MECTO: Home Учителям Классный час Психологические классные часы 9 класс

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Психологические классные часы 9 класс

Классные часы: 9 класс / Авт-сост. А.В.Давыдова. - М.:ВАКО, 2010. - 272 с. - (Учебный год).

ISBN 978-5-408-00229-0

УДК 371.015

ББК 74.200.5

К47

 


ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ

Классный час, посвященный преодолению трудностей в общении

 

Сценарий построен в форме игры для 6 команд. Каждая коман­да в ходе игры получает определенное ролевое задание, которое требует публичного выступления. Игра не требует предварительной подготовки, хотя команды можно сформировать заранее, причем капитанами команд лучше назначить сильных, уверенных в себе учеников. Их задача - объяснить членам своей команды суть зада­ния, помочь в построении выступления, представить участников. Название команды и задание дети узнают в ходе игры. Можно дать каждой команде вместе с заданием и образцы выступлений, они есть в дополнительных материалах к сценарию (можно сделать одну ксе­рокопию и разрезать на фрагменты для каждой команды). При этом никакой специальной подготовки, разучивания ролей не должно быть. Образцы - всего лишь подсказка, намек, один из вариантов вы­ступления. Задача игры - дать возможность детям выступить перед аудиторией. Цель игры - преодоление страха общения и неуверен­ности в себе. Поэтому нужно создать максимально доброжелатель­ную атмосферу во время игры, исключить элемент соревнования, соперничества.

 

Цели: расширить представление детей о правилах общения; формировать позитивное отношение к таким человеческим качест­вам, как общительность, открытость, доброжелательность; помочь детям преодолеть неуверенность в себе и страх общения; способ­ствовать формированию положительного нравственного климата в коллективе; побуждать детей к самонаблюдению, саморазвитию.

ЦодготовИ1гяьна« работа: за день до классного часа сформировать 6 команд (можно по рядам), выбрать капитанов из числа сильных учеников. Названия команд и их задание определят­ся в ходе игры.

Оборудование:

-       сделать 1 ксерокопию листа с дополнительными материалами к сценарию, разрезать на фрагменты для каждой команды;

-       заготовить полоски бумаги с заданиями для команд: «Юмористы». Вы члены клуба «Белый попугай». Пусть каждый расскажет по 3 анекдота.

«Артисты». Вы участники конкурса на «Фабрике звезд». Спойте по 1 куплету любой песни.

«Журналисты». Вы австралийские журналисты. Возьмите ин­тервью у русских школьников (каждый задает по 3 вопроса) «Менеджеры». Вы продавцы крупного супермаркета. Раз­рекламируйте какой-нибудь товар, чтобы всем захотелось его купить.

«Танцоры». Вы участники проекта «Танцы со звездами». При­гласите «звезду» на танец.

«Учителя». Вы участники конкурса «Учитель года». Покажите фрагменты уроков в 1 классе (по минуте на урок).

-       заготовить музыку для танцевального конкурса (медленный современный танец).

 

План классного часа:

. Вступительное слово «Страх публичного выступления».

. Ролевая игра.

. Команда юмористов. Анекдоты.

. Команда журналистов. Интервью.

. Команда артистов. Песня.

. Команда менеджеров. Реклама.

. Команда учителей. Открытые уроки.

. Команда танцоров. Приглашение на танец.

. Разбор полетов.

. Заключительное слово.

Ход классного часа I. Вступительное слово «Страх публичного выступления»

Классный руководитель. Очень многие люди испытывают страх и неуверенность в себе, когда нужно выступить перед публикой. И это мешает им отстоять свою точку зрения, защитить свою позицию, выразить радость или сочувствие окружающим. Многие журналисты, телевизионные ведущие тоже испытывали страх перед публикой. Но постоянные тренировки, работа над собой сделали их более раско­ванными. Кроме того, они очень хорошо усвоили правила публич­ного общения. Вот некоторые из таких правил: выступление должно быть кратким, точным; к аудитории нужно относиться уважительно, доброжелательно; недопустимы крик, вульгарность, сквернословие. Специалисты советуют во время публичного выступления не думать о своих страхах, о том, как ты выглядишь, а сосредоточиться на слу­шателях и зрителях, на их реакции. Но как нельзя научиться плавать, не прыгнув в воду, так нельзя научиться публичному выступлению, сидя с книжкой на диване.

II. Ролевая игра

Классный руководитель. Неуверенность в себе и страх перед публичным выступлением можно преодолеть только в обще­нии, в постоянных тренировках. Сегодняшний классный час - это такая тренировка. Начинаем нашу игру. Сегодня в ней участвуют б команд. Каждая команда в результате жеребьевки получает зада­ние - установить контакт с окружающими и выполнить какую-то за­дачу. При этом нужно побороть свой страх и неуверенность. Задача окружающих - поддержать товарищей: аплодисментами, улыбкой, жестами. Ведь этому тоже нужно учиться. Приглашаю команды на жеребьевку.

(Дети выходят к доске, получают листы с заданием и образцами.)

Задания получены, 5 минут на подготовку.

(Звучит музыка, дети обдумывают задания.)

Команда юмористов

Классный руководитель. Начинает нашу игру команда юмористов. Их задание - провести заседание клуба «Белый попугай».

(«Юмористы» выходят к доске, командир объявляет их задачу, дает сло­во каждому участнику, дети рассказывают анекдоты.)

Команда журналистов

Классный руководитель. А сейчас представим себе, что мы в составе делегации из России приехали в Австралию. Пря­мо в аэропорту нас окружили журналисты. Передаю слово второй команде.

(«Журналисты» выходят к доске, командир объявляет их задачу, дает слово каждому участнику, дети берут интервью у одноклассников.)

Команда артистов

Классный руководитель. Сейчас к доске выйдут будущие звезды российской поп-музыки. Приглашаем команду артистов!

(«Артисты» выходят к доске, командир объявляет их задачу, дает слово каждому участнику, дети исполняют один куплет песни.)

Команда менеджеров

Классный руководитель. Умение общаться с публикой просто необходимо продавцам. Ведь это так важно - убедить покупателя купить какую-то вещь, пусть даже совершенно ему ненужную. Четвертая команда - это команда менеджеров.

(«Менеджеры» выходят к доске, командир объявляет их задачу, дети рекламируют какой-то товар (кусочек мела, ластик, шпаргалка, зеркало, расческа, мыло, пирожок, ложка и т. п.).)

