MECTO: Home Учителям Классный час Классные часы по теме "Здоровье", 11 класс

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Классные часы по теме "Здоровье", 11 класс

Классные часы: 11 класс / Авт-сост. А.В.Давыдова. - М.:ВАКО, 2011. - 256 с. - (Учебный год).

ISBN 978-5-408-00350-1

УДК 371.015

ББК 74.200.5

К47

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО ТЕМЕ «ЗДОРОВЬЕ»

ПОДСЕВШИЕ НА ИГРУ

 

Из казино выходят двое муж­чин. Один в плавках, другой совсем раздет.

- Тебе хорошо, - обращается голый игрок к товарищу, - умеешь вовремя остановиться!

Юмор

 

Не будучи в состоянии обмени­ваться мыслями, люди перебрасы­ваются картами.

А. Шопенгауэр

 

Классный час, посвященный проблеме игромании, пропаганде здорового образа жизни.

По словам медиков, среди пациентов психиатрических и нарколо­гических центров становится все больше людей, одержимых страстью к игре. О губительных последствиях игромании уже говорят и ученые, и политики, и простые люди. Результаты недавних исследований по­казывают, что в некоторых школах страны до 80% учеников всерьез «подсели» на азартные игры». Информацию о разных аспектов игрома- нии участникам ток-шоу представляют «эксперты». Ведущий проводит обсуждение.

Цели: расширить представление детей о вредном воздей­ствии азартных игр на психику человека; развивать у учащихся осознанное понимание существующей проблемы; формировать отрицательное отношение к азартным играм; воспитывать пози­тивное отношение к здоровому образу жизни; побуждать к само­познанию, саморазвитию, к повышению самооценки, самовоспи­танию.

Форма проведения: ток-шоу

Подготовительная работа: выбрать ведущего, экспертов (историк, журналист, врач), предоставить им тексты выступлений.

План классного часа

I. Вступительное слово.

II. Ток-шоу «Подсевшие на игру».

. Жертвы азарта вчера и сегодня.

. Игромания - это диагноз.

. Опасность игромании.

. Лекарство от однорукой заразы.

III. Заключение.

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа Вступительное слово

Классный руководитель. Сегодняшний классный час я бы хотела начать со стихотворных строчек (читает): Живем мы что-то без азарта, Однообразно, как в строю, Не бойтесь бросить все на карту И жизнь переломить свою... ! Это слова песни из советского фильма «Вокзал для двоих». В советские времена эти строки звучали как призыв вырваться из скучной повседневности, поверить в удачу, в возможность счастья. А в наше время эти слова звучат как страшная насмешка. Все больше и больше людей отчаянно бросают все на карту, в прямом смысле ломая жизни себе и близким, становятся рабами азарта.

Статистики утверждают, что каждый третий гражданин России уже имеет знакомого или близкого родственника, который крепко подсел на игру. Сегодняшнее ток-шоу мы посвящаем проблеме иг­романии. Информацию для обсуждения нам будут подбрасывать сегодня эксперты: историк (имя, фамилия), журналист (имя, фами­лия), врач (имя, фамилия), социолог (имя, фамилия), приглашаем всех принять участие в обсуждении. Ведь эта проблема может коснуться каждого из нас.

В начале короткое досье: «Жертвы азарта вчера и сегодня» - ин­формация от историка и журналиста.

 

Ток-шоу «Подсевшие на игру»

1. Жертвы азарта вчера и сегодня

Историк. Все люди бывают азартными, только у каждого азарт Появляется по-своему. Один азартно трудятся на даче, другой азартно смотрит футбол, третий азартно читает книги, а некоторые

[1] Источник: Новые известия. 7.06.2006.

азартно играют в азартные игры. Азарт - в переводе с французского - «увлечение, задор, запальчивость, излишняя горячность горячая увлеченность какой-либо деятельностью, воодушевление энтузиазм». Азарт просто необходим в спорте, в творчестве, но он может быть и разрушительным, приводить к трагедии.

Страсть к игре - это древний человеческий порок. Говорят, чт0 первые игральные карты появились в древнем Китае на рубеже вто­рого тысячелетия нашей эры. Через 400 лет карты и азартные игры пришли в Европу. Появились первые игорные дома, потом рулет­ка и иные нововведения. В России азартными играми увлекалась элита, склонная к богемному образу жизни: великий баснописец И.А. Крылов сколотил с помощью карт состояние в 110 тыс. руб., десятки тысяч рублей за вечер проигрывал А.С. Пушкин, не случайно он написал «Пиковую даму». И М.Ю. Лермонтов отдал дань карточ­ному увлечению - драму «Штос» сочинил. Был страстным игроком Н.А. Некрасов. Ф.М. Достоевский страдал из-за пагубной страсти, которую он описал в повести «Игрок». Люди проигрывали состояния, умирали в нищете или накладывали на себя руки, совершали самые невероятные поступки, преступления.

Первое казино в России появилось в 1989 г. в Москве, а сейчас в нашей стране уже сотни тысяч игровых автоматов. Например, в Москве 1 автомат на 150 жителей. Миллионы людей становятся завсегдатаями игровых заведений, попадают в зависимость от игры. Предприниматели очень умело используют этот человеческий по­рок - страсть к риску, желание испытать себя.

Журналист. Жертвы азарта - самые разные люди: мужчины и женщины, старики и дети, богачи и бедняки. В сети игровой зависи­мости попадают люди самых разных возрастов и профессий, разного культурного и социального уровня, но финал у этих историй, как правило, один и тот же.

