MECTO: Home Учителям Классный час Классные часы по теме "Профориентация", 11 класс

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Классные часы по теме "Профориентация", 11 класс

Классные часы: 11 класс / Авт-сост. А.В.Давыдова. - М.:ВАКО, 2011. - 256 с. - (Учебный год).

ISBN 978-5-408-00350-1

УДК 371.015

ББК 74.200.5

К47

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО ТЕМЕ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

ПРОФЕССИЯ: БИЗНЕСМЕН

 

Цели- расширить представления детей об экономических профессиях; формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, скромность; форми­ровать потребность в успешной самореализации, побуждать к са­мостоятельному выбору профессии, содействовать личностному и профессиональному самоопределению выпускников.

Подготовительная работа: предложить 2-3 ученикам подготовить рассказ о звездах отечественного бизнеса (по мате­риалам СМИ). В сценарии для примера приводится рассказ о В. Дов­гане.

Оформление:

  • написать на доске названия экономических профессий: ауди­тор, бизнесмен, брокер, бухгалтер, дилер, маркетолог, менед­жер, налоговый инспектор, экономист, финансист;
  • начертить таблицу:

Профессиональный тип личности

Офисный

Предпринимательский

Руководство, управление, влияние на людей

Работа с цифрами, формулами, текстами

Аккуратность, пунктуальность, практичность

Находчивость, практичность

Готовность к риску, поиск острых ощущений

Четко регламентированная ра­бота

Энергичность, организаторские способности

Работа, не связанная с широкими контактами

Не склонны к самостоятельному принятию решений

Высокий уровень притязаний

План классного часа

  • Вступительное слово.
  • Игра «Экономические профессии».
  1. Проблемная ситуация «Кадровое агентство».
  2. Работа с понятиями «офисный» и «предпринимательский» типы личности.
  3. Интерактивная беседа по теме «Вера в себя».
  4. Информационный блок «Таланты русского бизнеса».
  5. Заключительное слово.
  6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

  1. 1. Вступительное слово

Классный руководитель.Организация«JAWorldwide», занимающаяся исследованием мировоззрения детей и подростков, опубликовала результаты опроса американских подростков. Семе­ро из десяти тинэйджеров заявили, что мечтают о карьере бизнес­мена. В России многие парни и девушки тоже хотели бы завести свое дело, стать предпринимателями. Что же это за профессия, ка­кие качества характера для нее необходимы? Как стать успешным бизнесменом? На эти вопросы мы ответим в ходе сегодняшнего классного часа.

  1. 2. Игра «Экономические профессии»

Классный руководитель. Бизнесмен - это профессия, связанная с экономикой. Предлагаю вам сыграть в игру «Знаете ли вы экономические профессии?» Попробуйте угадать профессию по описанию, которое я буду читать.

(Учитель читает описание, ученики называют профессию.)

  • Проводит независимую экспертизу финансовой отчетности организации, представляет контролирующим органам все необходимые справки, наблюдает за развитием производ­ственных, социальных, экономических процессов, анализи­рует их влияние на деятельность предприятия и своевре­менно ставит в известность об этом компанию-нанимателя. (Аудитор.)
  • Человек, который «делает» деньги, владелец капитала, посто­янно находящегося в обороте и приносящего доход. Органи­зует свой бизнес и управляет, принимая решения и отвечая за их последствия. (Бизнесмен.)
  • Заключает на бирже сделки купли-продажи от имени клиента, поиск которого занимает основное время. (Брокер.)
  • Ведет учет расходов и доходов предприятия, производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов в фонды социального и пенсионного стра­хования, заработной платы сотрудников, налогов и т. д. (Бух­галтер.)
  • Он обладает местом на бирже и осуществляет биржевое или тор­говое посредничество за свой счет и от своего имени. {Дилер.)
  • Анализирует маркетинговую ситуацию (соотношение спро­са и предложения на рынке товаров или услуг), составляет планы мероприятий для проведения рекламных кампаний, определения структуры рынка, вопросов ценообразования и сбыта, контролирует их выполнение; проводит обработку результатов, дает рекомендации по рекламной политике. (Ма- ректолог.)
  • Организует и координирует, оценивает и стимулирует дея­тельность персонала, изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией. Обеспечивает анализ и ре­шение организационно-технических, экономических и со- циально-психологических вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы приема, подбора и профессионально- квалификационного роста работников, их перемещения по вертикали и горизонтали. {Менеджер.)
  • Осуществляет контроль за соблюдением налогового законо­дательства, проверяет денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации. Осуществляет воз­врат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обя­зательных платежей в бюджет. (Налоговый инспектор.)
  • Специалист по прикладной экономике, работает в плановых, финансовых и статистических органах, решая задачи, связан­ные с планированием, организацией и анализом хозяйствен­ной деятельности предприятий и учреждений, труда работ­ников на производстве. (Экономист.)
  • Работает в банках, кредитных организациях, инвестицион­ных фондах, на биржах; изучает и использует механизмы формирования и исполнения бюджетов разных уровней, отчетности на предприятиях и учреждениях; владеет ме­тодикой оценки финансовых рисков, отбора инвестицион­ных проектов, организацией банковского и страхового дела. (Финансист.)