Команда учителей

Классный руководитель. Еще одна профессия, которая требует постоянного общения с аудиторией - это профессия учителя. Приглашаем к доске команду учителей.

(«Учителя» выходят к доске, командир объявляет их задачу, дает слово каждому участнику, дети показывают фрагменты уроков.)

Команда танцоров

Классный руководитель. Ну, ау команды танцоров самое трудное задание. Передаю слово командиру.

(«Танцоры» выходят к доске, командир объявляет их задачу. Включается музыка, дети приглашают одноклассников на танец, танцуют, пока звучит музыка.)

-        Разбор полетов

Классный руководитель. Наша игра закончилась. При­ступаем к «разбору полетов».

-               У какой команды было самое трудное (самое легкое) задание?

-                Какая команда лучше всех справилась с заданием?

-               Кто из ребят вас порадовал? Удивил?

-                Кого хотелось бы поблагодарить за поддержу?

-                Кому удалось преодолеть страх и неуверенность в себе?

-                Что мешало публичному общению?

-                Кого бы вы назвали лидером зрительских симпатий?

-                В ком раскрылись неожиданные таланты?

  1. I. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодняшняя игра - это просто тренировка. Такую тренировку каждый может устраивать себе хоть каждый день. Задать вопрос, рассказать смешную историю, объяс­нить задачу, настоять на своем, ответить у доски - все это расширяет наш опыт публичного общения. А значит, делает нас более сильными и уверенными в себе.

Дополнительный материал

(примерные тексты участников)

Команда юмористов

Ведущий. Дорогие друзья, начинаем очередное заседание клуба «Бе­лый попугай» Сегодня в нашей студии собрались самые известные юмористы класса. Каждый из них принес анекдот из своей коллекции. Надеемся, что

наши шутки заставят вас улыбнуться и подарят вам 5 минут хорошего на­строения. Передаю слово нашим юмористам. (Дети по очереди рассказывают анекдоты.*) Садятся Волк, Заяц и Лиса играть в карты. Заяц: «Только, чур, на деньги!»

Волк добавляет: «А кто будет мухлевать, того будем бить по морде! По наглой, рыжей морде!»

***

Выходит Колобок из бани:

-Эх! Опять голову забыл помыть!

***

Мама спрашивает Вовочку:

- В буфете было два куска пирога, а сейчас остался один. Можешь ты это объяснить?

-Конечно! Было темно, и я не заметил второй кусочек.

***

-        Сколько стоит билет на фильм?

-        Сто рублей!

-А у меня только 50. Пустите меня, я буду смотреть одним глазом.

***

Один мальчик говорит другому:

-Мой папа говорит, что приятнее давать, чем получать.

-        А кто у тебя папа?

-Боксер!

***

Чебурашка встречает Гену и спрашивает:

-Почему у тебя один ботинок желтый, а другой - черный?

-        Да сам не знаю. Вернулся домой, хотел поменять, а там то же самое.

***

Винни-Пух жует булочку, подходит Пятачок.

-Винни, дай булочку.

-        Это не булочка, а пирожок.

-Ну, дай пирожок.

-        Это не пирожок, а пончик.

-Ну, дай пончик.

-        Слушай, отстань, ты сам не знаешь, чего хочешь!

***

Шерлок Холмс и доктор Ватсон заночевали за городом в палатке. Ночью Ватсон будит Холмса и показывает вверх:

-        Сэр, о чем вам говорит это созвездие?

-Ни о чем. А вам?

-        О том, что у нас украли палатку.

***

Звонок в милицию:

-Спасите! На помощь!

-А что случилось?

- В комнату ворвалась кошка!

- Ну, знаете, из-за таких пустяков милицию не беспокоят. Кто говорит?

- Как кто? Попугай!

***

Заяц написал за волка речь. Волк выходит на трибуну и читает: «Хо, хо, хо, ох, ох, ох...» Заяц шепчет: «Да ты страницу переверни - это же мы в крестики- нолики играли!»

*#*

Около памятника Пушкину Вовочка спрашивает экскурсовода:

-Скажите, кому этот памятник?

- Пушкину, мальчик.

- Это который «Му-му» написал?

- Нет, мальчик, «Му-му» написал Тургенев.

- Как же так, «Му-му» Тургенев написал, а памятник Пушкину?

***

Бабушка и внук пошли в зоопарк. Перед клеткой со слоном бабушка го­ворит:

- Миша, почему ты не даешь слону хлеба?

-Я не знаю, как дать, у него с обеих сторон хвосты.

***

- Ребята, почему вы избили своего одноклассника?

- Он неправильно выполнил домашнее задание.

- Это не причина, чтобы избивать его.

- Но мы же все у него списывали!

#**

Вовочка поздно вернулся домой. Мама спрашивает:

- Где был?

-  Да у Петьки, уроки делали.

Вовочкина мама звонит Петьке:

- Вовочка у тебя был?

- Да он до сих пор здесь.

***

Вовочка с сестрой рассматривают книгу «Мир животных» и спорят:

- Может!

- Не может!

- Может!

-Пойдем бабушку спросим.

Прибегают к бабушке:

- Бабушка, у тебя могут быть дети?

-Ну что вы милые, конечно, нет. Вовочка:

-Я же говорил тебе, что она - самец!

***

Петя взял в школьном буфете чай, а булочку забыл. Думает: «Если пойду за булочкой, кто-нибудь мой чай выпьет». Написал на бумажке: «Я сюда плюнул». Возвращается с булочкой, а на бумажке написано: «И я тоже!»

***

Мама спрашивает:

-Вовочка, почему ты всегда поздно приходишь из школы?

-        Да все из-за лифта.

-Неужели не работает?

- Работает. Но там написано: «Только на четырех человек». И приходится ждать еще троих.

Родители Вовочки уехали в командировку. Вовочка жалуется своему другу:

-Пытался приготовить что-нибудь по «Кулинарной книге». Бесполезно.

-Почему?

- Каждый рецепт начинается с одного и того же: «Возьмите чистую та­релку».

***

-Скажите, вы укротитель тигров? -Да.

-А почему они вас не трогают? Вы же такой маленький и худой!

-В том-то все и дело. Они ждут, пока я потолстею.

***

Турист из России приехал в Австралию, впервые увидел кенгуру и потрясенно воскликнул: «Да, ваши кузнечики крупнее наших!»

(По материалам сайта http://novakovskiy.narod.ru)

Команда журналистов

Ведущий. Здравствуйте, господа, добро пожаловать на наш солнечный континент! Нас очень интересует жизнь молодежи в России. Надеемся, что вы ответите на вопросы наших корреспондентов.

