинаем обсуждение. Первый раунд - заявление позиции. По 1 минуте получает каждая команда для обоснования своей позиции. Прошу соблюдать правила дискуссии.

(Учитель дает слово представителям каждой команды.)

Мы выслушали различные позиции партий по поводу запрета тру­довой миграции. Чьи аргументы оказались самыми убедительными? Предлагаю наблюдателям проголосовать.

(Учитель называет партии, наблюдатели поднимают руки, учитель считает количество голосов.)

Пока самая сильная позиция у партии (название).

Второй раунд. Контраргументы

Классный руководитель. Второй раунд - контраргумен­ты. По 3 минуты получает каждая партия, чтобы ослабить позицию противников, найти в ней уязвимые места.

(Учитель дает слово представителям каждой команды.)

Второй раунд завершен, проводим интерактивное голосование. Чьи контраргументы оказались самыми убедительными?

(Учитель называет партии, наблюдатели поднимают руки, учитель считает количество голосов.)

По мнению наблюдателей, самыми убедительными были (назва­ние партии).

Третий раунд. Поиски компромисса

Классный руководитель. Заключительный раунд дискус­сии - поиски компромисса, выработка общего мнения. Предлагаю пар­тиям сформулировать свою позицию с учетом мнений оппонентов.

(Учитель дает слово представителям каждой команды.)

Итак, партиям все же удалось найти компромиссное решение. Прошу наблюдателей проголосовать, какая партия вела дискуссию более активно и доказательно.

(Учитель называет партии, наблюдатели поднимают руки, учитель считает количество голосов.)

По мнению наблюдателей, лидерами обсуждения стали (название партий).

Послесловие

Классный руководитель. Дискуссия закончилась. Партии нашли компромиссное решение. Но кто-то все же остался при своем мнении. Даю слово тем, кого не убедили доводы оппонентов.

(Если есть такие ученики, они высказываются.)

Есть ли такие, кого доводы оппонентов заставили изменить свою точку зрения? Что именно заставило сменить позицию: логика, четкость, точность аргументов, эмоциональность, убежденность оппонентов?

(Если есть такие ученики, они высказываются.)

  1. Заключительное слово

Классный руководитель. В ходе сегодняшней дискуссии мы затронули одну из самых сложных проблем современной жизни России - проблему трудовой миграции. Эту проблему решают уче­ные и политики, сотрудники милиции, пограничники, простые люди. И мы попытались решить эту проблему в ходе дискуссии. Диспуты и дискуссии - это не только поиск истины, это хороший урок конст­руктивного общения. Во время диспутов мы учимся отстаивать свое мнение, убеждать, доказывать и спорить. При этом учимся уважать чужое мнение, искать компромиссы, учимся делать шаги навстречу друг другу, учимся быть терпимыми и толерантными.

  1. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что вам дало участие в дискус­сии? Что понравилось, а что нет? Почему вы объединились именно вокруг этой позиции? Хорошо ли вы понимали друг друга? Возникали ли у вас моменты несогласия внутри вашей партии? Как вы действо­вали в этой ситуации? (Ответы детей.)

Литература

Отечественные записки. 2003. № 3.

СЕКРЕТ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ

Любовь - тайна божия и от всех глаз чужих должна быть закрыта...

Ф.Достоевский

Ни один человек не способен по­нять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века.

Марк Твен

В старшем подростковом возрасте существенно меняются от­ношения между девочками и мальчиками, возникает интерес к про­тивоположному полу. 14-15 лет - это время романтической любви,

время бурных чувств, переживаний, романтических фантазий. Пред­лагаемый сценарий - час общения на тему любви - будет интересен подросткам. В сценарии использованы различные воспитательные методы (беседа, дилемма, проблемная ситуация, незавершенное предложение, групповые формы работы).

ЦелИ: расширить представление детей о природе любви; фор­мировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целомудрие, верность, самоотверженность, честь, моральная и нрав­ственная чистота, физическое совершенство; воспитывать негативное отношение к распущенности, вседозволенности, вульгарности; побу­ждать детей к самоанализу, саморазвитию, самосовершенствованию, к выбору достойного нравственного идеала.

Подготовительная работа: предупредить детей о теме классного часа, предложить составить устный портрет идеального парня и идеальной девушки. В ходе классного часа мальчики и девоч­ки сидят по разные стороны (левая - правая стороны класса).

Оборудование: сделать 8-10 ксерокопий страницы с компли­ментами, положить их на парты.