Все эти профессии связаны с экономикой. Что еще объединяет их? Какие знания, умения и навыки нужны людям этих профессий? (Экономические знания, юридические знания, умение работать с чис­лами.) Какие черты характера нужны? (Ответственность, дисцип­линированность, организованность.)

III. Проблемная ситуация «Кадровое агентство»

Классный руководитель. А теперь проблемная ситуа­ция «Кадровое агентство». К вам пришли выпускники экономических вузов: Марина, Сергей, Дима, Наташа. Все они обладают необходи­мыми экономическими и юридическими знаниями, умеют работать с числами, у всех хорошо развиты внимание, память, логическое мышление. Все ответственны, дисциплинированны, организован­ны. Как им помочь выбрать экономическую профессию? Ведь этих профессий так много! (Нужно учитывать характер, темперамент, способности.)

В агентстве всем четверым было предложено пройти тестирование, и оказалось, что у всех четверых разные типы темперамента. Какие профессии вы могли бы им предложить, а от каких отговорили бы?

(Дальше учитель читает описание темпераментов, ученики дают советы о профориентации.)

  • Марина - меланхолик. Ей свойственны глубина и постоян­ство, тонкость восприятия. Она мечтательна, романтична, замкнута, все принимает близко к сердцу; избегает новых людей, чувствует себя неловко в новой обстановке. В при­вычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. (Бухгалтер, экономист, финан­сист - «да»; предприниматель, брокер, менеджер, маркетолог, дилер - «нет».)
  • А вот Сергей - типичный холерик. Это человек действия. Он всегда идет навстречу трудностям. Его чувства обычно быстро возникают и ярко проявляются. Мягких замечаний холерик не воспринимает, жесткие - приводят к бунту. У холерика вы­разительная мимика, живая речь, резкие движения. Он с ув­лечением берется за дело, работает с подъемом, преодолевая трудности. Когда запас энергии истощается, настроение резко падает. Потребность в общении у холериков повышена, но он иногда может быть резок, провоцируя конфликтные си­туации. Лучший способ справиться с холериком - постоянно загружать его работой, чтобы его энергия всегда имела выход. (Менеджер, брокер, дилер, маркетолог, предприниматель - «да»; бухгалтер, финансист, налоговый инспектор - «нет».)
  • Дима - сангвиник. Как все сангвиники, он оптимист. Обла­дает огромной работоспособностью. Но заставить работать сангвиника трудно. Его нужно заинтересовать - тогда он горы сдвинет. Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадо­стен, легко переключается с одного дела на другое, не любит однообразия. Он без труда контролирует свои эмоции, бы­

стро осваивается в новой обстановке, любит общение. У сан­гвиника скоро возникают чувства радости, горя, привязанно­сти и враждебности, но эти чувства неглубоки. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. (Сангвинический темперамент не на­кладывает никаких ограничений на выбор профессии.)

  • Наташа - флегматик. Она медлительна и уравновешенна. Всегда старается довести начатое дело до конца. Человеку флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. В некоторых случаях у флегма­тиков может сформироваться безразличие к работе и людям, вялость, инертность. У флегматиков есть склонность к систе­матической работе, умение концентрироваться на поставлен­ной задаче, вдумчивость - необходимые профессиональные качества ученого, исследователя. (Аудитор, бухгалтер, на­логовый инспектор, экономист, финансист - «да»; брокер, дилер, маркетолог, менеджер - «нет»)

В вашем кадровом агентстве дали консультацию по профориен­тации с учетом темперамента этих молодых людей. Но все они хотели бы стать предпринимателями. Справятся ли они с этой работой?

(Дети высказываются.)

IV. Работа с понятиями «офисный» и «предпринимательский» типы личности

Классный руководитель. Психологи говорят, что ка­ждый тип отличается определенными профессиональными каче­ствами. Попробуем определить их для людей офисного и пред­принимательского типа. На доске начерчена таблица, в которой профессиональные качества этих типов перепутаны. Попробуйте исправить ошибки.

(Один из учеников выходит к доске, стрелками указывает правильное рас­положение данных в таблице.)

А вот как характеризуют психологи эти два профессиональных типа личности (читает).

Офисный тип: люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией инфор­мации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, фор­мул, текстов (ведение документации, установление количест­венных соотношений между числами и условными знаками), отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определенную деятельность. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Склонны к ра­боте, не связанной с широкими контактами и принятием от­ветственных решений.

Предпринимательский тип: люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социаль­ной активности, лидерству; готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, боль­шой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связан­ную с руководством, управлением и влиянием на людей.