(Участники команды должны подойти к кому-то из зрителей и, протянув воображаемый микрофон, задать вопрос.) Примерные вопросы:

-            Есть ли в России кенгуру?

-             Ходят ли у вас по улицам белые медведи?

-             Какая ваша любимая группа?

-             Какой музыкальный стиль вы предпочитаете?

-             Ваше любимое блюдо?

-             Какой автомобиль вы бы хотели иметь?

-             Каких животных держат россияне в домах?

-             Есть ли в России двоечники?

-             Любите ли вы ходить в школу?

-                Какие девочки (мальчики) вам нравятся?

-                Какую одежду любит носить ваша молодежь?

-                Какие профессии самые популярные у ваших подростков?

-                Ради чего стоит жить?

-                Что такое счастье?

-               Сколько денег вам нужно для счастья?

-                Если бы вы выиграли миллион, как бы вы его потратили?

-                Что такое любовь?

-                Может ли быть дружба между мальчиком и девочкой?

-                Из-за чего у вас бывают конфликты с родителями?

-                Какой школьный предмет вам интересен и почему?

-                Чем увлекаются российские старшеклассники?

-                Расскажите о своем городе.

-                Расскажите о себе, своих родителях, учителях.

Команда артистов

Ведущий. Дорогие друзья, сегодня у нас отборочный конкурс на «Фаб­рике звезд». Наши участники поют песни о главном - о Родине и о любви! («Катюша», «Ой, мороз, мороз», «Ой, цветет калина» и т. п.) Поддержите на­ших исполнителей, не стесняйтесь, подпевайте вместе с нами!

(Участники команды по одному или все вместе исполняют песню.)

Команда менеджеров

Ведущий. Наша фирма набирает продавцов в крупный универмаг. Как отобрать самых способных? Мы решили испытать претендентов - пусть попробуют продать кусочек мела. 5 минут дается им на то, чтобы убедить покупателей, что этот товар им просто жизненно необходим. Ваши аплодис­менты станут платой за этот товар. А значит, ребята получат престижную ра­боту. В противном случае предложим им поучиться публичному общению. Внимание, начинаем компанию по продаже. Время пошло!

(Ведущий засекает время и отсчитывает 5 минут.)

Примерные реплики продавцов:

. Не проходите мимо! Только у нас и только для вас!

. Вашему вниманию предлагается новый, самый модный товар!

. С «этим» ты будешь самым крутым и продвинутым!

. Без него тебе нечего делать в мире знаний!

. Этот маленький, беленький кусочек поможет вам стать умным и об­разованным!

. Мелом можно нарисовать стрелы на тротуаре, указывающие дорогу в школу!

. Мелом можно написать на заборе свое любимое слово «лох».

. С помощью мела можно стать победителем конкурса рисунков на ас­фальте!

. Мелом можно написать хорошее слово на стуле и прочитать потом это слово на штанах у соседа.

. Без мела закроются все школы!

. Без мела нечего будет прочитать на заборах!

. У вас еще нет мела? Тогда мы идем к вам!

Команда учителей

Ведущий. Представьте себе, что вы первоклассники. Наша команда учителей подготовила для вас открытые уроки по разным школьным пред­метам. Не подведите наших учителей, будьте активны на уроках, покажите свои знания! Внимание! Звонок!

Примерные тексты «учителей»: ? 1. Начинаем урок математики! Проверим, как вы знаете таблицу умноже­ния. Дважды два? Семью восемь? Девятью шесть? И т. д.

(«Учитель» задает вопросы, дети отвечают.)

Молодцы! У всех знания просто блестящие!

. А теперь урок физкультуры. Встаньте, выйдите из-за парт. На счет «раз» - присесть, на счет «два» - встать, на счет «три» - наклон вперед, на счет «четыре» - выпрямиться. Внимание - выполняем!

-                    («Учитель» считает, дети выполняют упражнение 2-3 раза.)

-                    Урок закончен, все получают по пятерке!

. Здравствуйте, дети, сейчас у нас будет урок здоровья. Поговорим о вре­де курения. Почему первоклассникам ни в коем случае нельзя курить?

-                    (Дети дают 2-3 ответа.)

-                    Правильно, молодцы!

. А сейчас у нас самый любимый урок всех школьников - урок пения. Давайте споем песню «Антошка».

-                    («Учитель» поет песню, дирижируя, дети подпевают.)

-                    Урок окончен, все пели прекрасно!

. Здравствуйте, дети, я учитель рисования. Сегодня мы будем учиться рисовать человечка. Возьмите карандаши и повторяйте за мной: «Точка, точ­ка, два крючочка, носик, ротик, огуречик, вот и вышел человечек!»

-                    («Учитель» рисует мелом на доске человечка.)

-                    У всех получился человечек? На кого он похож? Правильно, на учителя!

. Ребята, самый важный урок в школе - это урок чтения. Кто сможет про­читать 3 предложения, которые я написал на доске, тот получит пятерку.

(Дети читают предложения: «Мама мыла раму»; «Мы учимся в первом классе»; «Наша Родина - Россия».)

Как я и ожидал(а), в отличие от девятиклассников, первоклассники чи­тать умеют.

Команда танцоров

Ведущий. Нам досталось задание не из легких - пригласить на медлен­ный танец представителя противоположного пола. Но наша команда с этим заданием справится. Музыку, пожалуйста!

(Звучит музыка, дети приглашают партнеров. Танцуют на площадке у доски.)

В е д у щ и й. Ну, вот, я же говорил, что все у нас получится! Спасибо всем!

КАК НАУЧИТЬСЯ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ

Классный час, посвященный обсуждению психологических проблем, связанных с экзаменами

 

Вопросы для обсуждения на этом классном часе: рациональ­ная организация времени, мнемотехника, управление эмоциями, способы мобилизации. Сценарий включает в себя 3 блока: инфор­мационный (советы по подготовке к экзаменам), практический (уп­ражнения на запоминание) и юмористический (экзаменационный юмор).

Цели: расширить представление детей о психотехнических навыках; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как усидчивость, обязательность, добросовестность, умение мобилизовать себя; побуждать детей к рациональной организации своего времени, к овладению, собственными эмоциями, к самосо­вершенствованию, саморазвитию.

форма проведения-- час общения.

Подготовительная работа: распределить роли (4 ученика).

Оформление; на доске написать задания для развития памяти (взять из текста).