Примерные слова для комплиментов

1. Красивая, умная, заботливая, привлекательная, добрая, нежная, милая, очаровательная, обворожительная, неповторимая, неописуе­мая, незабываемая, неотразимая, шикарная, ослепительная, недос­тупная, ангельская, лучезарная, яркая, пушистая, сногсшибательная, стройная, кокетливая, утонченная, грациозная, веселая, энергичная, креативная, стильная, коммуникабельная, тактичная, романтичная, разносторонняя, сказочная, симпатичная, единственная, ласковая, желанная, непредсказуемая, загадочная, цветущая, безупречная, гармоничная, отзывчивая, совершенная, лучшая, скромная, изы­сканная, шаловливая, искренняя, дружелюбная, понимающая, экс­травагантная, мечтательная, искрометная, честолюбивая, манящая, восторженная, бескорыстная, непосредственная, соблазнительная, жизнерадостная, прелестная, улыбчивая, застенчивая, зажигательная, честная, чистосердечная, игривая, обаятельная, непредсказуемая, целеустремленная, дивная, женственная, бесподобная, лучезарная, ненаглядная, необходимая, изумительная, сказочная, трогательная, миниатюрная, любимая.

2. Красивый, умный, привлекательный, добрый, нежный, милый, стройный, веселый, энергичный, креативный, стильный, коммуника­бельный, тактичный, романтичный, разносторонний, симпатичный, единственный, ласковый, желанный, загадочный, безупречный, от­зывчивый, скромный, искренний, дружелюбный, понимающий, бес­корыстный, жизнерадостный, застенчивый, честный, обаятельный,

целеустремленный, любимый, мужественный, смелый, решительный, бесстрашный, отважный, благородный великодушный, рыцарь, ост­роумный, толковый, разумный, храбрый, отважный, мужественный, авторитетный, уравновешенный, сдержанный, настойчивый, прин­ципиальный, уверенный в себе, надежный, верный, хороший друг, на него можно положиться, умеет хранить тайны, умеет держать слово, талантливый, способный, лидер, самостоятельный, независимый, че­ловек чести, обладает чувством собственного достоинства, доброже­лательный, справедливый и т. п.

Оформление: на доске написать тему классного часа, эпиграфы.

План классного часа:

  1. Интерактивная беседа.
  2. Вводное слово «О любви».
  3. Дилемма: любовь или влюбленность?
  4. Постановка задачи.
  5. Вопросы для обсуждения.
  6. Решение.
  7. Проблемная ситуация «Неразделенная любовь».
    1. Незавершенные предложения по теме «Настоящая любовь - это...»
    2. Работа в микрогруппах по теме «Давайте говорить друг другу комплименты».
    3. Устный портрет «Идеальный парень, идеальная девчонка».
    4. Заключительное слово.
    5. Подведение итогов.

Ход классного часа

1. Интерактивная беседа

Классный руководитель. 14 февраля вся школа была завалена сердечками-валентинками, и даже первоклассники чувст­вовали себя влюбленными. В последние годы в России стал очень популярным праздником День всех влюбленных. Как вам кажется, это хорошо или плохо, когда вокруг столько влюбленных? (Высказы­вания детей.)

Ф. Достоевский говорил, что любовь - это тайна, и от всех людских глаз должна быть закрыта. Нужно ли показывать, демонстрировать свою любовь? (Высказывания детей.)

А как вы считаете, лучше любить самому или чтобы тебя любили? Как по-вашему, любовь - это счастье или наказание?

Что мешает любви, что делает ее несчастной? (Ревность, зависть, недоверие, эгоизм, предательство, деньги, слава, клевета, сплетни и т. п.)

2. Вводное слово «О любви»

Классный руководитель. Любовь - это «глубокое эмо­циональное влечение, сильное сердечное чувство, чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности». Это определение слова «любовь» в толковом словаре. Миллионы строк на­писаны о любви, и все же у каждого любовь своя - необыкновенная.

«Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины», - говорил царь Соломон своей воз­любленной.

И в наши дни любовь мужчины и женщины остается такой же за­гадкой, как и тысячи лет назад. И каждый человек разгадывает эту загадку сам.

3. Дилемма: любовь или влюбленность?

Постановка задачи

Классный руководитель. В 14-15 лет все так хотят любить и быть любимыми. Но часто принимают за любовь обыкновенное увлечение. Попробуйте разрешить такую проблему, перед которой оказался девятиклассник Сергей.