Существуют специальные тесты, которые позволяют определить профессиональный тип личности, и психологи советуют учитывать его при выборе профессии, иначе работа будет даваться ценой зна­чительного нервно-психического напряжения.

V. Интерактивная беседа по теме «Вера в себя»

Классный руководитель. Итак, получается, что предпри­нимателями хотят стать многие, но не всем по плечу эта профессия. Одни говорят, что для этого нужен талант и только 0,2-0,4% населе­ния обладают таким талантом. Но те, кто добились успеха в бизне­се, утверждают, что предпринимателем может стать каждый. Вот 3 цитаты из статьи об основах предпринимательства (По материалам сайта http://www.koshelyok.ru).

  • Предпринимательская деятельность в любой сфере построена на од­ном базовом принципе - на вере в себя. Если человек уверен в себе, в своих силах и способностях - он обязательно добьется успеха в предпринима­тельской деятельности.

Вы с этим согласны?

(Ученики высказываются.)

  • Для настоящего предпринимателя на первом месте стоит дело и лишь на втором месте - деньги. Более значимым для него является успех дела. Он знает - если успешно дело, то придут и деньги. По-другому не бывает. Деньги - никогда не являются целью настоящего предпринимателя. Они являются обязательным следствием успешно реализованного проекта.

Если деньги не главное, то что, по-вашему, движет предпринима­телем? (Жажда деятельности, желание утвердить себя, мечты о бо­гатой жизни, авантюризм, стремление к независимости и т.п.)

  • Решение стать предпринимателем дается нелегко. Большинству людей трудно отказаться от привычного образа жизни, при котором он ежемесячно получает определенную сумму денег в виде зарплаты. Поэтому многих людей к предпринимательской деятельности подталкивают жиз­ненные обстоятельства - увольнение, выход на пенсию, переезд на новое место жительства. Но есть категория людей, которые сразу чувствуют в себе силы и потенциал для предпринимательской деятельности. Они уверены в своих силах - и поэтому могут начать свой бизнес без внешних вмеша­тельств. В любом случае, если вы решили стать предпринимателем - это уже хорошо.

Согласны ли вы с автором?

(Ученики высказываются.)

VI. Информационный блок «Таланты русского бизнеса»

Классный руководитель. В заключение классного часа - информация к размышлению о звездах отечественного бизнеса. Подготовили ее (имена, фамилии учеников).

Ученик 1. Одна из знаковых фигур в отечественном бизнесе - Владимир Довгань. Родился в поселке на Дальнем Востоке, вместе с родителями переехал в Тольятти. Бизнесом занялся в конце 80-х гг. Его имя связывают с такими торговыми марками, как «Дока-Хлеб» и «Дока-Пицца». Сегодня Довгань занимается многоуровневым маркетингом, управляет компанией, объединяющей сотни тысяч партнеров по всему миру. Владимир рассказывает, что в детстве он был самым плохим учеником в классе, ненавидел школу, и школа не­навидела его. Он считал себя жалким неудачником. Спас его спорт: гребля, потом каратэ. Но по-настоящему утвердить себя он смог в бизнесе.

Ученик 2. Однажды Владимир купил в Москве пакетик чипсов, лакомство ему понравилось, и в голове созрела идея для бизнеса: разработать установку по производству чипсов и продавать ее фер­мерам. Но для производства установки нужны были деньги. А взять их было неоткуда. Тогда он с помощью знакомых тренеров пишет книгу - учебник по каратэ. Книга расходится огромным тиражом, и Довгань выручает 600 тыс. долларов - сумасшедшие деньги по тем временам! С помощью этих денег он достроил свою установку, продал ее очень удачно и начал большой бизнес. Было ему тогда 26 лет.

Ученик 1. Но мешки денег, которые он привез из банка, не вскружили ему голову. Он понял, что главное - не деньги, а ду­ховное развитие человека, его желание делать что-то полезное и нужное людям.

Ученик 2. Он ездит по всему СНГ, проводит тренинги для предпринимателей; учит их жить яркой, интересной жизнью. Де­сяткам тысяч людей он помог открыть в себе бизнес-талант.

Заключительное слово

Классный руководитель. В мире сотни миллионов предпринимателей. Одни балансируют на грани нищеты, другие зарабатывают миллионы, третьи становятся миллиардерами. В чем секрет предпринимательского успеха? На этот вопрос успешные бизнесмены чаще всего отвечают так: «Главное - это трудолюбие и знания». Так что самый ценный капитал, который у вас есть - это ваша способность работать и учиться.

Подведение итогов

Классный руководитель. Заинтересовала ли вас про­фессия предпринимателя? Какая информация поможет вам в вы­боре профессии?

 

ВРЕМЯ ИНЖЕНЕРОВ

То, что сегодня наука, - завтра техника.