План классного часа

. Вступительное слово «Что такое экзамен?»

. Проблемная ситуация «Чужие ошибки».

. Информационный блок «Искусство сдавать экзамены».

. Полезные советы.

. Приемы запоминания.

. Тренировочные упражнения «Из корзины Мнемозины».

. Экзаменационный юмор.

. Заключительное слово.

. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Вступительное слово «Что такое экзамен?»

Классный руководитель. Скоро вас ждут выпускные экза­мены. Некоторым предстоят еще и вступительные экзамены в коллед­жи и техникумы. Большинство детей с ужасом думают о предстоящих страданиях. Но, оказывается, не все так страшно. В переводе с латыни слово «экзамен» означает «испытание». Получается, что во время эк­заменов людей испытывают, как космонавтов перед полетом. Причем испытывают не только знания, но и психическую устойчивость чело­века. А психическая устойчивость возникает, когда есть положитель­ный настрой и уверенность в себе. Специалисты утверждают, что от этого зависит 50% успеха на экзамене. А положительный настрой и уверенность в себе появляются, когда человек правильно готовит­ся к экзаменам, следует некоторым правилам. Сегодня мы и будем говорить об этих правилах.

2. Проблемная ситуация «Чужие ошибки»

Классный руководитель. Послушайте рассказ о том, как готовился к экзамену ваш сверстник, и попробуйте найти у него ошибки.

...Прозвенел последний звонок, и девятиклассник Иван Петров начал готовиться к выпускным экзаменам. Для начала он составил план, в котором был один-единственный пункт: «Каждый день учить билеты». На следующий день с самого утра он засел за подготовку. Решил готовиться к биологии. Целый час он искал билеты, потом еще час - учебник. При этом он обнаружил массу интересных вещей, кото­рые считал потерянными. Наконец билеты были найдены и учебник тоже, но оказалось, что тетрадь с практическими куда-то запропас­тилась. Пришлось звонить Сереге Перышкину, но у него была та же самая проблема. Вдвоем решили идти к Наташке Сидоровой, у кото­рой всегда все есть. Наташка тетрадь дала только на полчаса, чтобы сделать ксерокопию. Пока нашли ксерокс и копировали Наташкины каракули. Усталые и голодные они вернулись домой с сознанием выполненного долга. Правда, тетрадь эту несчастную Ивану так и не пришлось открыть. Пришел Сашка Петров, попросил билеты, потом Димка Жуков забежал за учебником. Иван решил, что билеты могут потерпеть и до завтра. А завтра с самого утра он как засядет, и никто уже ему не сможет помешать!

Как вы думаете, что будут завтра? Удалось Ивану подготовиться к экзамену? Какие ошибки он сделал во время подготовки? (Выска­зывания детей.)

3. Информационный блок «Искусство сдавать экзамены»

Полезные советы

Классный руководитель. Какие же правила нужно соблю­дать, чтобы успешно сдать экзамен? Наши ребята (имена, фамилии) собрали коллекцию полезных советов для тех, кто собирается сдавать экзамены.

(К доске выходят два ученика, по очереди читают советы.)

-        Сначала нужно оборудовать место для занятий: убрать все лиш­нее, расставить по местам учебники, справочники, карандаши, тетради.

-        Психологи советуют поместить на видном месте что-нибудь желтое или фиолетовое, т. к. эти цвета повышают интеллекту­альную активность.

-        Затем нужно составить план работы, при этом необходимо учитывать, кто вы - «сова» или «жаворонок». Если вы сова, то нужно максимально загрузить вечерние часы, а если жаворо­нок - утренние.

-        В плане нужно четко указать, что именнб будете учить, какие разделы, какого предмета.

-        Обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 минут за­нятий, 10 минут - перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, подмести пол.

-        Как работать над материалом? Прежде всего, не старайтесь вызубрить весь учебник. Самое главное не вызубрить, а понять. Сначала прочтите материал, потом попытайтесь составить план или схему, обязательно на бумаге.

-        Очень полезно рассказывать самому себе перед зеркалом, стоя во весь рост, обращая внимание на позу, жесты, мимику. Хорошо также записывать свой рассказ на магнитофон.

-        Каждый день нужно выполнять и практические задания к би­летам, при этом полезно комментировать самому себе вслух ход ваших действий и рассуждений.

-        Каждый раз, приступая к работе, повторяйте предыдущие биле­ты. Повторить билет следует хоть один раз в течение 24 часов после выучивания.

-        Используйте разные методы запоминания: зрительно, на слух, составляя шпаргалки!

-        Во время подготовки к экзаменам не забывайте о вкусной и здоровой пище. Для работы мозга полезен сладкий миндаль, а арахис улучшает память, внимание и слух, снимает утомляе­мость. Для улучшения памяти полезна соленая селедка! А вот крепкий чай, кофе или специальные препараты могут только навредить.

-        Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром на­зывают саморазрушающими.

-        За день до экзамена повторите все планы ответов. Обратите внимание только на то, в чем чувствуете затруднение.

-        Накануне экзамена прогуляйтесь, выспитесь, чтобы встать здо­ровым, свежим, отдохнувшим, готовым к борьбе. Ведь экзаме­ны - это и психологический поединок, в котором нужно уметь за себя постоять.

-        Если вы очень волнуетесь, используйте прием, который назы­вается «доведение до абсурда». Представьте себе все самое страшное, что может случиться на экзамене. Попытайтесь по­сильнее напугать себя. И тут вы обнаружите, что бояться вам в сущности нечего и даже самые тяжелые последствия можно пережить.

-        В день экзамена утром не забудьте позавтракать! И обязатель­но запаситесь чем-нибудь сладеньким, ведь при повышенной нагрузке организм будет требовать глюкозы.

-        На экзамен следует одеться строго и опрятно, не стоит прико­вывать излишнее внимание к своей внешности!

-        Ни в коем случае не пейте перед экзаменом никаких успокои­тельных таблеток!

-        Надежно спрячьте шпаргалки, но лучше ими все-таки не поль­зоваться. Как показывает опыт, только четверть шпаргалок остаются незамеченными.

-        Во время экзамена, выбирая билет, не паникуйте! И ни в коем случае не просите его заменить. Вторая попытка, как правило, оценивается на балл ниже.

-        Когда вы уже вытянули билет и стали готовиться к ответу, на­чинайте с самого легкого. Пока вы напишете ответ, вы успокои­тесь, голова станет работать более ясно и четко.