.. .В 9 классе все мальчишки влюбились в отличницу и звезду клас­са Наташку. Но она ни на кого не обращала внимания. Среди ребят даже соревнование началось, кто первым завоюет ее сердце. Серега тоже включился в эту гонку. Ко Дню святого Валентина Сергей под­писал для нее 100 валентинок, исписал все стены в ее подъезде при­знаниями в любви, на снегу под ее окном вытоптал: «Наташа, я тебя люблю!». Даже подрался из-за нее пару раз с пацанами за школой. Но Наташка оставалась презрительно-холодной и недоступной. Иногда, правда, Сергей ловил на себе ее снисходительный, слегка насмешли­вый взгляд. Скоро Серега уже не мог прожить минуты, чтобы не думать о Наташке. Что еще можно сделать? Как добиться ее любви? Спрыгнуть с пятого этажа? Взорвать школу? Стать чемпионом по боксу? Выиграть миллион? И только где-то в глубине души мелькала тихая мысль, что нужно просто отступить, потому что это совсем не любовь...

Вопросы для обсуждения

Классный руководитель. Вот такую проблему нужно ре­шить Сергею. Продолжать борьбу, если это настоящая любовь? Или от­ступить, признав, что никакой любви нет, а есть просто увлечение, спор­тивный азарт? Итак, правильно ли ведет себя Сергей? (Ответы детей.)

Представьте себе, что Сергею удалось завоевать сердце Наташи, что было бы дальше? (Ответы детей.)

Чем же влюбленность отличается от любви?

Примерные ответы детей:

- Влюбленность - это мимолетное чувство.

- Влюбленность унижает человека, заставляет его все время на­вязываться.

- Любовь - более глубокое чувство.

- Это разные чувства, но одно без другого не бывает.

- Любовь - это вечное, крепкое чувство, а увлечение, влюблен­ность - поверхностное, легкое.

- Любовь - одна на всю жизнь, а влюбленностей может быть много.

Классный руководитель. Какое же решение следует при­нять Сергею? (Ответы детей.)

Решение

Классный руководитель. Как же Сергею разобраться в своем чувстве? Его чувство к Наташе - любовь или влюбленность? (Это пока нелюбовь, а просто увлечение, влюбленность, которая может перерасти в любовь, если и Сергей, и Наташа будут к этому стремиться: помогать друг другу, узнавать друг о друге, уважать друг друга и т. п. Но пока они к этому не стремятся, и, скорее всего, эта влюбленность просто погаснет.)

4.  Проблемная ситуация «Неразделенная любовь»

Классный руководитель. Не так давно поэтесса Юлия Друнина писала о нашей эпохе:

Теперь не умирают от любви - Насмешливая трезвая эпоха. Лишь падает гемоглобин в крови, Лишь без причины человеку плохо. Теперь не умирают от любви - Лишь сердце что-то барахлит ночами. Но «неотложку», мама, не зови, Врачи пожмут беспомощно плечами: «Теперь не умирают от любви...»

Это мнение поэтессы, но любой врач «Скорой помощи» знает, что это не так - чуть ли не половина попыток самоубийств в наше время случается из-за неразделенной любви. Мне тоже пришлось наблюдать безответную любовь в нашей школе.

...На эту девчонку из 7-А сначала никто не обращал внимания, хотя она появлялась на каждой переменке везде, где был 9-А. Ста­новилась возле окна и терпеливо ждала. Потом кто-то заметил, что Ждала она, пока появится Димка Синицын. Это был самый обычный Девятиклассник, ничего примечательного. Но девочка эта видела в нем что-то необыкновенное, от чего ее глаза загорались и сама

она словно расцветала в его присутствии. Она смотрела на Димку, как загипнотизированная, не замечая насмешек и издевательств па­цанов. Димка страшно злился. Проходя мимо, он тихо цедил сквозь зубы: «Дура, иди в класс». И девочка, опустив голову, покорно уходила. И учителя с этой девочкой проводи беседы, и девчонки из 9-го клас­са, и подружки - ничего не помогало. Пока родители не догадались перевести ее в другую школу.

Как вы думаете, перевод в другую школу излечил эту девочку от любви? [Ответы детей.)

Действительно, любовная зависимость - это вроде болезни, ино­гда приходится прибегать к помощи психолога. Но хорошо это или плохо, когда любовь неразделенная? (Ответы детей.)

А вот писатель Валентин Катаев заметил, что у каждого гения обязательно была неразделенная или несчастная любовь. Причем чем опаснее нанесенная рана, тем гениальнее творения художни­ка. Любовное чувство в поисках выхода превращалось в гениаль­ные стихи, картины, музыку. И художник исцелялся от любви. Но и обычного человека неразделенная, безответная любовь возвыша­ет, делает лучше. Пережив безответную любовь, человек начинает ценить чувство другого и обязательно встретит свою единственную любовь.

5. Незавершенные предложения по теме «Настоящая любовь - это...»