Э. Геллер

 

В последнее время модными стали профессии менеджеров и эко­номистов. Между тем кадровые агентства все чаще жалуются на нехват­ку инженерно-технических работников. Их требуют возрождающаяся промышленность, строительство, наука, амбиционные национальные проекты. В этих условиях очень актуальной становится популяриза­ция инженерных профессий. Этой теме и посвящено предлагаемое мероприятие.

форма проведение час общения.

Цели: расширить представления об инженерных профессиях; формировать позитивную оценку умственного труда, таких нравст­венных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, скромность; воспитывать уважение к труду людей, занятых в материальном про­изводстве; формировать потребность в успешной самореализации, побуждать к самостоятельному выбору профессии, содействовать личностному и профессиональному самоопределению.

Подготовительная работа: выбрать ведущих (10 уче­ников).

Оформление: написать на доске тему, эпиграф, названия инженерных специальностей: геодезист, мелиоратор, машино­строитель, механик, строитель, технолог, конструктор, элек­трик, энергетик, инженер по кадастру, инженер по рационализации и изобретательству, инженер по телевизионному оборудованию, инженер связи.

План классного часа

  • Вступительное слово.
  • Проблемная ситуация «Время инженеров».
  • Информационный блок.
  • Российские корифеи инженерного дела.
  • Какие бывают инженеры?
  • Требуются инженеры.
  • Об инженерах с улыбкой.
  • Диспут по теме «Защита профессии».
  • Заключительное слово.
  • Подведение итогов.

Ход классного часа

  • Вступительное слово

Классный руководитель. «Время инженеров» - такова тема нашего классного часа. Лет сто назад девушки мечтали выйти замуж за инженера. Это была престижная, востребованная профес­сия. А как сейчас девушки относятся к этой профессии? Хотели бы они выйти замуж за инженера?

(Девушки высказываются.)

А как вы относитесь к тому, чтобы стать женой менеджера или маркетолога?

(Девушки высказываются.)

Менеджер и маркетолог - это всего лишь продавец и «рынко- вед». Именно таков истинный смысл этих слов. Спросим у ребят, хотели бы они всю жизнь заниматься продажей, например, утюгов? Или интереснее изобретать новые модели утюгов, других машин?

(Высказывания молодых людей.)

Конечно, каждому свое, но все же изобретать интереснее. Россия всегда была кузницей великих математиков, физиков, инженеров. Выпускники многих российских технических вузов работают в самых престижных научных лабораториях мира. А нужны ли инженерные кадры современной России?

(Выпускники высказываются.)

  • Проблемная ситуация «Время инженеров»

Классный руководитель. В одном из интернет-чатов 40-летний инженер с удовольствием отметил, что в России наконец- то наступило время инженеров. Послушайте его рассказ (читает).

...Вот, наконец, и закончилось время, когда экономисты, юристы, психо­логи и другие гуманитарии правили бал. Вакханалия гуманитарных специ­альностей закончилась, и все поняли, что нужно что-то производить. И тут из подземелий вышли мы - злые технари.

Это мы в молодые годы, стиснув зубы и пожирая дешевые макароны, поступали с упорством дебилов в «технарские» вузы. Это мы постоянно искали заработка, жили впроголодь, но не бросали учебу. В то время как менеджеры, мерчандайзеры, коммерческие агенты и прочие психологи изо­бражали бурную деятельность, делая деньги из воздуха. Но теперь халява закончилась, наступает время производства, а значит и наше время - время инженеров.

Только где они? Нет их. Вернее, нет молодых технарей. Нет инженеров, технологов, проектировщиков, электриков, автоматчиков. В стране осталось всего 5-6 компаний, которые могут построить плотину. И теперь эти компании диктуют условия, командуют парадом. Технари набирают силу, и это только ра­дует. Конкурсы в технические вузы уже больше, чем в университеты. Но время сегодняшних студентов настанет лет через 10, поэтому сейчас наш звездный час, чуваков в 30-40 лет. Не зря мы сидели впроголодь, когда жировали менед­жеры. Теперь мы имеем стабильное ремесло, которое передадим потомкам. Поэтому мы уважаемы, мы востребованны, и теперь так будет всегда.

Почему автор так уверенно говорит о том, что настало время инженеров? (В России возрождается производство, растет спрос на инженерно-технических работников.) Почему автор уверен, что будут востребованы 30-40-летние? (Старики вышли на пенсию, многие вузы резко сократили выпуск технических специалистов, пройдет немало времени, пока будет выпущено достаточное коли­чество инженеров.) Разделяете ли вы оптимизм автора, что инжене­ры сейчас уважаемы, востребованы и так будет всегда?

(Ученики высказываются.)

III. Информационный блок

Классный руководитель. А сейчас - небольшой инфор­мационный блок об инженерных профессиях. (Имена, фамилии) рас­скажут о российских корифеях инженерного дела.