  • Обычный инженер: проиграл крупную сумму денег, занял у друзей, чтоб отыграться и вновь проиграл, занял у знако­мых, но и эта сумма осталась в казино, начались смертельные угрозы, пришлось продать квартиру, сейчас он живет в под­вале, собирая бутылки.
  • Учительница, 45 лет. Проиграла в автоматах 200 тыс. руб., ко­торые семья собирала в течение 5 лет на строительство дома. Теперь нет ни дома, ни денег, и все равно она продолжает играть. Проигрывает, осознает свою проблему, на какое-то время перестает играть, а потом все начинается снова.
  • 37-летний бизнесмен: солидное дело, собственный офис в центре города, шикарный особняк, несколько машин, мо­
  • молодая красавица-жена. Однажды партнер по бизнесу при­гласил его в казино, и он сразу выиграл довольно большую сумму денег. После этого начал регулярно играть. Сейчас у него нет ни машин, ни особняка. Свой бизнес он продал, жена ушла от него, а сам он живет, подворовывая, на вокза­ле с одной только мыслью - найти немного денег и отыг­раться.
  • Исследования Национальной ассоциации США по проблемам азартных игр гласят, что у среднестатистического горожанина в лю­бой стране мира:
  • 6% шансов стать уголовным преступником;
  • 34% шансов стать алкоголиком;
  • 32% шансов стать наркоманом;
  • 48% шансов стать игроманом (Журнал практической психологии и психоанализа. 2005. № 1).
  • Получается, что угроза игромании очень высока для каждого из нас.
  • Ведущий. Предлагаю обсудить полученную информацию. (Обращается кучастникам ток-шоу.) Приходилось ли вам бывать в казино? Делали вы ставки?
  • Кто имеет опыт общения с игровыми автоматами?
  • Приходилось ли выигрывать? Сколько проиграли?
  • Есть ли у вас знакомые, страстно увлеченные игрой?
  • Приходилось ли вам сдерживать свою страсть к игре?
  • (Идет обсуждение.)
  • 2. Игромания - это диагноз (Большая медицинская энциклопедия. М.: Эксмо, 2007).
  • Ведущий. Чем же манит людей игра? Почему попадают в за­висимость? Как становятся игроманами? Что такое игромания с ме­дицинской точки зрения?
    • Врач. Патологическое влечение к азартным играм - игрома­ния, или лудомания (от латинского слова ludus - игра), - внесено в Международную классификацию болезней в разделе психических заболеваний. Игромания - это нехимическая зависимость, при ко­торой изменение сознания происходит без приема психоактивных веществ. Игромания - это болезнь сродни наркомании или алкого­лизму. Биологическая природа игромании связана с «гормонами счастья», эндорфинами, которые вырабатываются в головном моз­ге. От концентрации эндорфинов зависит наше настроение и наши эмоции. Эндорфины вызывают состояние удовлетворения, радости. Любой азарт (спорт, игры, споры и т. д.) способствует выбросу эндорфинов. Возникновение зависимости происходит от того, что чело­век старается продлить состояние счастья, для чего снова и снова повторяет действия, приводящие к нему.

Ведущий. Что толкает человека на поиски азарта?

Врач. «Паранойя желаний» - так называют сотрудники Мин­здрава то состояние, которое толкает игрока на поиски казино или игровых автоматов.

Ведущий. По каким признакам человек может судить о том, что он попал в зависимость от игры?

Врач. Чаще всего игроман некритичен к своей болезни, думает, что может бросить в любой момент (как алкоголик или наркоман), поэтому к специалистам в основном обращаются его близкие. Есть типичные признаки игромании.

  • Поглощенность, озабоченность игрой (воспоминание о про­шлых играх, планирование будущих ставок, поиски денег на следующую игру).
  • Сильное возбуждение во время игры, постоянное повышение ставки.
  • Неспособность контролировать или прервать игру.
  • Чувство тревоги и раздражения при необходимости пре­рвать игру.
  • Игра как способ убежать от своих проблем или поднять на­строение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии).
  • Попытки отыграться на следующий день после проигрыша.
  • Обман близких с целью скрыть истинную степень своей во­влеченности в игру.
  • Готовность пойти на преступление для финансирования игры.
  • Пренебрежение учебой, карьерой, семьей, друзьями ради игры.

10. Долговая яма - стремление занять деньги, чтобы расплатиться

с долгами, вызванными игрой.

Если вы нашли у себя хотя бы 4 симптома, вы уже серьезно больны.

Ведущий. Каковы стадии развития болезни?

Врач. По мнению врачей, эта страсть тяжелее наркомании, ей подвержен каждый двадцатый житель России. А для того, чтобы по­пасть в зависимость, достаточно 8-12 ч. Принцип возникновения зависимости от игры, такой же, как у алкоголизма и наркомании. Одержимый игрок обычно проходит через 4 стадии:

  • стадия выигрышей - игра от случая к случаю, мечты о выиг­рышах, возрастающие ставки, большие выигрыши;
  • стадия проигрышей - игра в одиночку, уходы с работы, круп­ные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь

Возникновение зависимости происходит от того, что чело­век старается продлить состояние счастья, для чего снова и снова повторяет действия, приводящие к нему.

Ведущий. Что толкает человека на поиски азарта?

Врач. «Паранойя желаний» - так называют сотрудники Мин­здрава то состояние, которое толкает игрока на поиски казино или игровых автоматов.

Ведущий. По каким признакам человек может судить о том, что он попал в зависимость от игры?

Врач. Чаще всего игроман некритичен к своей болезни, думает, что может бросить в любой момент (как алкоголик или наркоман), поэтому к специалистам в основном обращаются его близкие. Есть типичные признаки игромании.

  • Поглощенность, озабоченность игрой (воспоминание о про­шлых играх, планирование будущих ставок, поиски денег на следующую игру).
  • Сильное возбуждение во время игры, постоянное повышение ставки.
  • Неспособность контролировать или прервать игру.
  • Чувство тревоги и раздражения при необходимости пре­рвать игру.
  • Игра как способ убежать от своих проблем или поднять на­строение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии).
  • Попытки отыграться на следующий день после проигрыша.
  • Обман близких с целью скрыть истинную степень своей во­влеченности в игру.
  • Готовность пойти на преступление для финансирования игры.
  • Пренебрежение учебой, карьерой, семьей, друзьями ради игры.