Классный руководитель. Нет такого человека на земле, который бы не мечтал встретить настоящую любовь. Одним везет, и они ее находят, создают счастливые семьи, празднуют серебряные, золотые и платиновые свадьбы. А другие безуспешно ищут свою лю­бовь всю жизнь. Сейчас в России распадается каждый второй брак, люди, которые любили друг друга, становятся чужими и даже врагами. Почему так происходит? Говорят, что самым главным врагом любви является эгоизм, желание жить для себя. В то время как настоящая лю­бовь требует самоотверженности, альтруизма. Все вы хорошо знаете рассказ О. Генри «Дары волхвов». Это история двух бедных супругов, которые сделал и друг другу рождественские подарки. Муж восхищал­ся роскошными волосами жены и решил продать свои великолепные часы, чтобы подарить ей гребень. А жена решила обрезать волосы и продать их, чтобы купить ремешок к великолепным часам мужа. В результате оба супруга получили на Рождество абсолютно беспо­лезные вещи. Но они были самыми счастливыми людьми на Земле. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Как же отличить настоящую любовь от ненастоящей? Продолжите предложение, записанное на доске (читает).

Примерные ответы детей:

  1. .. .уважение, забота, доброта.
  2. ...та, что делает человека лучше.
  3. ...та, что длится до самой смерти.
  4. ...прощение, понимание.
  5. .. .отказ от эгоизма, самопожертвование.
  6. ...когда ты хочешь стать лучше, чего-то достигнуть в жизни.
  7. ...чувство доверия, тепла, защищенности.
  8. ...дети,семья.
  9. .. .когда хочется сделать что-то хорошее для другого.
  10. ...когда любишь просто так, ни за что.
  11. ...когда любишь человека, несмотря на его слабости и недос­татки.

-        Работа в микрогруппах по теме «Давайте говорить друг

другу комплименты»

Классный руководитель. Мы очень хорошо умеем ру­гаться, оскорблять друг друга, но мало кто может говорить хорошие слова, комплименты. Комплименты - это «любви прекрасные момен­ты», как поется в песне Булата Окуджавы. Как говорить комплименты? Это целое искусство. Самое трудное - найти подходящие слова. У вас на партах - список слов, которые предназначены для девушек. А у де­вочек - слова, предназначенные мальчикам. Предлагаю обменяться комплиментами. Каждая группа (по 4 человека) говорит комплименты другой группе (по жребию - тянем фантики).

(Включается музыка, учитель обходит класс, предлагает группам вы­тянуть фантики с номерами.)

А теперь - давайте говорить друг другу комплименты!

(Учитель дает слово представителям групп, они читают записки с ком­плиментами.)

-        Устный портрет «Идеальный парень, идеальная

девчонка»

Классный руководитель. Наш классный час называется «Секреты Ромео и Джульетты». Любовь этих шекспировских героев стала идеалом любви, а сами они - стали идеалом возлюбленных. А какие они сейчас, наши современные Ромео и Джульетты? Попро­буем нарисовать их портрет. Девочки составят портрет идеального парня, а мальчики - портрет идеальной девушки. Каждый из вас будет добавлять свой штрих к портрету, и в результате получится образ со­временного Ромео или образ современной Джульетты. Может быть, это поможет и нам посмотреть на себя со стороны, увидеть, насколько мы соответствуем идеалу. Итак, рисуем портрет идеальной девушки. Слово мальчикам. 6 Классные часы, 9 кл.

(Мальчики по очереди (по цепочке), говорят 1-2 предложения.)

Классный руководитель. А теперь - портрет идеального парня. Слово - девушкам.

(Девочки по очереди (по цепочке), говорят 1-2 предложения.)

Как видим, современные Ромео и Джульетты вполне соответ­ствуют шекспировскому идеалу. Сколько хороших качеств нужно воспитать у себя, чтобы рассчитывать на такую же полную и красивую любовь. Для этого человеку дана целая жизнь.

-        Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о любви. О любви между мужчиной и женщиной. Эта любовь может сделать человека самым счастливым, а может причинить боль, разбить сердце и на всю жизнь ранить человека. Любовь - это проверка на зрелость. К сожалению, в 14-15 лет многие подростки не выдерживают этой проверки. И об этом говорит медицинская статистика. Для многих подростков любовь очень рано оборачивается трагедией. Настоящая любовь - это и ответственность за любимого. Без этой ответствен­ности любые самые громкие слова о любви превращаются в пустые фразы. Очень важно найти свою любовь, не растратить себя на мел­кие увлечения, которые опустошают сердце. Настоящая любовь - это искусство. Учиться любви - значит учиться умению жертвовать во имя любви какими-то собственными желаниями, идти навстречу друг другу. Как говорил великий американский писатель Марк Твен, «ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века».