1. Российские корифеи инженерного дела

Ученик 1. История техники хранит имена ученых, изобрета­телей, инженеров, давших небывалый толчок научно-техническому прогрессу. Среди них были и высокообразованные ученые, и гени­альные самоучки. Всему миру известны имена выдающихся русских изобретателей. Талантливый механик Андрей Константинович Нартов (1698-1756). Соратник М.В. Ломоносова, он создал приспособ­ление, которое закрепляло и направляло резец токарного станка. С этого изобретения начался переход от ручной техники к машин­ной. Нартов создавал всевозможные станки и подъемные механиз­мы (с помощью одного из них удалось поднять царь-колокол на ко­локольню Ивана Великого в Московском Кремле). Он изобрел новый эффективный способ отливки пушек, оптический прицел и многое другое.

Ученик 2. Выдающийся механик Иван Петрович Кулибин (1735-1818) был самоучкой. Он изобрел множество механизмов, среди которых был и семафорный телеграф, и шарнирные протезы, которые он называл «механические ноги», и речное судно с «вододействующим» двигателем. Кулибин проектировал чудо-мосты и мас­терил механические диковинки. В Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранятся уникальные карманные часы Кулибина, сделанные в виде яйца. Внутри часов есть музыкальный автомат с подвижными фи­гурками, воспроизводящий несколько мелодий.

Ученик 1. Изобретатели отец и сын Черепановы - Ефим Алек­сеевич (1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) - построили больше 20 паровых машин различной мощности, несколько уни­кальных станков (токарные, сверлильные, гвоздильные, винторез­ные, строгальные). Но самое замечательное изобретение Черепано­вых - первые в России паровозы и железная дорога. С этой дороги началось развитие железнодорожного транспорта в России.

Ученик 2. Замечательные русские электротехники Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923) и Павел Николаевич Яблочков (1847-1894) были изобретателями электричества.

А физик и электротехник Александр Степанович Попов (1859- 1906) стал изобретателем радиосвязи.

Ученик 1. Все открытия в авиации базируются на идеях вы­дающегося русского ученого и инженера Николая Егоровича Жуков­ского (1847-1921), который был создателем аэродинамики. А самый близкий соратник Н.Е. Жуковского авиаконструктор Андрей Нико­лаевич Туполев (1887-1972) стал одним из основателей отечествен­ного самолетостроения. Под руководством Туполева разработано более 100 типов самолетов. Самолеты с маркой «АНТ» и «Ту» побили около 80 мировых рекордов.

Ученик 2. Человеком уникального дарования был выдаю­щийся инженер и изобретатель Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939). 60 лет жизни отдал он инженерному делу, оставил сотни изобретений. Среди них - новый способ переработки нефти и резервуары для хранения нефтепродуктов. По формулам Шухова и сейчас почти во всем мире рассчитывают нефтепроводы. Инженер Шухов оставил свой след и в строительстве: 500 мостов, сетчатых и арочных перекрытий и знаменитая гиперболоидная телебашня на Шаболовке высотой 148,3 метра.

Ученик 1. Выдающимся инженером-строителем был Нико­лай Васильевич Никитин (1907-1977). Он участвовал в возведении Московского государственного университета на Ленинских горах,

других уникальных сооружений. Но главное его творение - Остан­кинская радиотелевизионная башня, построенная в Москве в 1976 г. Это самое высокое свободностоящее сооружение в Европе. А еще это пример невиданных для такой высоты прочности, устойчивости и равновесия. При строительстве телебашни было использовано много уникальных инженерных идей.

Классный руководитель. Инженеры - это люди, которые умеют воплощать в жизнь замыслы фантастов, умеют делать откры­тия, облегчающие нашу жизнь. Каким был бы мир без инженеров?

(Дети высказываются.)

2. Какие бывают инженеры?

Классный руководитель. О том, какие бывают инжене­ры, рассказывают (имена, фамилии).

Ученик 3. Слово «инженер» произошло от латинского ingenium - способность, изобретательность). Инженер - это человек, которые способен к работе с техникой, к техническому творчеству. Эта профессия сформировалась к концу XIX в. До революции ин­женеры были богатыми, обеспеченными людьми, имели прислугу, отдыхали за границей или в Крыму. Но «золотой век» инженеров длился недолго. Техника усложнялась, и новые проекты были под силу только крупным коллективам, внутри которых было разделе­ние труда между инженерами.

Ученик 4. Все больше становилось инженерных специаль­ностей, внутри каждой специальности было разделение на проек­тировщиков, технологов и эксплуатационников. Первый самолет братья Райт создали вдвоем, а уже через 40 лет в создании самолета В-29 на фирме Боинг принимало участие более 400 только инжене­ров-проектировщиков. Для организации работы таких больших кол­лективов, создана еще одна инженерная специальность - инженер- управленец.

Мы расскажем лишь о некоторых инженерных специальностях (Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М.: Генезис, 2007).