10. Долговая яма - стремление занять деньги, чтобы расплатиться с долгами, вызванными игрой.

Если вы нашли у себя хотя бы 4 симптома, вы уже серьезно больны.

Ведущий. Каковы стадии развития болезни?

Врач. По мнению врачей, эта страсть тяжелее наркомании, ей подвержен каждый двадцатый житель России. А для того, чтобы по­пасть в зависимость, достаточно 8-12 ч. Принцип возникновения зависимости от игры, такой же, как у алкоголизма и наркомании. Одержимый игрок обычно проходит через 4 стадии:

  • стадия выигрышей - игра от случая к случаю, мечты о выиг­рышах, возрастающие ставки, большие выигрыши;
  • стадия проигрышей - игра в одиночку, уходы с работы, круп­ные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь;
  • стадия отчаяния - испорченная репутация, разрыв с семьей, друзьями, раскаяние, перекладывание вины на других, пани­ка, потеря работы, незаконные действия;
  • стадия безнадежности: чувство безысходности, мысли о са­моубийстве и возможные попытки, аресты, алкоголь, эмоцио­нальное крушение и симптомы безумия.

Ведущий (обращается к участникам ток-шоу). Приходилось ли кому-то из вас чувствовать зависимость от игры? Какие признаки игровой зависимости вы уже у себя обнаружили?

Согласны ли вы, что игромания сродни наркомании?

Где еще могут пощекотать нервы любители адреналина? (Экс­тремальный спорт, гонки, фильмы ужасов и т. п.) Могут ли эти за­нятия вызвать зависимость?

(Идет обсуждение.)

3. Опасность игромании

Ведущий. Казалось бы, играть или не играть - это личное дело человека, каждый имеет право распоряжаться своей жизнью, как хочет. В чем же общественная опасность игромании? Слово юристу.

Юрист. Зависимость от игры очень опасна для общества. Не в силах победить свою страсть и расплатиться с долгами, люди часто сводят счеты с жизнью. Жертвами игромании часто стано­вятся подростки. По данным милиции, десятки тысяч российских ребят проводят все свободное время в залах игровых автоматов, добывая деньги на игру кражами и ограблениями. Игровой бизнес очень прибыльный - дневная выручка доходит до 10ОО долларов в день. Значительная часть выручки укрывается от налогов, уходит в тень. Игровой бизнес страшно криминализирован. По данным МВД, где-то 60-65% всех игорных заведений страны находится под контролем преступных группировок. Только за последний год были совершены десятки нападений на владельцев и посети­телей игорных залов и казино. Сотрудники правоохранительных органов постоянно уличают эти заведения в подделке финансовых документов, в использовании незарегистрированных автоматов. Игровой бизнес толкает на мошенничество. Чтобы увеличить при­быль, некоторые ловкачи таким образом настраивают автоматы, что незначительный выигрыш выпадает лишь одному из 500-600 играющих.

Ведущий (обращается к участникам ток-шоу). Согласны ли вы с тем, что игромания опасна для общества? В чем еще можно Увидеть общественную опасность игромании? Можно ли сравнить деятельность игорных заведений с мошенничеством? Согласны ли вы, что корни подростковой преступности лежат в игромании?

(Идет обсуждение.)

4. Лекарство от однорукой заразы

Ведущий. Как же решить проблему игромании? Решение про­блемы от врачей.

Врач. Человек может вылечиться только тогда, когда сам этого захочет, но для этого нужно дойти до самого дна, осознать, ужас­нуться и добровольно отказаться от игры. Очень важна при этом поддержка семьи. Хорошо уехать куда-нибудь, например, в тайгу, где на сотни километров кругом нет ни одного игрового автомата. Психотерапевты уже «кодируют» игроков от пристрастия к азартным играм.

При лечении от игромании советуют использовать такие приемы.

  • «Копилка». Нужно представить себе какую-нибудь шикарную вещицу, о которой давно мечтал. Каждый раз, проходя мимо автомата и уговаривая себя проиграть всего лишь «маленьких 500 руб.», нужно срочно бежать домой и класть мысленно проигранные деньги в копилку.
  • «Кризисный менеджер». Нужно найти близкого человека, со строгим характером, которому отдавать на хранение все заработанные деньги. Вместе с ним составляется план разда­чи долгов.
  • «Личный психолог». Довольно необычный способ, который используется только на Западе: психолог сам сопровождает больного в казино и «включается», когда его состояние начи­нает таять.

Ведущий. Какие методы кажутся вам наиболее эффективными?

(Дети отвечают.)

Ведущий. А что предлагают юристы?

Юрист. Игровым бизнесом уже занимается Госдума. Предла­гается внести поправки в Налоговый кодекс, увеличить налоги на игорный бизнес. Но нужно принять законы, запрещающие азартные игры лицам до 18 лет, как это делается в западных странах. Нужно ввести ограничение на время пребывания в игровых заведениях. Необходимо принять закон, по которому игроман, как утративший здоровье, смог бы получить компенсацию от игорного заведения. А еще лучше - вообще запретить игорный бизнес. И за это выступает сегодня до 95% наших сограждан.

Ведущий. Какие юридические меры по борьбе с игроманией кажутся вам наиболее эффективными?

Какие меры предложили бы вы?

(Дети отвечают.)

А что предлагают журналисты?

Журналист. Нужно заниматься просвещением, предупреж­дать людей об опасности игромании. Ведь на каждой пачке сигарет обязательно ставится надпись: «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья». Нужно, чтобы на каждом игровом автомате, у входа в казино была подобная надпись.

