MECTO: Home Учителям Классный час Классные часы по теме "Профориентация" 9 класс

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Классные часы по теме "Профориентация" 9 класс

Классные часы: 9 класс / Авт-сост. А.В.Давыдова. - М.:ВАКО, 2010. - 272 с. - (Учебный год).

ISBN 978-5-408-00229-0

УДК 371.015

ББК 74.200.5

К47

Классный час, посвященный проблеме нравственного самоопределения при выборе профессии

 

Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер

 

С развитием рыночной экономики ученые отмечают деградацию человеческих ресурсов в нашей стране. Это подтверждают множество социологических опросов с начала 1990-х гг. Так, только 7% взрос­лого населения считали, что заработок зависит от личных усилий, остальные связывали успех с деньгами, связями, спекуляцией, мо­шенничеством. «По своей системе ценностей типичный россиянин начала XXI в. - это даже в большей степени "типичный американец", чем житель самих Соединенных Штатов» (Исследование «Томская инициатива», 2002-2003 гг.). Ученые подчеркивают, что основа про­фессионализма - в нравственности. Только нравственная личность может быть эффективной. И только на этом нравственном фундаменте можно строить эффективную экономику, возрождать нормальные человеческие отношения.

Ключевые понятия предлагаемого классного часа: эффективная лич­ность, саморазвитие, самостоятельность мышления, хороший человек.

 

Цели: дать детям представление о нравственной основе профес­сионального выбора; формировать позитивную оценку таких качеств характера, как ответственность, честность, добросовестность, воспиты­вать отрицательное отношение к карьеризму, погоне за наживой, халту­ре; побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

Оформление:

Написать на доске задания для групповой работы:

- незавершенные предложения:

. Идеальный работник должен...

. Идеальный руководитель должен...

. Идеальная работа должна...

-    признаки эффективной личности: Эффективная личность:

7. Это нравственная личность.

. Это саморазвивающаяся личность.

. Это самостоятельно мыслящая личность.

Плац классц°1*° часа

. Интерактивная беседа.

. Незавершенные предложения (Работа в группах).

. Работа с понятием «эффективная личность».

. Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?».

. Заключительное слово.

. Подведение итогов.

Ход классного часа

. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о выборе профессии. Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует?

Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать? Что нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы детей.)

Ну хорошо, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России по­меняли профессию. Почему так происходит? Хорошо это или плохо? Можно ли выбрать профессию на всю жизнь? Нужно ли бояться, что придется менять профессию? (Высказывания детей.)

Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприя­тия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?

Примерные ответы детей:

-                 Нужно получить 2-3 образования.

-                 Нужно овладеть смежными специальностями.

-                 Нужно овладеть очень редкой профессией, на которую нигде не учат.

-                 Стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов.

. Незавершенные предложения

Классный руководитель. Какие качества больше всего ценят руководители? Каких руководителей больше всего ценят работ­ники? Какую работу можно считать идеальной? Предлагаю обсудить эти вопросы в группах и придумать концовку для предложения.

-    1 группа. Вы - руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложе­ние (читает с доски).

-    2 группа. Вы - работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Завершите предложение (читает с доски).

-    3 группа. Вы - выпускники 9 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение (читает с доски).

(В течение 5 минут дети обдумывают ответы.)

Время истекло. Слушаем ваши предположения. Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?

(Представители групп выступают.)

И руководитель, и хозяин, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.

III. Работа с понятием «эффективная личность»

Классный руководитель. Сейчас стало очень модным словосочетание «эффективная личность».

Эффективная - значит результативная, успешная, счастливая. Эф­фективная личность обладает такими характеристиками (читает с доски). Раскройте смысл этих понятий, работая в группах.

(В течение 5 минут дети обсуждают смысл понятий.)

Итак, раскрываем смысл понятия «эффективная личность». Три характеристики. Слово представителям групп.

-                  Что значит «нравственная личность»?

-                 Саморазвивающаяся личность?

-                 Самостоятельно мыслящая личность?

(Дети дают ответы с места, дополняют и уточняют.)

А теперь давайте попробуем определить признаки неэффектив­ной личности. Пусть каждая группа подберет антонимы к своей ха­рактеристике. Без подготовки.

(Представители, дополняя друг друга, дают характеристики неэффек­тивной личности.)

Примерные ответы:

Неэффективная личность...

.. .безнравственная, работает ради денег, карьеры, все подчиняет личной выгоде и т. п.

...не хочет работать над собой, ищет покоя, комфорта, хочет рас­слабиться и т. п.