-        Во время ответа могут случиться самые непредвиденные си­туации: провал в памяти, оговорка, ошибка. Ничего страшного! Ни в коем случае не показывайте, что вы растерялись, не ста­райтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное - сохра­нить чувство собственного достоинства и, конечно, не терять чувства юмора.

-        В любом случае всегда дышите глубже - это помогает справить­ся с волнением! Удачи!

Классный руководитель. Кто хочет добавить к этому свои полезные советы? (Дети поднимают руки, делятся своими советами.)

Приемы запоминания

Классный руководитель. Готовясь к экзаменам, приходит­ся запоминать огромное количество материала. В этом нам помогут эффективные способы и приемы запоминания. Очень хороший спо­соб - это рассказывать выученный материал вслух, например собаке или кошке. Еще один способ запоминания - картинки, схемы, планы, шпаргалки - все, что активизирует зрительно-образную память. Если нужно запомнить какие-либо данные в определенном порядке, ис­пользуйте приемы мнемотехники. Придумайте с первыми буквами, слогами или словами связанные предложения. Как, например, в дет­ской считалочке про цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Если нужно запомнить большое количество иностранных слов или непонятных терминов, поможет метод ассоциаций. Ассоциа­ции - это связи. Нужно найти связь этого термина с любым словом или понятием. И чем смешнее и глупее будет эта связь, тем лучше это запоминается. Например, итальянское слово galera переводится как «тюрьма». Для запоминания можно найти такую связь: на галерах было страшно, как в тюрьме. Английское слово - «умный», созвучно русскому слову «клевер». Тут может быть такая связь: «все работа­

ют, а умный завалился в клевер и отдыхает». Приемы мнемотехники описаны в книгах о том, как улучшить свою память. С помощью по­добных приемов некоторым людям удается достичь феноменальных результатов.

4. Тренировочные упражнения «Из корзины Мнемозины»

Классный руководитель. А теперь будем тренировать свою память, используя приемы запоминания.

Первое упражнение. Прослушайте один раз пары (тройки) слов, затем я буду называть вам первое слово, а вы должны вспомнить вто­рое (третье) [читает): тарелка - чашка; ложка - вилка; круг - треугольник; небо - планета; дорога - шоссе - поворот; окно - дверь - крыша; поле - лес - река; огород - помидоры - прополка.

(Затем учитель читает первые слова, дети называют остальные.) Второе упражнение. На доске написаны 10 слов (читает): кот, чашка, камень, бумага, кирпич, ландыш, небо, ветка, мальчик, яблоко. Постарайтесь запомнить их, составив ассоциативную цепочку, напри­мер, кот сидит в чашке и т. п. Какие будут варианты? (Дети предлага­ют свои варианты ассоциативных цепочек (2-3).)

Ну, а теперь, кто может перечислить все 10 слов? (Дети поднима­ют руки, перечисляют слова.)

Третье упражнение: запомните планеты солнечной системы в оп­ределенном порядке. Нужно использовать метод аббревиатуры. Со­ставить предложение из слов, которые начинаются с первых букв планет (Me, В, 3, Ма, Ю, С, У, Н, П).

. Меркурий.

. Венера.

. Земля.

. Марс.

. Юпитер.

. Сатурн.

. Уран.

. Нептун.

. Плутон.

(«Между волком и зайцем маленькая юркая стрекоза успела найти подберезовик»; и т. п.)

Кто может назвать все планеты в такой последовательности? (От­веты детей.)

Как видим, приемы мнемотехники оказались очень эффектив­ными. Они не только помогают запоминать, но и делают эту рабо­ту увлекательной и интересной. И скучная зубрежка превращается в творческий процесс. Может быть, у кого-то из вас есть свои приемы и методы запоминания? Расскажите о них.

5. Экзаменационный юмор

Классный руководитель. Чтобы мысли о будущих экза­менах не испортили вам настроения, мы пригласили юмористов, которые составили небольшую коллекцию экзаменационного юмора.

Юморист 1. Как известно, лучше всех сдают экзамены те, кто овладел искусством лить воду.

Как и всякое искусство, оно требует вдохновения, но подчиняется строгим правилам.

Первое: употребляйте побольше иностранных слов.

Второе: стройте длинные и запутанные фразы.

Третье: побольше цитат, имен и дат.

Четвертое: все это нужно проделывать с умным видом и демон­стрировать уверенность в себе.

Юморист 2. Еще одно искусство, необходимое на экзамене, - это искусство шпаргалки. Причем искусство заключается не в том, чтобы написать шпаргалку, а в том, чтобы ее надежно спрятать. Для этого есть такие места, как штаны, юбки, ботинки, воротники, носо­вые платочки, ручки, часы, шоколадки, рукава, носки и т. п. Есть еще надежный дедовский метод - прикрепить шпору на резинке в рукав или надеть под юбку фартучек в виде большого кармана.

Юморист 1.Но написать и надежно спрятать шпаргалку - это полдела, нужно еще уметь ею воспользоваться на экзамене. Тут мож­но дать такие вредные советы: ни в коем случае не ловить взгляд учителя, он сразу раскусит, что ты списываешь. Самое надежное - про­сто положить шпору на парту и спокойно катать, время от времени поднимая задумчивый взгляд на экзаменатора.

Юморист 2. Не забудьте пожелать самому себе ни пуха ни пера. Это древнее пожелание успеха, удачи возникло в среде охотников и было основано на суеверии, что можно сглазить охотника, если по­желаешь удачной охоты на птицу или зверя (и пуха и пера). В ответ на это пожелание, охотники отвечали: «(Пошел) К черту!». Бояться сглаза люди не перестали и до сей поры. Отсюда, наверное, и примета, что нужно поругать заочно того, кто сдает в это время экзамен.

Юморист 1. А теперь несколько смешных историй об экза­менах.

(Юмористы по очереди рассказывают по 2-3 анекдота.) После экзамена.

-        Марь Иванна, почему вы поставили мне единицу?

-        Потому что более низких оценок у нас, к сожалению, нет!

***

Вышел девятиклассник после экзамена. Его окружают товарищи:

-        Ну как, сдал?

f - Сдал. Уж учитель меня топил, топил, а я выплыл. А в кабинете учитель думает про себя:

-        Уж я его тянул, тянул, еле вытянул.

***

Экзаменатор: «А теперь вопрос на засыпку: между кем и кем была русско-японская война?»

***

Учитель на экзамене:  - Что такое лошадиная сила?