Еще одно решение проблемы - в приобщении детей к физкуль­туре, спорту, художественному и техническому творчеству. Ведь корни игромании - в детстве. Как правило, игроманами становятся те ребята, которым родители не создали зону интересов, где бы ре­бенок чувствовал себя успешным, где он смог бы добиться положи­тельных результатов. Поэтому нужно строить стадионы, открывать клубы, кружки, где дети смогли бы реализовать себя.

Ведущий (обращается к участникам ток-шоу). Как вы от­носитесь к этим мерам? Что вы можете предложить для решения проблемы игромании?

(Дети отвечают.)

III. Заключение

Ведущий. Наше обсуждение подходит к концу. И закончить наш разговор я хотел бы одной абхазской притчей (Лакербай М.А. Тот, кто убил лань // Алашара. Сухуми. 1982).

...Старый Джесиб долго уговаривал внука бросить воровать и кар­тежничать. Но все напрасно. И перед смертью старик сделал внуку такое завещание: найти самого умелого вора и самого искусного картежника и попросить их научить его своему ремеслу.

Выполняя последнюю волю деда, внук нашел короля воров, но то, что он увидел, очень удивило его.

В маленькой комнате «короля» воров даже не было мебели. Хозяин лежал на старой продавленной тахте. На полу валялся треснувший горшок, из которого, видно, давно не ели. Нищета и грязь говорили сами за себя. Вот оно, воровское «счастье»!

После старого вора юноша разыскал «короля» картежников. Тот произ­вел на него еще более тяжкое впечатление: картежник с взлохмаченными волосами стоял на коленях и лихорадочно метал на пол карту за картой.

Юноша выждал удобный момент и рассказал о цели своего прихода.

- О, ты не ошибся! - гордо заявил картежник. - Я играю уже больше тридцати лет. - На мгновение он оторвался от карт и оглядел парня вос­паленными глазами. Затем снова принялся азартно метать карты и тут же предложил гостю сыграть с ним.

Но юноша поблагодарил старого картежника и поспешил удалиться.

Он понял, что и старый картежник прожил свою жизнь впустую.

Так мудрый Джесиб спас своего внука. Старик знал, что жизнь учит куда лучше, чем любые нравоучения.

Как вы считаете, актуальна ли эта притча для нашего времени? По одному предложению от экспертов.

(Эксперты высказываются.)

И мнения участников нашего ток-шоу.

(Дети высказываются.)

Мы пришли к выводу, что лучший способ избежать игромании - не играть в азартные игры. Наше ток-шоу подошло к концу. Благо­дарю всех за участие.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. С каким настроением уходите после классного часа? Есть ли у вас иммунитет против игромании?

Дополнительный материал

Точка зрения психолога (По кн.: Фенько Л.Б. Люди и деньги: очерки психологии потребления. М.: Класс, 2005).

По мнению венгерского психиатра Ш. Ференци, каждому, кто когда- либо играл в казино или на бирже, знакомо чувство абсолютной уверен­ности в успехе, которое является отзвуком инфантильного всемогущества. Ференци считал, что младенцы воспринимают себя не как слабых и беспо­мощных, а как властных и могущественных созданий, чьи потребности удов­летворяются полностью подчиняющимися им взрослыми, не имеющими самостоятельного значения в мире. Столь нереалистическая самооценка складывается у них потому, что у них нет способа заметить свою подлинную слабость, зависимость и беспомощность. Со временем они сталкиваются с реальностью; отрицательные переживания открывают перед ними правду жизни.

Зрелость означает понимание не только своих возможностей, но и их ограниченности.

Большинство из нас теряет чувство всемогущества к детсадовскому возрасту, но время от времени оно вновь оживает, особенно если нам чего- то очень хочется и мы убеждены, что можем это получить. В этом и состоит страсть игрока: он вводит себя в состояние иллюзорного знания, как будто он действительно видит номера, которые должны выпасть. За этой упорной, вопреки всякой вероятности, надеждой на успех скрывается стремление к проигрышу.

Разумеется, не все игроки - невротики. Миллионы людей регуляр­но посещают бега, участвуют в лотереях, проводят время за карточным столом или у игровых автоматов. Это позволяет им испытать волнующие чувства риска и азарта и ненадолго создает у них иллюзию, что они могут достичь в жизни чего-то большего, чем имеют. Хотя существует огромное число работ по психопатологии игроков, очень немногие авторы инте­ресовались психологией нормальных игроков, не одержимых страстью к игре.

Впервые случай патологической страсти к игре был рассмотрен Фрей­дом в эссе о Достоевском. Он связывал страсть к игре, как и другие на­вязчивые симптомы, с Эдиповым комплексом. Основой психоаналитиче­ского толкования одержимости игрой является идея о том, что игроком движет бессознательное желание проиграть, почувствовать себя жертвой несправедливости и пережить раскаяние и угрызения совести. Истоки та­кого поведения лежат в детстве: в нарушении взаимоотношений ребенка с родителями. Игра может быть способом вернуть материнскую любовь, средством наказать себя за недозволенные чувства по отношению к матери или средством тестирования действительности.

 

 

ОПАСНЫЙ СЕКС

Разнузданная чувственность

приводит к убеждению, что мир бессмыслен.

Целомудрие, напро­тив, возвращает миру смысл.

А. Камю

 

В условиях демографической депрессии состояние здоровья моло­дежи становится стратегической задачей государства (Концепция Молодежной политики Всероссийской политической партии «Единая Россия». М„ 2005).

Ежегодно в Рос­сии около 14 млн молодых женщин в возрасте 15-19 лет становятся матерями, еще больше делают аборты. Ситуация с заболеваемостью молодежи сифилисом близка к эпидемической. На этот возраст прихо­дится половина всех новых случаев инфицирования вирусом СПИДа.