... подражает другим, живет по шаблону (реклама), некритически следует общепринятому образу жизни (ценности, стиль, темп, имидж, вещи и т. п.).

Классный руководитель. А теперь вопросы ко всем.

-                Кого в нашем классе можно назвать эффективной личностью?

-               Считаете ли вы себя эффективной личностью?

-               Хотите ли вы быть эффективной личностью?

(Дети отвечают.)

Некоторые ученые предполагают, что если бы Россия смогла воспитать несколько поколений эффективных людей, она вошла бы в число высокоразвитых стран мира.

IV. Дискуссия по теме «Хороший человек - это не профессия?»

Классный руководитель. Мы говорили о том, что нравст­венность - это важнейший признак эффективной личности. Другими словами: хороший работник должен быть хорошим человеком. А как же тогда поговорка «Хороший человек - это не профессия»? Может быть, поговорка неверная, или под словами «хороший человек» под­разумевается что-то другое. Давайте проведем дискуссию на эту тему. Дискуссия - это обсуждение спорного вопроса. Обсудим этот вопрос. Как и когда могла появиться у нас такая поговорка? (Появилась с тех пор, когда на производство приходили полуграмотные специалисты, которые даже читать и писать не умели.)

Какой смысл вкладывается в эту поговорку? В каких ситуациях ее употребляют? (Когда говорят о плохом, малограмотном, неумелом, ленивом работнике, которого терпят только за то, что он ни с кем не ругается, вежливый, добрый, но толку от него мало и т. п.)

Почему словосочетание «хороший человек» звучит иронически в этой фразе? (Потому что подразумевается, что нужно еще что-то уметь делать.)

Кто такой в действительности «хороший человек»? (Тот, у кого есть честь и совесть. Он никогда не возьмется за работу, для кото­рой у него нет образования, способностей, желания. Для него глав­ное - не корысть, а польза дела.)

Применима ли к нему эта поговорка? (Высказывания детей.)

А плохой человек - это профессия? Можно ли поручить дело пло­хому человеку, даже если он очень умный, образованный, пробив­ной? (Если у него нет ни чести, ни совести, ни ответственности за дело, если он работает только ради выгоды - он может принести много вреда, даже пойти на преступление.)

Ответственность, совесть, честность - как эти качества характера связаны с мастерством, квалификацией? (Нужно во все вникать, до всего докапываться, ничего не пропускать, все изучать добросове­стно, тогда ты станешь мастером своего дела.)

А может ли бессовестный, бесчестный, безответственный человек быть хорошим специалистом? (Вряд ли, он будет халтурить во всем, искать только свой выгоды, даже во вред делу.)

А может ли такой человек занять высокое положение, получить ордена и награды? (Очень часто так бывает.)

А кто из вас считает себя хорошим человеком? В чем это прояв­ляется? [Дети отвечают.)

Кого вы считаете хорошим человеком? Уважаете ли вы его? (Вы­сказывания детей.)

Какой пример вы могли бы привести, чтобы доказать, что мас­терство специалиста не зависит от того, сколько денег он требует за свою работу? [Дети отвечают.)

Наше обсуждение закончилось. Какой вывод можно сделать по поводу этой пословицы?

Примерные ответы детей:

-                       Выражение «хороший человек» здесь употребляется с иронией, имеется в виду «хороший» только по внешним признакам, а не по внутренним качествам. Хороший человек никогда не возь­мется за работу, которая ему не по силам.

-                       Хороший человек - это, действительно, не профессия. Но это основа профессионализма.

-    Заключительное слово

Классный руководитель. Что от нас требуется? Быть нормальными людьми. Надежными и верными людьми, на которых можно положиться. Тогда и любая профессия станет нам интересна. А об эффективной личности говорил еще великий русский педагог К. Ушинский: «Только внутренняя духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нрав­ственности и счастья».

-       Подведение итогов

Классный руководитель. Доброта, честность, ответ­ственность - пригодится ли это вам при выборе профессии? Нужно ли знать, что такое эффективная личность?

НАЙТИ СЕБЯ

Час общения, посвященный профессиональному самоопределению

Самое воспитание, если желает счастья человеку, должно воспиты­вать его не для счастья, а приготов­лять к труду жизни.

КД Ушинский

Это мероприятие можно провести во втором полугодии, когда многие девятиклассники уже сделают свой профессиональный вы­

бор. В ходе мероприятия учитель не проводит тестов, диагностики, тренинга - это работа профессиональных психологов-консультантов. Учитель обобщает знания, полученные девятиклассниками в ходе занятий и тренингов по профориентации, дает возможность детям высказаться, пообщаться со сверстниками, которые решили посту­пать в средние учебные заведения.