-        Подведение итогов

Классный руководитель. Узнали вы что-то новое о любви, о самих себе? С каким настроением уходите вы после классного часа? (Ответы детей.)

Ш-ЖДУ ЧАМИ, Д?ВОЧКАНИ (ЗуиЖДУ ЧАНИ, МАЛЬЧИКАМИ)

Беседа на актуальные для подростков темы («свободная любовь», брак, целомудрие, девичья честь, мужская гордость)

Воспитывая мальчика, мы рас­тим мужчину.

Воспитывая девочку, мы растим нацию.

В 14-15 лет многие подростки торопятся приобрести первый сексуальный опыт, и этот опыт далеко не всегда бывает позитив­ным. Ранние беременности, аборты, болезни - вот с чем приходится сталкиваться подросткам и их родителям. Чаще всего это следствие сексуальной безграмотности и низкой половой культуры. Причем многие подростки в ходе опросов признаются, что никогда не говори­ли с родителями на темы контрацепции и последствий абортов. Еще меньше задумываются подростки о нравственной стороне половых отношений, о моральных обязательствах, которые могут возникнуть вследствие сексуальных связей.

В школе такие беседы лучше проводить отдельно с мальчиками и девочками. Причем именно мальчикам нужно рассказывать о вред­ных последствиях аборта для женщины и ребенка, т. к. большинство юношей не могут указать, в чем именно заключаются эти вредные последствия - более половины ребят никогда не говорили с роди­телями об этом.

 

Цели: ознакомить детей с последствиями ранних половых связей; формировать отрицательное отношение к половой распу­щенности, вульгарности, доступности, позитивное отношение к це­ломудрию, воздержанию, нравственной чистоте; побуждать детей к соблюдению половой гигиены, к поиску положительного нравст­венного идеала.

форма проведение: час общения.

Оформление: фото (мать и дитя, Мадонна с младенцем, пей­зажи, влюбленные пары и т. п.).

 

План классного часа:

. Вступительное слово «Про это».

. Информация к размышлению.

. Грустная статистика любви.

. Безмолвный крик.

. Проблемная ситуация «Белая ворона».

. Интерактивная беседа по теме «Мода на целомудрие».

. Заключительное слово.

. Подведение итогов.

Ход классного часа

1. Вступительное слово «Про это»

Классный руководитель. В14-15 лет так хочется, чтобы тебя любили! Так хочется найти единственного, самого-самого доро­гого и нужного человека. Когда он появляется, все мысли заняты им, хочется быть с ним постоянно и кажется, что так будет всегда. Не так давно большинство подростков в этом возрасте просто встречались без физической близости, сохраняя на всю жизнь чистые воспоми­нания о своей первой любви. Сейчас этого уже недостаточно. Не­которые дети стремятся именно к сексуальным контактам, считая, что в них проявляется настоящая любовь. Но, к сожалению, любовь заканчивается очень быстро. И об этом свидетельствует неумоли­мая медицинская статистика: нежелательна беременность, аборт, совсем не детские болезни. Многие подростки признаются, что со­всем не знали о последствиях свободной любви, что видели только ее романтическую сторону. Реклама, радио, телевидение, журналы, фильмы «про это» - там все выглядит так красиво, современно, без проблем. А о проблемах как раз никто и не предупреждал. А если и предупреждал, то казалось, что это будет с кем-то, но не со мной. Такую беспечность молодежи можно объяснить отсутствием половой культуры, сексуальной безграмотностью. Но многие исследователи видят в этом прежде всего нравственную распущенность, вседозво­ленность, которая целенаправленно насаждается среди нашей моло­дежи через кино, радио, телевидение. Как же сопротивляться этому? И нужно ли сопротивляться? Об этом мы сегодня и поговорим.

2.  Информация к размышлению

Грустная статистика любви

Классный руководитель. Казалось бы, сейчас вокруг столько информации о последствиях «свободной любви». И тем не менее, для многих подростков эти последствия становятся непри­ятной неожиданностью. Например, венерические болезни: только заболеваемость сифилисом за последние 5 лет возросла в 40 раз! Или расстройства психики: по исследованиям американских ученых, каждый третий подросток, ведущий половую жизнь, испытывает чув­ство несчастья, разочарования, неудовлетворенности, депрессии. Еще одно следствие ранней сексуальности - рост потребления алко­голя и наркотиков (особенно это относится к девушкам). Так что те, кто придумал лозунги «Бери от жизни все!» и «Наслаждайся!» ничего не сказали о цене этого наслаждения. Но самое главное и неожидан­ное открытие, которое приносят ранние половые связи - от «этого» рождаются дети. Причем кавалер, узнав об интересном положении своей возлюбленной, как правило, немедленно исчезает из жизни «залетевшей» девушки, оставив ее.