Предлагаемый классный час - это час общения на актуальные для старшеклассников темы: любовь, ранние половые связи, целомудрие. Учитель, пользуясь материалами сценария, ведет и направляет беседу с девушками и юношами раздельно.

Цели: дать представление о целомудрии, предупредить об опасности внебрачных связей, об угрозе венерических болезней; формировать отрицательную нравственную оценку половой распу­щенности; создавать положительный образ таких качеств характера, как скромность, порядочность, честность, достоинство; побуждать к самопознанию, саморазвитию, к формированию адекватной са­мооценки.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: предложить 2-3 ученикам сделать компьютерный слайд-фильм (презентацию) на тему «Ис­тинная красота - в целомудрии». В фильме можно использовать изображения православных икон Богородицы, женские портреты кистью.

Оборудование: компьютер (если будет сделана презента­ция), православная икона Богоматери.

Оформление: записать на доске тему, эпиграф.

План классного часа:

  • Вступительное слово «Опасный секс».
  • Информационный блок «Ранние связи».
  • Проблемная ситуация «Нас уже нет».
  • Работа с понятием «целомудрие».
  • Работа с образом. «Икона XXI в.».
  • Дилемма. «Секс без любви».
  • Интерактивная беседа по теме «Девичья честь и мужское достоинство».
  • Заключительное слово «Целомудрие и здоровье нации».
  • Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

Вступительное слово «Опасный секс»

Классный руководитель. «Опасный секс» - такова тема классного часа. Какие ассоциации возникают у вас в связи с этой темой? (Секс, СПИД, сифилис...) Как связаны эти понятия? (Ранние беспорядочные половые связи приводят к венерическим заболева­ниям.) Подтвердить эту мысль я могу фактами и цифрами.

  • За последние 10 лет заболеваемость сифилисом среди дево­чек возросла в 140 раз.
  • Заболеваемость среди девочек в 2-2,5 раза выше, чем среди мальчиков.

Врачи уже говорят об эпидемии сифилиса в России. Причем каждый третий заболевший сифилисом – школьник (По материалам сайта http://newsru.eom/russia/17jun2003/lues.html).

Известны ли вам эти цифры и факты?

(Ответы детей.)

Причину этого медики видят в ранних половых связях, а также в сексуальном невежестве молодых людей.

Информациионный блок «Ранние связи»

Классный руководитель. Стала уже привычной фраза о безопасном сексе. Молодежь приучают к мысли о допустимости ранних половых связей. Но медики утверждают, что ранний сексуальный опыт небезопасен. Секс - это совокупность психических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Врачи предостерегают от легкомысленного отношения к сексу, т. к. беспорядочные половые связи могут стать причиной венерических заболеваний (болезней, передающиеся половым путем). Венерические болезни могут про­текать безо всяких внешних проявлений - скрытно, и несвоевременное обращение к врачу, обследование и лечение у неспециалистов приводят к таким тяжелым последствиям, как импотенция и беспло­дие, развитие запущенных форм сифилиса, СПИДа, нежелательной беременности. А вероятность заразиться сифилисом сейчас велика как никогда - за последнее время количество таких больных увели­чилось в 30 раз. И врачи уже говорят об эпидемии сифилиса. Причем 30% больных - это школьники.

Сифилис - хроническое заболевание всего организма, требую­щее серьезного лечения и длительного наблюдения. Иногда даже при хорошем и полноценном лечении сифилис может о себе на­помнить спустя много лет поражением нервной системы и других органов.

Еще одним грозным заболеванием, которое передается половым путем, является СПИД. В настоящее время у медиков нет надежных средств борьбы и с ВИЧ-инфекцией. Многие больные погибают.

Но даже если и не произошло заражения, ранние половые связи не проходят бесследно для человека. Они оскверняют душу, зара­жают человека цинизмом, лишают чувства стыда, развращают его. Эти повреждения человек может сразу и не заметить, но они обяза­тельно скажутся в дальнейшей жизни. III. Проблемная ситуация «Нас уже нет»

Классный руководитель. Несколько лет назад в редак­цию одной из российских газет пришло письмо от 18-летней девуш­ки, которая уже 2 года больна СПИДом. Это был крик отчаяния от сознания того, что «СПИД и сифилис стали у молодежи чем-то вроде насморка». (Читает.)

 

...Вот уже 2 года, как я больна СПИДом. В больнице я не одна, здесь у меня такие же подруги и друзья. Мы медленно умираем. У нас не будет любви, не будет семей, мы не родим детей. Мы еще живы и нас уже нет. Нас лишили детства, отобрали наше будущее. Когда я встречаю на улице пожилых людей, меня охватывает чувство, в котором слились воедино оби­да, злость, безысходность. Невозможность что-либо поправить, изменить. Поздно. Мы не знаем понятий «стыд», «нравственность», «позор». Все это Ушло. Но вы-то знали?! Вы дожили до седин, а мы не доживем. Мы умира­ем молодыми. За что? Почему? Зачем вы, взрослые, нас, детей своих, под «танк» бросили? Зачем смяли сексом, порнухой, наркотиками? Четверо моих друзей, вчерашних школьников, умерли. В моргах лежат молодые. Мы хороним друг друга, а нам хочется жить. Лучше бы нам целину пахать, трактора водить, чем в иномарках умирать от СПИДа. Ведь СПИД и сифилис у молодежи стал чем-то вроде насморка. Раньше я боялась мужчин, а теперь ничего не боюсь, мне теперь все равно. Пусть они меня боятся, а если рас­слабятся - получат «награду».

Вы понимаете, что происходит с нами, поколением, которое пришло после вас. Почему вы нас не предупредили с вашим «безопасным сексом»? Нам хочется жить! Как была бы я теперь благодарна тем, кто вырвал бы у меня из рук сигарету, кто отхлестал бы крапивой по заднему месту, когда меня можно было спасти...