 

Цели: расширить представление детей о мире профессий, о про­фессиональном самоопределении; формировать позитивную оценку людей с активной жизненной позицией, воспитывать негативное от­ношение к пассивности, карьеризму, потребительскому отношению к жизни; побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбо­ру профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению це­лей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.

форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: распределить роли для пресс- конференции: ньюсмейкеры (4-5 детей, которые будут поступать в средние учебные заведения), ведущий, «темная лошадка». Ньюс­мейкеры должны коротко рассказать о своей профессии, об учеб­ном заведении. Этих детей можно ознакомить со списком вопросов, которые им могут задать в ходе пресс-конференции. Ведущий может пользоваться текстом сценария. Остальные дети выступают в роли журналистов, они должны придумать названия своих газет, журналов, телевизионных каналов.

Примерные названия:

-                        газеты («Серп и молот», «Стоп-кадр», «Рынок труда», «Трудовые ресурсы», «Вакансия»);

-                        журналы («Молоток», «Терра-карьера», «Старт», «Курс», «Ком­пас», «Персонал+»);

-                        телевизионный канал («Профессионал», «Труд +», «Профессия», «Движение», «Жесть»);

-                        телепередача («Профи», «Вертикальный взлет», «Найди себя», «Работа.ру», «Поиск», «Выбор»).

Оборудование: сделать ксерокопии вопросника для журна­листов (по одной на 2-3 парты).

Оформление:

-                        фотографии и картинки с изображением людей разных про­фессий, процессов труда;

-               нарисовать на доске 3 варианта схемы «хочу - могу - надо».

План классного часа

-             Вступительное слово.

-              Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны».

. Подбери примеры профессий (Работа в группах).

. Найди профессии (Работа в группах).

. Оцени профессии {Фронтальная работа).

-                 Информационный блок «Самый лучший выбор».

-                 Проблемная ситуация.

-   Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем» (Ро­левая игра).

-                 Заключительная беседа.

-                   Подведение итогов.

Ход классного часа

-   Вступительное слово

Классный руководитель. Скоро вы получите первый до­кумент об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

-    Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны»

Подбери примеры профессий

Классный руководитель. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда:

. Человек - природа.

. Человек - техника.

. Человек - человек.

. Человек - знаковая система.

. Человек - художественный образ.

Сейчас вы будете работать в группах. (Учитель предлагает способ объединения в 5 групп).

Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше при­меров профессий определенного типа.

(Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек - техника» и т. д.)

Время истекло. Какая группа подобрала больше всего профессий? Слушаем ваши ответы.

Примерные ответы детей:

- Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотех­ник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.

-    Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, элек­трик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т. п.

-    Учитель, врач, журналист и продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод и т. п.

-    Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист, математик, програм­мист, нотариус и т. п.

-    Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дири­жер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.

Найди профессии

Классный руководитель. Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.

Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:

-                 школьная парта (первая группа);

-                 школьный учебник (вторая группа);

-                 булочка (третья группа);

-                 фарфоровая чашка (четвертая группа);

-                джинсы (пятая группа).

(В течение 5 минут дети обсуждают ответы.)

Классный руководитель. Время истекло. Слушаем ваши ответы. (Ответы детей.)

Какие профессии повторяются? (Водитель, инженер, техник, кон­структор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.)

О чем это говорит? (О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.)

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы при­числим и... (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).

Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окру­жает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны.

Оцени профессии

Классный руководитель. Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий:

-    нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

-                 полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, мате­матика);

-                щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство);

-                тщетные науки (алхимия, астрология);

-                вредительские науки (колдовство).

Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным? (Дети отвечают.)

III. Информационный блок «Самый лучший выбор»

Классный руководитель. Итак, профессий в мире де­сятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну-единственную. Профессиональное самоопределение - от слова «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу-могу-надо».

Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важ­ных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психо­логических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окруж­ностей (показывает на рисунок № 1).

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - ре­альные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, воз­можности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

 

-      Проблемная ситуация

Классный руководитель. Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

-                Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают». (№ 1.)

-                Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нра­вится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитате­лем. И попала в точку. (№2.)

-                Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№ 3.)

(Дети определяют, какой рисунок соответствует вариатам выбора.)

Классный руководитель. Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Примерные ответы детей:

-                У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

-                У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный вы­бор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Классный руководитель. Что бы вы посоветовали Тане и Лене?

Примерные ответы детей:

-                Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

-                Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, полу­чить дополнительное образование.