По официальной статистике, каждый год тысячи девочек-подростков становятся мамами, десятки тысяч делают аборты. Россия уже вы­шла на первое место в мире по количеству абортов. По статистике:

-       каждый десятый аборт в нашей стране производится в подро­стковом возрасте;

-       из числа умерших после аборта каждая девятая погибает в воз­расте 15-19 лет;

-       ежегодно в мире от абортов погибает около 70 тысяч женщин;

-       в России 15% супружеских пар бесплодны и не могут иметь детей*.

Классный руководитель. Знакомы ли вы с этой статисти­кой? Какое впечатление произвели на вас эти цифры и факты? {Дети отвечают.)

«Безмолвный крик»

Многие подростки, бросаясь в волны «свободной любви», очень легко относятся к аборту. В их представлении это элементарная опе­рация, вроде удаления зуба. А между тем все гораздо серьезнее. Бе­ременность - это естественное состояние женщины, но это и процесс формирования нового человека. Современные технологии позволя­ют проследить все стадии развития малыша:

3 недели - сердце уже бьется;

4 недели - формируются позвоночник, ручки, ножки, глаза, уши;

6 недель - появляются мозговые извилины;

7 недель - начинает оформляться личико, обозначается рот, гла­за, носик;

8 недель - ребенок чувствует боль - и реагирует на прикоснове­ние; сосет палец; плавает - выполняет движения пловца;

биение сердца прослушивается стетоскопом;

если беременность многоплодна, дети дерутся между собой; ребенок играет, раскачиваясь на пуповине, как на качелях;

9 недель - сформированы локтевые суставы. Малыш совершен­ствует свои навыки движения: скашивает глаза, глотает, шевелит язы­ком, сжимает ладонь в кулачок;

11-12 недель - малыш реагирует на свет, тепло и шум, спит, про­сыпается, энергично упражняет свои мышцы, поворачивая головку, сгибая пальчики на ручках и ножках. Длина маленького человека около 9 см;

14 недель-сердце ребенка перекачивает 24 л крови вдень. Если на живот матери направить свет, малыш закрывает лицо руками;

16 недель - формируются реснички.

Удивительно, правда, ребята? А теперь подумайте: прерывание беременности у девочек-подростков в 25% случаев происходит на сроках 22-27 недель, т. е. тогда, когда ребенок полностью сформи­рован.

(По материалам сайта http://www.demoscope.ru.)

Широкую известность получил американский документальный фильм «Безмолвный крик». В этом фильме снят процесс аборта изнут­ри, на УЗИ. Во время аборта ребенок совершает хаотичные движения, пытаясь спастись от медицинских инструментов, хватается за них ру­ками, пытаясь их остановить или оттолкнуть, его сердечко начинает чаще биться, на лице с помощью УЗИ можно увидеть гримасу ужаса, а его ротик широко раскрыт в безмолвном крике... Рассказывают, что многие врачи после этого фильма были в шоке и отказались делать аборты.

Аборт - это искусственное прерывание беременности. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является наме­ренным прекращением жизни человека как биологического инди­видуума. Некоторые называют это более жестко - преднамеренное убийство. Испокон веков искусственное прерывание беременности было вне закона. Клятва Гиппократа запрещает врачу делать аборты. Христианская концепция утверждает, что истребление плода лишает его благодати будущего крещения и, следовательно, является тяжким смертным грехом, который нужно искупать исповедью, покаянием, молитвой. Врачи-акушеры единодушно утверждают, что самым луч­шим способом предохранения от нежелательной беременности яв­ляется полное воздержание от ранних половых связей.

III. Проблемная ситуация «Белая ворона»

Классный руководитель. Когда ваши мамы учились в школе, был такой очень популярный поэт Эдуард Асадов. У него есть стихотворение, которое мне кажется злободневным и сейчас.

Свободная любовь

Слова и улыбки ее, как птицы, Привыкли, чирикая беззаботно, При встречах кокетничать и кружиться, Незримо на плечи парней садиться И сколько, и где, и когда угодно!

Нарядно, но с вызовом разодета. А ласки раздаривать не считая Ей проще, чем, скажем, сложить газету, Вынуть из сумочки сигарету Иль хлопнуть коктейль коньяка с «Токаем».