- Это сила, какую развивает лошадь ростом в 1 метр и весом в 1 килограмм.

- Да где же вы такую лошадь видели?!

***

Девятиклассники сдают тесты. На все вопросы нужно отвечать «да» или «нет». Один из учеников подбрасывает монетку и записывает результаты. Учитель думает: «Ну, этот сдаст работу самый первый!» Экзамен закончился, все ушли, а этот все сидит и монетку подбрасы­вает. Учителю это надоело, он подходит и спрашивает:

.- Ну что, ответил на вопросы?

- Да.

- А чего тогда делаешь?

-        Проверяю.

***

-        Ну как, сдал?

-         Кажется, сдал...

-         А что он спрашивал?

- А кто его знает, он же спрашивал по-английски.

***

Министерская комиссия проверяет уровень подготовки школь­ников по математике. Ученикам всех классов задали один и тот же во­прос: «Сколько будет 2 х 2?» Первоклассник с уверенностью ответил: «четыре»; пятиклассник вытащил шпаргалку с таблицей умножения;

семиклассник достал калькулятор и быстренько сосчитал; девяти­классник побежал в компьютерный класс составлять программу,- а одиннадцатиклассник с негодованием заявил: «Что я, все константы помнить обязан?»

***

Разговаривают девятиклассники:

-        Ты уже сколько экзаменов завалил:

-        Вместе с завтрашним - четыре.

***

Мама спрашивает сына:

-        Как прошел экзамен?

-        Экзамен прошел блестяще, учителя в восторге. Просят повто­рить осенью.

***

Экзаменатор и студент.

-        Знаешь?

-        Знаю.

-        Что знаешь?

-        Предмет знаю.

-        Какой предмет?

-        Который сдаю.

-        А какой сдаешь?

-        Ну, это вы придираетесь!

  1. 6. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о том, как успешно сдать экзамены. Экзамен - это действительно испытание, проверка ваших знаний и умений. На экзамене вы должны показать все, чему научились за 9 лет школьной жизни. Конечно, в ходе та­кого испытания в более выгодной позиции оказываются те, кто сис­тематически работал, выполнял все задания, накапливал знания по крупицам. Для них подготовка к экзамену - это просто возможность систематизировать и упорядочить материал.

Ну, а для тех, кто «скакал по верхам», у кого есть пробелы в зна­ниях, подготовка к экзамену - это время открытий: произведений, фактов, имен, дат. А для кого-то это просто время открытия учебника. Ну, и, конечно же, для всех девятиклассников экзамены - это время испытать себя, свой характер, выдержку, силу воли, целеустремлен­ность. Желаю всем вам успешно пройти это испытание!

  1. 7. Подведение итогов

Классный руководитель. Какие советы и секреты подго­товки к экзаменам показались вам интересными и полезными? Смо­жете ли взять себя в руки и хорошо подготовиться к экзаменам?

 

 

ПУТЬ К СЕБЕ

(САМОПОЗНАНИЕ, САМООЦЕНКА)

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг.

Сюнь-цзы

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

Публий Сир

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуа­ция, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели расширить представление детей о самопознании, самораз­витии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекват­ной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самоха­рактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.

Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).

Оформление:

- написать тему, эпиграфы;

- для групповой работы начертить на доске таблицу «Самооцен­ка». В колонках признаки указаны неверно. Правильные отве­ты - в тексте сценария;

Завышенная

Уверенность в себе Вспыльчивость Скромность Трусливость

Самооценка

Заниженная

Высокомерие

Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного достоинства

Пассивность Уравновешенность Самоуверенность Внушаемость

Объективная

написать на доске:

Как правильно оценить себя?

-        Судите о себе по делам.

-        Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

-                      Тот, кто вас критикует - ваш друг.Критикует один - задумайтесь.

- Критикуют два - проанализируйте свое поведение.

- Критикуют три - переделывайте себя.

- Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

 

План классного часа:

. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»

. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки».

. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

. Цели.

. Принципы.

. Идеалы.

. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

. Игра «Маска, я тебя знаю!»

. Заключительное слово.

. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1.  Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, ра­бота и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые во­просы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

2. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»

Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.)

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

-        Свои физические возможности, состояние здоровья.

-        Свои таланты, способности (умственные, творческие).

-        Свой характер, темперамент, волю.

-        Свои вкусы, привычки.

-        Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей: [ - Узнать призвание, выбрать профессию.

-        Избежать ошибок и разочарований.

? - Правильно вести себя с окружающими.

-        Не браться за невыполнимые дела.

-        Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель. Действительно, человек, кото­рый объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Та­кому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разоча­рований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

3. Работа в группах по теме «Определение уровня

самооценки»

Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу призна­ков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая груп­па - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнитель­ное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правиль­ные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыль­чивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусли­вость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скром­ность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель. Что можно посоветовать чело­веку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, нау­читься видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

-        Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (.Заняться спортом, победить свою трусость, научиться го­ворить «нет» и т. п.)

-        Что можно посоветовать человеку с объективной самооцен­кой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоин­ствами и т. п.)

4.  Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (чи­тает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает на­много глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фото­моделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оце­нивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

-        Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

-        Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

-        Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.

-        Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

-        Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

-        Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.

-        Ставила себе нереальные цели.

5. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

Цели

Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? (Чтобы к чему-то стре­миться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? (Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

Примерные ответы:

- Богатство, слава, власть.

-        Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

-        Быть просто хорошим человеком, любить людей.

-        Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вы­растить детей.

-        Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

-        Принести пользу людям, жить для людей.

-        Найти свою любовь.

-        Жить для удовольствия, наслаждения.

-        Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

- Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

 

Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? (Дети отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто ка­ждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы

Классный руководитель. Но даже самая красивая цель мо­жет быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные пра­вила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских запо­ведей. Давайте их вспомним. [Дети поднимают руки, отвечают.)

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После

7 Классные часы, 9 кл.

нас - хоть потоп!» и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказы­вания детей.)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои прин­ципы в течение жизни? Бываютли люди без принципов? [Дети дают ответы.)

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры, Роди­ны или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)

Идеалы

Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйст­венность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое со­трудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

-        Составление самохарактеристики

Классный руководитель. После окончания 9 класса шко­ла дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты.)

-        Игра «Маска, я тебя знаю!»

Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)

Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года. Я тоже постараюсь быть объективной.

-        Заключительное слово

Классный руководитель. Как известно, все люди уникаль­ные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс позна­ния себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

-        Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний класс­ный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Дополнительный материал

Анкета «Самохарактеристика»

. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)

. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?