 

Классный руководитель. Согласны ли вы с тем, что в нашем обществе происходит растление молодежи? Каким обра­зом происходит это растление? (Реклама, шоу-бизнес, литература, музыка и т. п.) Автор письма обвиняет взрослых. Согласны ли вы с этими обвинениями?

Как избежать растления, разврата? (Быть чистым, целомуд­ренным.)

Работа с понятием «целомудрие»

Классный руководитель. Что такое, по-вашему, «це­ломудрие»? (Девственность, строгая нравственность, чистота мыслей, желаний, чистота души, благоразумие, чистота помыслов, непорочность, телесная чистота...)

Как связаны целомудрие и стыдливость?

Может ли быть целомудренной физическая любовь вне брака?

Целомудрие - это цельность мудрости, цельность опыта, вер­ность себе. Можно ли быть целомудренным сегодня? (Целомудрен­ным быть в наше время трудно, но можно. Избежать добрачных связей, подарить себя всего целиком только тому, кого ты полюбил по-настоящему - в сегодняшней жизни это настоящий поступок.)

Влияет ли целомудрие на здоровье человека?

Говоря о здоровье человека, мы имеем в виду такие его грани, как физическое, нравственное, душевное, духовное здоровье. На ка­кие именно грани здоровья человека влияет целомудрие? (На все.)

Прочитайте эпиграф к сегодняшнему часу общения. Как вы по­нимаете эти слова?

(Дети высказываются.)

Работа с образом. «Икона XXI в.»

Классный руководитель. Каким может быть образец целомудрия? Это образ Богородицы. Посмотрите на икону (демон­стрирует слайд-фильм или иконы). Кроткий взгляд, спокойствие, умиротворенность, доброта, чистота, терпение, смирение – этот образ веками был идеалом для женщины. Слово икона на грече­ском языке обозначает «образ», да и сами иконы на Руси издавна называли «образами». К сожалению, в наше время в почете совсем другие образа. Да и образом называют теперь не икону, а имидж. Какой же имидж сейчас в цене? Откройте любой глянцевый журнал. Яркие, броские фотографии женщин и мужчин, подправленные на компьютере лица и тела, томные взгляды, соблазнительные позы, оголенные части тела - сплошной гламур и абсолютное бесстыдство. Можно ли назвать эти образы иконами XXI в.? (Ответы детей.)

Дилемма. «Секс без любви»

Классный руководитель. Большинство подростков, начинающих играть в сексуальные игры, не думают о разврате - они ищут любви. Типичная история наших дней. Дружили мальчик с девочкой, гуляли, целовались, говорили о любви, но как только дошло до близости, все изменилось. «Ты такая же, как и все», - раз­очарованно сказал мальчик. И они расстались. А девочка, чувствуя себя брошенной и обманутой, никак не может понять, куда же ушла любовь?

Что же это было: любовь или обман? Попробуйте решить эту дилемму.

. Почему девушка чувствовала себя обманутой?

. Почему был разочарован парень?

. Если бы девушка не захотела допустить интимной близости, какие бы аргументы она для этого нашла?

. Как бы подействовали эти аргументы на парня?

. Каким было бы продолжение их отношений?

. Что же было между этими молодыми людьми: любовь иди обман?

Примерные ответы:

  • Любви не было, а обманули они сами себя: девушка сама, доб­ровольно унизила себя, ведь она, неповторимая личность, единственный в своем роде человек, позволила, чтобы кто-то воспользовался ею как объектом наслаждения или самоут­верждения.
  • Но и этот молодой человек испытал горечь разочарования от того, что не попалась ему такая, которая смогла бы сберечь свою честь и достоинство.

Интерактивная беседа по теме «Девичья честь и мужское достоинство»

Классный руководитель. Большинство подростков влечет не секс, а желание любви, желание стать хоть на миг Ромео

и Джульеттой. Почему же после первых сексуальных экспериментов часто остается ощущение грязи? От кого зависит чистота и красота отношений?

Что зависит от девушки? (Девушка устанавливает для юноши границу допустимых к себе отношений. Она задает тон любовным отношениям, делает их пошлыми или высокодуховными, поистине красивыми или грязными.)

Могут ли современные девушки установить эти границы? Если нет, что им мешает?

Девичья честь - в чем она проявляется? (Неприступность, гор­дость, достоинство, целомудрие и т. п.)

В чем проявляется мужское достоинство? (В отношении к жен­щине.)

Каким должно быть отношение к женщине? (Рыцарство, уваже­ние, сдержанность, бережность, преклонение и т. п.)

Можно ли сказать, что такие понятия, как «девичья честь», «муж­ское достоинство» в наше время устарели?

Заключительное слово «Целомудрие и здоровье нации»

Классный руководитель. К сожалению, быть целомуд­ренным стало сейчас не модно. И молодые люди недоумевают, зачем хранить целомудрие. Но остается вопрос, почему же все религии осуждают разврат и превозносят целомудрие? Почему все наро­ды охраняли его, как великую драгоценность? Веками целомудрие считалось естественным состоянием девушки до брака. Теперь же девушки, сохранившие себя в чистоте, стесняются своей невинно­сти, а некоторые сознательно стремятся потерять девственность до свадьбы.

А между тем замечено, что целомудрие влияет на судьбы целых государств и народов: одни были крепки своей нравственностью, другие исчезли, погрязнув в разврате. Участь последних постигла Римскую империю, а также государства хеттов, ацтеков и многих других. Память о них осталась лишь в настенных изображениях непристойных сцен. История доказала, что пренебрежение цело­мудрием угрожает самому существованию нации, т. к. ведет к ее вырождению.

Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. О чем вы сегодня узнали? За­думывались ли вы о том, что нужно хранить целомудрие? Согласны ли вы с тем, что от целомудрия зависит не только счастье отдельного человека, но и сила и мощь государства?

 

 

АКСИОМЫ АЛКОГОЛЯ

С первым бокалом человек пьет вино, со вторым - вино пьет вино, с третьим - вино пьет человека.

Японская пословица

Деды пропивают печень внуков.

Французская пословица

 

Россия вплотную подошла к вырождению: смертность населения превышает рождаемость. И одной из главных причин этого врачи назы­вают пьянство. Отсюда и беспризорные дети, и увеличение психических заболеваний, и рождение умственно-неполноценных детей. При этом реклама неустанно твердит о пользе и приятности алкоголя, о культур­ном потреблении алкоголя. В результате чего к алкоголю через пиво и энергетические напитки приобщается все больше и больше подро­стков. К 11 классу дети уже многое узнали о вреде алкоголя на уроках биологии, химии, на внеклассных мероприятиях. Поэтому предлагаемый классный час призван в какой-то мере обобщить полученные знания.

Цели: расширить представление детей о вреде алкоголя; фор­мировать негативное отношение к потреблению алкогольных напит­ков, умение критически оценивать алкогольную рекламу; побуждать детей к здоровому образу жизни, к самопознанию саморазвитию, к поиску положительных путей для самореализации.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: распределить тексты инфор­мационного блока между ведущими (10 учеников).

Оформление: написать на доске тему классного часа, эпи­граф, аксиомы академика Ф.Г. Углова:

  • Всякая пропаганда полезности спиртного основана на лжи.
  • Всякая польза от алкоголя во много раз меньше вреда, нано­симого алкоголем.
  • Все положительные качества в человеке алкоголь разрушает, а все отрицательные - усиливает.
  • Чем больше алкоголя на душу населения, тем больше смертей от алкогольных отравлений.
  • Культурно потреблять алкоголь невозможно, так же как и лю­бой наркотик.

План классного часа

  • Мозговой штурм «Очевидное и вероятное».
  • Интерактивная беседа по теме «Аксиомы академика Углова».
  • Информационный блок.
  • Алкогольная статистика.
  • Пропившие свой талант.
  • Долой потомков!
  • Механизм самоуничтожения.
  • Полезного пива не бывает.
  • Дискуссия.
  • Заключительное слово.
  • Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

  • Мозговой штурм «Очевидное и вероятное»

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить об алкоголизме. Многие из вас уже знают об алкоголе достаточно. Можно даже сказать, что в сознании каждого уже сложились какие-то аксиомы об алкоголе. Напомню, что аксиома - это мысль, которая не требует доказательства в силу своей очевидности. Какие факты и представления об алкоголе являются для вас аксиомами? Примерные ответы:

-              Алкоголь - это яд, он разрушает печень, действует на сердце, мозг, почки.

-              Алкоголь - это наркотик, он вызывает зависимость.

-              Алкоголь - это причина многих преступлений.

-              Алкоголь разрушает семьи.

-              Алкоголь - это причина травматизма. И т. п.

  • Интерактивная беседа по теме «Аксиомы академика Углова»

Классный руководитель. А теперь предлагаю послу­шать и обсудить еще 5 аксиом об алкоголе. Эти аксиомы вывел вы­дающийся русский хирург академик Федор Григорьевич Углов (Аксиомы академика Углова. Ижевск, 2005).

Первая и главная аксиома академика Углова гласит: «Всякая про­паганда полезности спиртного основана на лжи». Кому и зачем нуж­но лгать о полезности алкоголя? (Производителям, продавцам.)

Вторая аксиома: «Всякая польза от алкоголя во много раз мень­ше вреда, наносимого алкоголем».

Какая же может быть польза от алкоголя? (Он оказывает рас­слабляющее действие, пьют, чтобы снять стресс.)

Третья аксиома: «Все положительные качества в человеке ал­коголь разрушает, а все отрицательные - усиливает». Какие положительные качества алкоголь разрушает? Какие отрицательные  усиливает? (Чувство долга, честность, верность, трудолюбие, обязательность. Лживость, лень, грубость, развязность и т. п.)

Четвертая аксиома: «Чем больше потребляется алкоголя на душу населения, тем больше людей гибнет от алкогольных отрав­лений». Как можно объяснить такую зависимость? (Пьют самогон, некачественную водку, попадают в зависимость, становятся алкоголиками, погибают)

Пятая аксиома: «Культурно потреблять алкоголь невозможно так же, как и любой наркотик». Можете ли вы объяснить, почему? (Потому что алкоголь и наркотики разрушают кору головного мозга, а именно там сосредоточены центры, управляющие нравственностью и культурой.)

Академик Углов родился в 1904 г. В 2004 г. он отметил свое 1100-летие. Он попал в Книгу рекордов Гиннеса как «Самый пожи­лой оперирующий хирург мира». Причина его здоровья, бодрости и долголетия была в полном отказе от алкоголя. Скончался Федор Григорьевич совсем недавно, в июне 2008 г., в возрасте 103 лет.

III. Информационный блок

Классный руководитель. Чтобы обобщить и пополнить знания о вреде алкоголя, предлагаем вам небольшое досье, подго­товленное нашей творческой группой. Авторы досье вывели свои ; аксиомы об алкоголе.

1. Алкогольная статистика

Ведущий 1.Ни один человек, глядя на алкоголика, не хочет повторить его путь, не хочет стать таким. Он думает, что с ним такого не случится. Но страшная статистика говорит об обратном. Начиная с 1992 г. количество алкоголиков в России выросло вдвое. И сейчас, по оценке Всемирной организации здравоохранения число алко­голиков составляет почти треть населения! Социальный ущерб от алкоголизма огромен: распадаются семьи, растет преступность, сокращается продолжительность жизни, снижается интеллекту­альный уровень общества. Если в советское время были распро­странены такие семьи, где муж пьянствует, а жена везет на себе все хозяйство, то теперь нормой становятся семьи, где оба супруга алкоголики, а дети предоставлены самим себе. В последнее время наркологи все чаще говорят о новой разновидности - подростко­вом алкоголизме.