Ученик 3. Инженер-геодезист. Проводит съемку на местности и составляет планы и карты, осуществляет геодезический контроль за взаиморасположением важных промышленных, жилых сооруже­ний; ведет научно-исследовательскую работу, связанную с разработ­кой новых методов измерений на местности.

Ученик 4. Инженер-мелиоратор. Организует работу по ме­лиорации (улучшению) земель, эксплуатации необходимой техни­ки, осуществляет мероприятия по осушению и орошению земель, участвует в приемке земель, контролирует выполнение природо­охранных мероприятий в процессе мелиорации.

Ученик 3. Инженер-машиностроитель. Разрабатывает, пла­нирует и организует технологические процессы обработки деталей и сборки машин; выбирает оптимальные условия их проведения и управляет ими с помощью средств автоматики; проектирует тех­нологическое оборудование, машины, станки и механизмы, произ­водя необходимые расчеты и осуществляя надзор за реализацией проектных решений; рассчитывает экономическую эффективность решений.

Ученик 4. Инженер-механик (сельского хозяйства). Осуществ­ляет комплексную механизацию, электрификацию и автоматизацию производственных процессов, обеспечивает рациональное исполь­зование сельхозтехники; рассчитывает режим работы сельхозмашин в соответствии с заданными условиями; конструирует отдельные узлы и агрегаты; испытывает средства механизации; организует хра­нение, ремонт и обслуживание сельхозтехники; оценивает качество ремонтных работ.

Ученик 3. Инженер-механик (холодильных установок). Проек­тирует, конструирует и испытывает холодильные и компрессорные установки, разрабатывает проекты заводов и цехов по их производ­ству; организует монтаж, наладку, пуск, эффективное использова­ние и ремонт холодильной техники; рассчитывает экономическую эффективность внедряемых решений; разрабатывает техническую документацию; работает в строительных, научных, конструкторских и проектных организациях.

Ученик 4. Инженер-строитель (автомобильных дорог). Ставит и решает задачи, связанные с проектированием, строительством, реконструкцией и ремонтом автомобильных дорог, организацией их эффективной эксплуатации; разрабатывает и ведет документацию; работает в строительных и проектных организациях.

Ученик 3. Инженер-технолог пищевого производства. Плани­рует и организует производство продуктов питания, выбирает опти­мальные режимы технологических процессов, определяет основные характеристики выпускаемой продукции, используя современные методы контроля качества, разрабатывает и ведет техническую до­кументацию.

Ученик 4. Инженер-электрик. Проектирует системы электро­снабжения промышленных предприятий и населенных пунктов, включая наружные и внутренние электроустановки всех номиналь­ных напряжений и назначений; производит монтаж и наладку элек­трических подстанций, кабельных и воздушных узлов; составляет технико-экономические требования на конструирование и создание новых технических средств электроснабжения.

Ученик 3. Инженер-энергетик. Организует бесперебойную работу и правильную эксплуатацию энергетического оборудования и коммуникаций на промышленных предприятиях; составляет план производства и потребления энергоресурсов в часы максимума на­грузок энергосистемы и обеспечивает их выполнение, разрабатыва­ет нормы расхода энергии и мероприятия по ее экономии.

Ученик 4. Инженер по обслуживанию автотранспорта. Рас­считывает схемы взаимодействия транспортных средств; исследует грузо- и пассажиропотоки, дорожные условия и режим движения транспорта в целях оптимизации перевозок; работает на автотранс­портных предприятиях, в научных и проектных организациях.

Ученик 3. Инженер по кадастру. Организует работу по эф­фективному использованию земель, контролирует соблюдение зе­мельного законодательства; внедряет проекты землеустройства и освоения новых земель; ведет кадастровые книги; дает заключе­ние об использования территории.

Ученик 4. Инженер-конструктор. Руководит выполнением проектно-конструкторских работ, участвует в конструировании изделий; разрабатывает проектную и рабочую документацию, вы­полняет технические расчеты по проектам; составляет схемы и эко­номическое обоснование; участвует в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче опытных образцов.

Ученик 3. Инженер по рационализации и изобретательству. Организует работу по рационализации и изобретательству; прини­мает рационализаторские предложения и оформляет заявки на изо­бретения, оказывает помощь рационализаторам и изобретателям в разработке чертежей, выполнении расчетов, изготовлении и ис­пытании опытных образцов; контролирует внедрение рационализа­торских предложений в производство, правильность оформления документации и расчета авторских вознаграждений.

Ученик 4. Инженер по телевизионному оборудованию. Обес­печивает работу телевизионного и звукового оборудования, его правильную эксплуатацию; проводит контрольные измерения его основных параметров, выявляет и устраняет обнаруженные де­фекты; разрабатывает схемы резервирования основных каналов передачи программ, обеспечивает выполнение плана ремонтно-профилактических работ и модернизации оборудования.