Литература

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.

Ж?Л?ЗЧАЯ ВОЛЯ, СТАЛЬЦОЙ *А?АК???

Классный час, посвященный самовоспитанию характера

Гвозди бы делать из этих людей. Крепче бы не было в мире гвоздей! Н.С. Тихонов. «Баллада о гвоздях»

В сценарии использованы методы: дискуссия, проблемная ситуа­ция, незавершенное предложение, интерактивная беседа.

 

Цели: расширить представление детей о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; формировать положи­тельную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целе­устремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

 

Форма проведения: час общения.

Оформление: написать на доске эпиграфы, таблицу.

п/п

Как воспитать характер?

1

Самообязательства

2

Задания самому себе на день, неделю, месяц

3

Самоубеждение

4

Самопринуждение

5

Самообладание

6

Самоприказ

7

Самоконтроль

План классного часа:

. Вступительное слово.

. Интерактивная беседа по теме «Люди из железа?»

. Информация к размышлению «Характер и воля».

. Воспитывающая ситуация «Пример для подражания».

. Дискуссия по теме «"Человек привычки" и "человек воли"».

. Незавершенные предложения по теме «Воспитание характе­ра - это...»

. Составление памятки «Как воспитать характер».

. Заключительное слово.

. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1.  Вступительное слово

Классный руководитель. На прошлом классном часе вы составляли свою характеристику, т. е. описывали свой характер. У многих этот характер получился каким-то вялым, бесхребетным, безликим. Одним словом, серым. А вокруг столько ярких, сильных твердых характеров! Столько людей с сильной волей, уверенных в себе, целеустремленных, активных! Можно ли каждому стать та­ким? Можно ли воспитать свой характер? Об этом мы будем говорить сегодня.

2. Интерактивная беседа по теме «Люди из железа?»

Классный руководитель. В истории есть люди, которые получили прозвище «железный человек»: «железный Феликс», «же­лезный канцлер», «железная леди». Как вы думаете, за что могли дать такое прозвище?

Примерные ответы детей:

-               Они были жестокими и безжалостными.

-               Их все боялись.

-               Это были люди, которые могли всех подчинять себе.

-                        «Железный канцлер» - Бисмарк, выдающийся государственный деятель Германии XIX века, который смог объединить Герма­нию «железом и кровью».

-                        «Железный Феликс» - это самый главный советский чекист, который был беспощаден к врагам революции.

-                        «Железная леди» - это премьер-министр Англии Маргарет Тэт­чер, женщина, которая сумела «сильной рукой» навести в стра­не порядок.

 

Классный руководитель. Всех этих людей объединяет то, что они были выходцами из низов общества, но благодаря своему характеру достигли высот власти. Какие именно качества характера помогли им подняться наверх? (Настойчивость, целеустремлен­ность, жесткость, строгость к себе и другим, трудолюбие, мужест­во, сильная воля и т. п.)

Все эти «железные люди» обладали сильной волей. Это качество характера и позволило им преодолеть свои слабости и недостатки и управлять другими людьми.

3. Информация к размышлению «Характер и воля»

Классный руководитель. Характер в переводе с грече­ского означает «чеканка», «отпечаток». Это индивидуальное сочета­ние психических, духовных свойств человека, которое проявляется в его поведении - в отношении к труду, к людям, к самому себе. Очень важным качеством характера является воля. Воля - способность чело­века преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Она проявляется в таких качествах характера, как целеустремленность, Решительность, настойчивость, мужество. Волевые люди обладают сильным характером. Они умеют ставить перед собой цели и доби­ваться их осуществления. Они активны, мужественны и смелы. Без­вольные, слабовольные люди, наоборот, пассивны, нерешительны, несамостоятельны. Их называют слабохарактерными, бесхарактер­ными. Волевые качества можно воспитывать у человека. Об этом го­ворил знаменитый русский ученый И.П. Павлов. Он подчеркивал, что

человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. самосовершенствоваться.

-       Воспитывающая ситуация «Пример для подражения»

Классный руководитель. Как же можно воспитывать волю? Чаще всего люди берут чей-то пример для подражания. Я вам расскажу историю одного мальчика. Попробуйте угадать, о ком идет речь.

Этот мальчик в детстве был хилым, малорослым, болезненным. Но он хотел стать полководцем, таким, как Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, Петр I. Мальчик составил программу самовос­питания: занимался физическими упражнениями, закалял себя, даже зимой ходил в легкой одежде, обливался холодной водой, бегал по снегу. Это сделало его выносливым и сильным.

Он много внимания уделял своему образованию: выучил 8 язы­ков, много читал, сам писал стихи, проштудировал все книги по воен­ному искусству и военным наукам. Он начинал службу с самых ниж­них чинов и воспринимал ее как тренировку в умении подчиняться и добросовестно выполнять свои обязанности. Дежурства, караулы, военные упражнения, трудные поручения - все это он выполнял охот­но, никогда не сваливая на солдат свои обязанности, как это делали другие военнослужащие-дворяне. Наоборот, он сам добровольно подменял на дежурствах своих товарищей... Мальчик этот не только стал великим полководцем, но и создал армию, достойную себя. Вы, конечно, догадались, о ком идет речь? (А. Суворов.)

Верно. Суворов воспитывал волю. А значит, способность преодо­левать препятствия. Какие же препятствия пришлось ему преодоле­вать? (Лень, страх, трусость, физическую слабость, привычку к ком­форту, гордыню, нетерпеливость, неусидчивость и т. п.)

-    Дискуссия по теме «"Человек привычки" и "человек воли"»

Классный руководитель. Как же научиться преодолевать препятствия? Как воспитать свою волю? Одному девятикласснику совершенно случайно попалась в библиотеке книжка «Самопознание и самовоспитание» М.Ю. Орлова. Эта книжка помогла ему правильно оценить себя. Он увидел свои недостатки и захотел их исправить. Он решил стать человеком, который «сам себя сделал». Таких людей, оказывается, миллионы. Среди них президенты, ученые, известные артисты, полководцы, политики и просто классные специалисты в своем деле. Многие из них признавались, что в детстве были са­мыми обыкновенными или даже хуже других, но потом вдруг начали целенаправленно работать над собой, развивать свои способности, закалять волю, укреплять характер и добились выдающихся резуль­татов. Девятиклассник узнал, что, оказывается, в каждом из нас есть

«человек привычки» и «человек воли». «Человек привычки» делает все, что ему хочется, а «человек воли», наоборот, принуждает, огра­ничивает, себя, заставляет себя делать то, что не хочется, и не делать того, что хочется. Как эти два человека борются между собой, мальчик узнал, когда попытался выполнить самый обыкновенный распорядок дня. Сейчас мы обсудим эту ситуацию с трех сторон. (Класс делится на группы - по рядам.)