Мораль только злит ее: - Души куцые! Пещерные люди! Сказать смешно! Даешь сексуальную революцию, А ханжество - к дьяволу за окно! - Ох, диво вы дивное, чудо вы чудное! Ужель вам и впрямь не понять вовек, Что «секс-революция» ваша шумная Как раз ведь и есть тот «пещерный век»!

Когда ни души, ни ума не трогая, В подкорке и импульсах тех людей

Царила одна только зоология На уровне кошек или моржей. Но человечество вырастало, Ведь те, кто мечтает, всегда правы. И вот большинству уже стало мало Того, что довольно таким, как вы. И люди узнали, согреты новью, Какой бы инстинкт ни взыграл в крови, О том, что один поцелуй с любовью Дороже, чем тысяча без любви! И вы поспешили-то, в общем, зря Шуметь про «сверхновые отношения», Всегда на земле и при всех поколениях Были и лужицы и моря.

Были везде и когда угодно И глупые куры и соловьи, Кошачья вон страсть и теперь «свободна», Но есть в ней хоть что-нибудь от любви?! Кто вас оциничивал - я не знаю. И все же я трону одну струну: Неужто вам нравится, дорогая, Вот так, по-копеечному порхая, Быть вроде закуски порой к вину? С чего вы так - с глупости или холода? На вечер игрушка, живой «сюрприз», Ведь спрос на вас только пока вы молоды, А дальше, поверьте, как с горки вниз! Конечно, смешно только вас винить. Но кто и на что вас принудить может? Ведь в том, что позволить иль запретить, Последнее слово за вами все же. Любовь не минутный хмельной угар. Эх, если бы вам да всерьез влюбиться! Ведь это такой высочайший дар, Такой красоты и огней пожар, Какой пошляку и во сне не снится! Рванитесь же с гневом от всякой мрази, Твердя себе с верою вновь и вновь, Что только одна, но зато любовь Дороже, чем тысяча жалких связей! Вопросы для беседы:

-        О ком это стихотворение? Можно ли узнать в героине совре­менную девушку?

-        Что можно сказать о внешности героини?

-        Что такое сексуальная революция? Что вам известно об этом? {Это освобождение от моральных запретов в области половой жизни.)

-        Почему поэт называет сексуальную революцию «пещерным веком»?

-        Почему один поцелуй с любовью дороже, чем тысяча без люб­ви? Согласны ли вы с этим?

-        Что общего у кошачьей страсти и «свободной любви»?

-        Почему поэт так говорит героине: «игрушка на вечер», «закуска к вину»?

-        Автор прогнозирует будущее героини: дальше «как с горки вниз». Что он имеет в виду?

-        К чему призывает поэт? Согласны ли вы с ним? Классный руководитель. Это стихотворение написано

в другую эпоху, когда таких героинь были считанные единицы. А те­перь, наоборот, девушки стараются избавиться от девственности, чтобы не быть «белой вороной». Как вы думаете, почему это проис­ходит?

Примерные ответы детей:

-        Немодно быть девственницей, засмеют.

-        Очень сильно влияют фильмы, журналы, музыка.

-        Это избавляет от комплексов, дает свободу.

-        Это модно, современно.

-        Мальчикам нравятся раскованные, незакомплексованные дев­чонки.

Классный руководитель. Ну, мальчики, смотрят на де­вочек по-разному. Недаром существует пословица, что с одними девушками гуляют, а на других женятся. С какими гуляют, мы уже ра­зобрались: с раскованными, без комплексов, свободными, опытными в сексе и т. п. А на каких же женятся? Примерные ответы детей:

-       На скромных, некрасивых.

-       На богатых.

-       На хороших хозяйках, мастерицах.

-       На добрых, заботливых, ласковых.

-       На честных, но страшных.

-       На тех, кто их любит.

-       На умных, серьезных.

-       На скромных, добрых, хозяйственных, умных, целомудренных. Классный руководитель. В глубокой древности у наших

предков существовал свод правил о целомудрии и наследственности- Считалось, что женщина должна беречь свою честь, потому что по ней

судят о чести рода. И для мужчины это было важнее, чем романтиче­ская любовь. Честь женщины каждый мужчина должен был защищать, как святыню. А.С. Пушкин не побоялся отдать жизнь за честь своей жены, своей семьи. Эти традиции складывались веками. Мне кажется, современные парни подсознательно ищут именно такую жену, кото­рая сумела бы сохранить свою честь.