-    Пресс-конференция «Профессии, которые мы выбираем»

Классный руководитель. А сейчас вы познакомитесь с выбором, который сделали ваши одноклассники. Приглашаем вас на пресс-конференцию. Пресс-конференция - это собрание для прес­сы. Его проводят, чтобы сообщить журналистам важную информацию. В пресс-конференции участвуют:

-               гости - это специалисты в каком-то вопросе;

-               журналисты;

-               ведущий.

Пришло время начать игру. Передаю слово ведущему (имя, фа­милия).

(К доске выходят дети, которые будут рассказывать о выбранных про­фессиях.)

Ведущий. Здравствуйте, господа. Тема сегодняшней пресс- конференции - выбор профессии. У нас в гостях люди, которые сде­лали этот нелегкий выбор. Знакомьтесь (представляет «гостей»).

На пресс-конференции присутствуют корреспонденты россий­ских и зарубежных газет, радио и телевидения - все, кого затрагивает эта животрепещущая тема. В начале пресс-конференции я даю слово гостям. Прошу кратко рассказать о выбранной профессии.

(«Гости» по очереди высказываются.)

Все наши гости выступили, и мы переходим к вопросам. Просьба, задавая вопрос, называть свое имя и издание. Первый вопрос, кор­респондент журнала «Молоток».

(«Журналисты» поднимают руки, ждут приглашения ведущего, встают, называют свое имя, фамилию, издание и задают вопрос кому-то из гостей.)

Примерные вопросы «журналистов»:

-              Почему ты выбрал именно эту профессию?

-              Кто влиял на твой выбор?

-              Это дело тебе по плечу?

-              Какие качества характера нужны для этой профессии?

-              Есть ли у тебя способности для выбранной профессии?

-              Пользуется ли спросом эта профессия на рынке труда?

-              Полезна ли эта профессия для общества?

-              Где можно обучиться этой профессии?

-              Где ты будешь работать?

-                 Много ли будешь получать?

-                 Не жалеешь ли, что уходишь из школы?

-                 Родители поддерживают твой выбор?

-                 Собираешься ли ты продолжать образование в институте?

-                 Какой карьерный рост может быть в этой профессии?

-                 Есть ли у тебя запасной вариант? Запасная профессия?

Ведущий. Пресс-конференция подходит к концу. Наши гости

дали исчерпывающие ответы на все вопросы журналистов. Но у нас остался еще один гость, «темная лошадка». До сих пор он только загадочно молчал, а теперь хочет дать всем вам дельный совет. Слу­шаем его.

«Темная лошадка». Нет, пацаны. Где вы нашли такие профес­сии? На них надо учиться, учиться, учиться, а потом еще и работать,

работать, работать... Вот я свой выбор сделал прямо по схеме «хочу - могу - надо». Хочу быть веб-дизайнером, потому что не знаю, что это такое, могу быть провизором (провизию разную обожаю), а надо мне, пацаны, оказывается, идти в кинологи. И это я прочитал в своем про­фессиональном гороскопе. Раз надо, пацаны, значит, надо. Профессия нужная, а главное - полезная. Сиди и смотри себе кино с утра до ве­чера. Так что, пацаны, никого не слушайте. Изучайте гороскопы!

Ведущий. Спасибо нашему уважаемому гостю. Может быть, кто-то хочет прокомментировать этот дельный совет? Кто такой веб- дизайнер? Что делает провизор с провизией? Должен ли кинолог смотреть кино с утра и до вечера? И нужно ли выбирать профессию по гороскопу?

Примерные комментарии:

-                Веб-дизайнер - это специалист по созданию Интернет-сайтов.

-                        Провизор - специалист по производству, хранению и продаже лекарств.

-                        Кинолог - это специалист по размножению, выращиванию и воспитанию собак разных пород.

-                        Выбирать профессию по гороскопу нельзя. Это неправиль­но, ненаучно, безответственно и просто глупо. Недаром еще в XVIII в. астрологию считали «тщетной, напрасной» наукой.

Ведущий. Пресс-конференция закончена. Спасибо всем за во­просы. До новых встреч.

VI. Заключительная беседа

Классный руководитель. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

-               Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

-               Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

-                Найти применение своим талантам.

-                Найти свое призвание.

Классный руководитель. Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы? (Дети высказывают свои мнения.)

Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он мо­жет продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. Об этом говорил и великий русский педагог К. Ушинский (читает эпиграф).

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Одобряете ли вы профессио­нальный выбор ваших одноклассников? Поможет ли вам их пример профессионального самоопределения? Заинтересовал ли вас сего­дняшний разговор? Что именно запомнилось? (Ответы детей.)

 

Литература

Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофиль- ной подготовки. М.: Генезис, 2006.

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________