В роли девятиклассника у нас выступит первая группа - пригла­шаю ее представителя к доске.

(Участник из первой группы выходит к доске и садится на стул.) В роли «человека привычки» выступит вторая группа. Приглашаю ее представителя к доске.

(Участник из второй группы выходит доске и становится рядом с де­вятиклассником.)

Роль «человека воли» исполнит третья группа. Прошу прислать вашего представителя к доске.

(Участник из третьей группы выходит к доске и становится с другой стороны от девятиклассника.)

Итак, все на местах. Проверяем, как борются в каждом из нас эти 2 начала - «человек воли» и «человек привычки». В 7.00 звонит бу­дильник. Что делает человек привычки?

«Человек привычки». Посплю еще минут 15, в комнате такая холодина, так не хочется вылезать из-под одеяла...

Классный руководитель (обращается к другим членам группы). Какие еще будут варианты? (Закрыть будильник подуш­кой и продолжать спать, найти у себя какую-то болезнь и вообще не идти в школу, пойти на второй урок и т. п.) А как себя ведет «человек воли»?

«Человек воли». Нужно вставать. Ведь ты дал себе слово начинать новую жизнь, воспитывать характер.

Классный руководитель (обращается к другим членам группы). Какие еще варианты может предложить «человек воли»? (Со­считать до трех и подняться, поругать себя, вспомнить о своем идеале, пристыдить себя и т. п.)

Вот такие противоречия буквально раздирают нас каждое утро. Как же детям удается принимать решения? Слушаем девятиклассника.

Девятиклассник. В основном побеждает «человек воли». И чаще всего - под воздействием родителей.

Классный руководитель (обращается к другим членам группы). Какие еще бывают варианты? (Все зависит от настроения, погоды, от предков, но всегда можно найти повод и не пойти на пер­вый урок и вообще прогулять весь день.)

ЖЕЛЕЗНАЯ ВОЛЯ, СТАЛЬНОЙ ХАРАКТЕР

200

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

201

Классный руководитель. Хорошо, допустим, так или ина-1 че, но мы все-таки поднимаемся с постели. Борьба двух начал пр0. 1 должается. По каким вопросам ведется спор?

«Человек воли» и «человек п р и в ы ч к и «.Умывание I зарядка, еда, курение и т. п. - есть здоровую пищу или вредную, но вкусную и т. п.

Классный ру ко вод ите л ь. Какие предложения выдвига­ются?

(Учитель дает слово сначала трем оппонентам, потом членам их ' групп.)

Вот такие бои на невидимом фронте могут идти в нашем сознании. Но чаще всего это происходит с людьми, которые решили бороться со своими недостатками и начали работать над собой. А те, в которых господствует «человек привычки», спокойно делают все, что им хочет­ся. Так может, это и хорошо? Может быть, так и надо жить?

(Классный руководитель дает слово трем оппонентам, потом членам | их групп.)

Наше обсуждение закончено. Благодарю всех за участие в дис­куссии.

(Все дети садятся на свои места.)

Подводя итоги обсуждения, все-таки скажу, что наши желания, прихоти да и лень-матушка могут нам очень навредить, поэтому их приходится ограничивать. А значит, так или иначе, нужно укреплять в себе «человека воли» и воспитывать характер.

-        Незавершенные предложения по теме «Воспитание

характера - это...»

Классный руководитель. Как победить в себе человека привычки? Как воспитать характер? Попробуйте ответить на этот во­прос, продолжив предложение: «Воспитание характера - это...»(Иско­ренение плохих черт характера, выработка хороших, избавление от вредных привычек, овладение в совершенстве каким-то делом и т. п.)

Все, что вы сейчас перечислили, называется самовоспитанием и требует постоянного напряжения воли.

-          Составление памятки «Как воспитать характер»

Классный руководитель. Те, кто занимается спортом, хорошо знают, как воспитывается воля. А остальные ребята и хотели бы изменить свой характер, но не знают, как это сделать. Психологи утверждают, что характер и волю можно тренировать так же, как мы тренируем мускулы. Для наращивания мускулов используют штангу, гантели, гири, а для тренировки характера и воли применяют сле­дующие 7 инструментов (читает с доски список «Как воспитывать характер»). Кто может расшифровать эти слова?

(Дети высказываются по каждому слову в отдельности. Учитель помо­гает уточнить понятия.)

Можно ли с помощью этих инструментов составить памятку «Как воспитать характер?» Давайте запишем 7 пунктов этой памятки.

-     Пообещать себе изменить свой характер.

-    Составить план действий на день, неделю, месяц.

-    Убеждать себя, что это тебе необходимо и полезно.

-    Заставлять себя выполнять то, что наметил по плану.

-      Заставлять себя сдерживать свои эмоции, владеть собой.

-      Приказывать себе выполнять намеченное.

-     Контролировать себя, критически относиться к своим поступкам. Ну вот, памятку составили, теперь нужно решить, над чем в первую

-                  очередь нам нужно работать. Даю слово девочкам. Что, по-вашему, нужно изменить в себе нашим мальчикам? (Бросить курить, пить пиво, не ругаться, уважать девочек, соблюдать дисциплину на уроках, накачать мускулатуру, воспитывать мужественность, прекратить паясничать и строить из себя клоунов и т. п.)

А над чем, по мнению мальчиков, нужно поработать девочкам? (Не курить, не ругаться, уважать мальчиков, соблюдать дисциплину на уроках, поменьше краситься, воспитывать скромность, не стро­ить из себя фотомоделей и т. п.)

-             Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о том, как работать над собой, чтобы стать лучше, совершенней. В этом вопросе нельзя дать рецептов, одинаковых для всех. Каждый человек уника­лен, и самовоспитание - это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни. Но одно правило - общее для всех: чтобы себя изменить, нужно усилие воли. Без этого никакие клятвы, намерения и планы не дадут результата. А воля закаляется как раз в преодолении трудностей. Именно так можно одержать победу над собой. И именно с этой победы начинаются все остальные победы.

-        Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что нового вы узнали о себе в ходе классного часа? Захотелось ли вам воспитывать свой характер? (Ответы детей.)

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________