IV. Интерактивная беседа по теме «Мода на целомудрие»

Классный руководитель. Сексуальная революция к нам пришла с Запада. Молодежь восприняла сексуальную распущенность как признак западного образа жизни, который мы видели в амери­канских фильмах. Но сейчас и на Западе что-то меняется. Вот какую информацию я нашла в Интернете*. В последнее время среди аме­риканских старшеклассников все больше входит в моду целомудрие, девственность. Об этом свидетельствует статистика, опубликованная в США. По данным Колумбийского университета, за последние 8 лет 2,5 миллионов юношей и девушек дали обещание хранить чистоту до законного брака. Конечно, далеко не каждый из них смог сдержать слово.

И вот уже медики США торжественно заявляют, что среди аме­риканских старшеклассников большинство - девственники. Правда, в основном это представители христианской молодежи, но они пода­ют пример остальным. Можно даже сказать, что в США зарождается организованное движение девственников и девственниц. У них уже есть своя «тусовка», своя символика. Например, большой популярно­стью пользуются перстни с изображением сердца, запертого на ключ. В ходу также карточки с записью «обета целомудрия», которые под­ростки бережно хранят в бумажниках. Этим ребятам нелегко, потому что им приходится круглосуточно противостоять информационным атакам, рекламе сладости плотских утех. Но тем большее уважение они вызывают. Как вы считаете, может ли такое движение возникнуть в России?

(По материалам сайта http://www.utro.ru.)

Примерные ответы детей:

-       В России тоже есть девственники, но они неорганизованны, у них нет своей тусовки.

-       Может быть, верующие, религиозные подростки составят такое движение.

-       Такое движение ни к чему, зачем всем говорить о своей невин­ности?

-       Наверное, у нас тоже скоро такое будет, потому что мы все ко­пируем с Америки.

- Раньше в СССР тоже молодежь до свадьбы хранила невинность. Парни презирали девушек, которые потеряли свою честь. Но они были комсомольцами, у них были идеалы, а у современной молодежи никаких идеалов нет.

Классный руководитель. Некоторые психологи пришли к выводу, что ранние сексуальные связи привлекают тех подростков, у которых неправильная самооценка: заниженная (это чаще всего девушки) и завышенная (чаще всего юноши). Согласны ли вы с такой точкой зрения? (Высказывания детей.)

Что вы знаете о своей самооценке? Умеете ли вы правильно оце­нить самих себя? Что влияет на самооценку? Как можно поднять са­мооценку? (Ответы детей.)

Может быть, не только религия, но и правильная самооценка по­зволяет американским подросткам удерживаться от ранних половых связей. Еще одно интересное наблюдение. Подростки, которые по­обещали хранить девственность до брака, стали показывать успехи в учебе, спорте, искусстве. Чем можно это объяснить? (Предположения детей.)

Прочитайте эпиграф к классному часу (читает). Это мнение вра­чей и педагогов. Согласны ли вы с ним? Почему именно от женщины зависит нравственное здоровье нации? (Дети высказываются.)

Половая жизнь до брака всегда считалась в нашем обществе пре­досудительной и запретной. Согласно христианской точке зрения, человек создан по образу и подобию Божию. А значит, блудник и раз­вратник оскверняет в себе образ Божий, оскорбляет Бога.

Но «сексуальная революция», которая пришла к нам с Запада, сняла все половые запреты. Считалось, что это сексуальная свобода раскрепостит мужчин и женщин, расширит их сексуальный опыт, сделает более счастливыми в браке. Но оказалось, что сексуальный опыт совсем не способствовал крепости брака в России. Если 10 лет назад распадался каждый третий брак, то сейчас уже распадается каждая вторая семья. А о том, как живется детям в неполных семь­ях, мне вам рассказывать не надо: многие из вас это знают лучше меня.

V. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили об очень важных, насущных вещах. Можно сказать, что мы говорили о самом главном - о любви. О любви к себе, к своему избраннику, к своим буду­щим детям. Из этого складывается и любовь к Богу, к Божественному идеалу. Жизнь состоит из взлетов и падений, но, оступаясь и падая, всегда можно подняться - главное сохранить свое человеческое дос­тоинство, сохранить любовь к самому себе.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Был ли интересен вам этот раз­говор? Что нового вы для себя открыли? Какие вопросы остались без ответов? (Ответы детей.)

Литература

- Важдаева Н., СедловД., Семенова Е. Маленькие мамы // Новые известия, 20.03.07.

-К здоровой России. Рождение и воспитание здорового ребенка: Полный курс подготовки. СПб., 2000.

- Мастере У. Джонсон В. Колодни Р. Основы сексологии. М., 1998.

4.0 состоянии и мерах по профилактике и снижению абортов, материн­ской смертности после абортов в Российской Федерации: Решение Коллегии Минздрава РФ от 21 октября 2003 г. (протокол N 14).

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________