Ученик 3. Инженер связи. Проектирует станции и узлы связи; системы передачи аналоговой и дискретной информации; разраба­тывает структурные и принципиальные схемы сетей связи; прово­дит пусконаладочные и ремонтные работы; осуществляет контроль и диагностику оборудования; рассчитывает эффективность внедряе­мых решений.

Ученик 4. Инженерных специальностей - сотни. Спрос на них в России с каждым годом растет. По прогнозам ведущих кад­ровых агентств, в ближайшие годы перспективы для инженеров вырастут.

3. Требуются инженеры

Классный руководитель. В 90-е гг. прошлого века техни­ческие вузы России выпускали инженеров, и многие из них не могли найти применения своим знаниям. Но сейчас, когда в нашей стране запущены крупные национальные проекты, когда вновь заработали заводы, стройки, конструкторские бюро, профессия инженера вновь становится востребованной и престижной.

Где же сейчас требуются инженеры? Об этом рассказывают (име­на, фамилии).

Ученик 5. Первое - крупные западные компании, открываю­щие представительства в России. Они охотно берут на работу наших инженеров, потому что российские специалисты обходятся иност­ранным фирмам значительно дешевле.

Ученик б. Второе - российские производственные предприя­тия, которые переживают процесс восстановления и динамичного развития.

Ученик 5. Третье направление - проектная работа. Это мон­таж компьютерных сетей, установка вентиляционного оборудова­ния, сборка машин и т. п. В таких проектных группах нужны не только рядовые исполнители, но и руководители, технические менеджеры проектов.

Ученик 6. Кроме того, наших инженеров активно перемани­вают за рубеж, где они занимаются научными разработками. Это в первую очередь касается проектно-конструкторского направле­ния, оборонной промышленности, машиностроительного сектора, биофизики.

Ученик 5. В России сейчас строятся новые заводы. А значит, нужны инженеры-проектировщики. Заводское оборудование нужно поддерживать в рабочем состоянии, поэтому нужны и инженеры- механики.

Ученик 6. Ни пищевое, ни швейное производство не может обойтись без инженера-технолога. Но специалистов инженерного дела в России сейчас явно не хватает.

Ученик 5. Чего же хотят от претендентов будущие работо­датели? Три-пять лет опыта, свободный английский язык и знание компьютерных программ, с которыми придется работать, например, «AutoCAD». Очень повысит ценность специалиста, коммуникабель­ность, умение работать в команде, эрудиция, широкий кругозор. Причем такие факторы, как гражданство и московская прописка, отодвинуты на задний план. Компании готовы нести дополнитель­ные расходы, даже оплачивать квартиру - был бы специалист хо­роший.

Ученик 6. Нехватка квалифицированных кадров настолько остра, что фирмы готовы брать даже 55-60-летних инженеров- проектировщиков! Чтобы обеспечить себя грамотными специали­стами, крупные компании начали готовить инженерный персонал для себя прямо в вузах. Крупные предприятия открывают свои кафедры в известных российских институтах и университетах. Все больше молодых людей смотрят на свою профессию как на источник зарабатывания денег.

4. Об инженерах с улыбкой

Классный руководитель. Инженеры - люди очень серь­езные, но далеко не скучные. У них прекрасно развито чувство юмо­ра. Вот как инженеры рассказывают о себе (По материалам сайта http://www.jobingen.ru/humor).

Ученик 7. Для настоящего инженера все существующие в при­роде предметы делятся на 2 категории: те, которые требуют ремон­та и те, которые потребуют ремонта, как только кто-нибудь до них дотронется.

Ученик 8. Инженеры любят решать проблемы. Если нет ника­ких проблем, будьте уверены: инженер обязательно создаст их сам. Обычные люди придерживаются такой точки зрения: «Если вещь работает, ее не нужно ремонтировать». Инженеры же думают так: «Если вещь работает, ее работа может быть улучшена».

Ученик 7. Мода и внешний вид. Одежда - это то, что меньше всего заботит инженера, для него главное - чтобы поддерживалась нормальная температура тела и соблюдались элементарные нормы приличия. Если ни одна конечность не мерзнет, одежда считает­ся удовлетворяющей требованиям. Все остальное - не более чем предрассудки.

Ученик 8. Любовь. Инженеры хорошо известны как высоко­качественный материал для создания семьи. Они умные, честные, внушают доверие, у них всегда есть работа, они без труда заменят лампочку.

Ученик 7. Экономия. Замечено, что инженеры тратят мало, но не из жадности или бедности, а потому, что каждую ситуацию, в которой нужно потратить деньги, они рассматривают как задачу: каким образом можно выйти из создавшейся ситуации с наимень­шими затратами?

Ученик 8. Самоощущение. Для инженеров больше всего важ­ны две вещи: собственный интеллект (IQ) и умение применять свои знания.

Ученик 7. Лучший способ добиться от инженера решения за­дачи - объявить ее неразрешимой. Ни один инженер не успокоится, пока не решит такую задачу.

Ученик 8. Ничто так не угнетает инженера, как сознание того, что кто-то лучше технически подготовлен. Хитрые руководители умело используют эту слабость. Если инженеру не хочется решать какую-то задачу, начальник уныло заявляет: «Ну, ладно, я обращусь в другое место, уж там-то умеют решать сложные проблемы». Вот тут- то инженер и набросится на проблему, как голодный пес на кость.

IV. Диспут по теме «Защита профессии»

Классный руководитель. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в том, как важна профессия инженера в мире. Но нужно ли поднимать престиж этой профессии в России? Это вопрос, на который существуют разные ответы. Отрицательный ответ озвучит (имя, фамилия).

Ученик 9. Профессия инженера в современной России абсо­лютно бесперспективна. Количество инженеров будет постоянно сокращаться.

Классный руководитель. Кто разделяет это мнение? Какие аргументы вы можете привести в защиту своей позиции?

Примерные ответы:

  • В России используется устаревшее оборудование, оно загряз­няет атмосферу, является источником аварий, техногенных катастроф.
  • Все производство в мире сейчас постепенно переносится в Китай, а развитые страны оставляют у себя только магазины, то же будет и в России, значит, инженеров будет все меньше и меньше.
  • Академик А. Паршев в своей книге «Почему Россия не Амери­ка?» убедительно доказал, что любое производство в России очень затратное, инвестиции пойдут туда, где дешевая рабо­чая сила, более теплый климат. Поэтому нам и не нужно такого числа инженеров, какое было в годы СССР.
  • В сфере торговли всегда будут доходы выше, чем в сфере про­изводства, поэтому молодежь будет стремиться именно туда.

Классный руководитель. Выслушаем противоположное мнение. Слово в защиту профессии инженера в России.

Ученик 10. У профессии инженера огромные перспективы в России. В нашей стране сейчас есть необходимые средства, чтобы модернизировать всю промышленность, создать самые современ­ные научные лаборатории. В России начинает создаваться своя Си­ликоновая долина. Уже сейчас инженерно-технических работников не хватает. Приглашают даже глубоких пенсионеров. Скоро не инже­неры в России будут искать работу, а работа будет искать их.

Классный руководитель. Кто хочет поддержать это мнение? Кто смотрит на перспективы инженерного дела в России оптимистично?

Примерные ответы:

  • В России все равно будут строиться дороги, жилье, электро­станции, трубопроводы, плотины. Это потребует большого количества инженерно-технических работников.
  • Заводы уже сейчас возрождаются. Они переходят в частную собственность, новые владельцы модернизируют оборудо­вание. Нужны будут новые инженеры.
  • Россия является одним из лидеров производства оружия в мире. В оборонной промышленности всегда будут нужны инженеры.
  • Многие инженеры уже поняли цену своего труда. Скоро они сами станут диктовать условия нанимателям. А владельцы заводов вынуждены будут принять эти условия.
  • В России приступили к изучению и освоению нанотехнологий. На этот проект выделены огромные деньги. Значит, нужны будут инженеры, технические специалисты.

Классный руководитель. Мы выслушали мнения сторон относительно перспектив инженерных профессий в России. Какая же точка зрения показалась вам наиболее убедительной?

Кто согласен с тем, что инженерные профессии имеют огром­ные перспективы в России? Что сейчас молодежи следует связывать свою жизнь с наукой и техникой? Прошу голосовать.

(Ученики голосуют. Учитель объявляет результат голосования.)

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО ТЕМЕ «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

Кто не видит перспектив для инженеров в России? Прошу го­лосовать.

(Ученики голосуют. Учитель объявляет результат голосования.)

  • Заключительное слово

Классный руководитель. Действительно, в России сейчас многие заводы убыточны, тысячи высококвалифицирован­ных специалистов оставили науку и производство или оказались за рубежом. Звучат иногда прогнозы о том, что Россия безнадежно отстала от Запада, и уже не способна на технологический порыв. Но в истории науки бывали такие случаи, что самые реалистичные прогнозы, сделанные самыми скрупулезными аналитиками на ос­новании самых точных расчетов, не сбывались из-за того, что было сделано какое-то принципиально новое изобретение.

Например, курьезный случай с прогнозом Герберта Уэллса. Знаменитый фантаст, видя, какими темпами развивается конный транспорт в начале XX в., предсказал, через 50 лет конский навоз покроет улицы Лондона до 2-го этажа. Тогда Уэллс просто не мог учесть возможность появления автомобиля. Возможно, в скором времени и наши ученые сделают такое открытие, которое внесет ре­волюционные изменения в нашу жизнь. И, может быть, это сделают именно те, кто сегодня выбирает профессию инженера, быть может, именно молодежь сыграет в этом не последнюю роль!

  • Подведение итогов

Классный руководитель. Что нового вы узнали об инже­нерных профессиях? Появилось ли у вас желание стать инженером?

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________