Ведущий 2. По международной шкале, употребление 8 л спирта в год на душу населения обозначает физическую деградацию. А в России это количество уже превышено в 2 раза.

  • Число больных алкоголизмом составляет несколько миллио­нов человек.
  • За последние 30 лет доля женского алкоголизма возросла вдвое.
  • Подростки стали приобщаться к алкоголю уже с 14 лет.

Каждая 3-я смерть у нас в стране так или иначе связана с ал­коголем (По материалам РИА Новости. 29.06.2007).

  • Каждое 5-е преступление совершается на почве пьянства.
  • Алкоголь усугубляет проблему социального сиротства. Еже­годно более 600 тыс. детей остаются без одного из родителей, 60 тыс. детей уходят из дома и бродяжничают.

90% воспитанников детских домов - это дети пьющих роди­телей (Немцов А. Алкогольная смертность в России: 1980-90-е годы. М., 2001).

На основании приведенных фактов можно вывести еще одну аксиому: алкоголь ведет Россию к вырождению.

  • Пропившие свой талант

Ведущий 3. Одним из распространенных мифов об алкоголе является миф о том, что алкоголь способствует творчеству, повы­шает творческую активность человека. Мы утверждаем обратное. «Пропившие свой талант» - так мы назвали подборку фактов, кото­рые показывают убийственное действие алкоголя на творческие способности человека. Великий философ и врач Авиценна (Ибн Сина), тысячу лет назад утверждал, что «немного вина - лекарст­во, много - смертельный яд». И все свои сочинения и трактаты он писал, выпивая большой кувшин вина. Именно от вина он и погиб в 58 лет. Врачи поставили диагноз: «Алкоголь прожег толстый ки­шечник».

Ведущий 4. Многие великие умы, яркие таланты были ал­коголиками: Юлий Цезарь, Петр Первый, Сократ, Декарт, Сенека, Гегель, Рабле, Джек Лондон, Эрнест Хемингуэй, Тарас Шевченко, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Бетховен, Рембрандт, Гендель, Мусоргский. А сколько было алкоголиков в спорте! Все начинали пить понемногу, но потом уже не могли остановиться. Аксиома: зна­менитые и великие люди очень часто становились алкоголиками, ни один из алкоголиков не стал еще знаменитым и великим.

  • Долой потомков?

Ведущий 5. Наша подборка называется «Долой потомков?». Мы приведем факты пагубного воздействия алкоголя на наследст­венность. Пагубное влияние алкоголя на потомство было замечено еще в Древней Греции: всем известен миф о богине Юноне, которая родила от пьяного Юпитера хромого сына. Стремясь защитить свой народ от вырождения, мудрый правитель Спарты Яикург запрещал в день свадьбы употребление спиртных напитков под угрозой тяж­кого наказания. А великий врач Гиппократ указывал, что причиной идиотизма, эпилепсии и других нервно психических заболеваний являются родители, которые пили вино в день зачатия.

Ведущий б. В Древнем Риме было время, когда девушкам и женщинам запрещено было принимать алкогольные напитки. А в Древней Индии всегда категорически запрещалось пить вино всем женщинам. Нарушительницам грозило страшное наказа­ние - раскаленным металлом им выжигали на лбу преступную бутылку.

Ведущий 5.0 том, что пьянство ведет к вырождению рода, говорил и известный итальянский психиатр и криминалист XIX в. Чезаре Ломброзо. В одной из своих книг он приводит такие фак­ты (Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Эксмо, Terra Fantastica, 2003): «От одного родоначальника пьяницы Макса Юке произошли в течение 75 лет 200 человек воров и убийц, 280 несчастных, страдавших слепотой, идиотизмом, чахоткой, 90 проституток и 300 детей, преждевременно умерших, так что вся эта семья стоила государству, считая убытки и расходы, более миллиона долларов».

Ведущий б. Еще факт из той же книги. Ломброзо пишет об одном пьянице, у которого было 7 детей. Один из них сошел с ума в возрасте 22 лет, другой был идиот, двое умерли в детстве, пя­тый был чудак и мизантроп, шестая - истеричная, седьмой - хоро­ший работник, но страдал расстройством нервов. Из 16 детей друго­го пьяницы 15 умерли в детстве, а последний, оставшийся в живых, был эпилептик.

Ведущий 5. И наши предки заметили, что употребление вина может приводить к рождению неполноценных детей. Не случайно на Руси запрещалось жениху и невесте на свадьбе пить спиртное. Родители старались не выдавать замуж дочь за молодого челове­ка, отец которого пьет. Считалось, что сын станет алкоголиком по примеру своего родителя. Но современные, образованные жених и невеста пьют на свадьбе, пьют в период вероятного зачатия. Не­которые женщины во время беременности употребляют вино или пиво, не заботясь о здоровье ребенка.

Ведущий 6. У большинства людей, больных алкоголизмом, более трети родственников по отцу тоже были пьяницами. И еще: специалисты доказали, если первое поколение алкоголиков спи­вается за 10-25 лет, то второе и третье - примерно за 3-5. Причем дети алкоголиков в 7 раз чаще склонны к алкоголизму, чем дети не-алкоголиков (Кампов-Полевой А. С молоком матери // Советская Россия. 2004. № 28). Нам кажется, что это аксиома: алкоголь ведет к вы­рождению.

4. Механизм самоуничтожения

Ведущий 7. Наукой установлено, что алкоголь является кле­точным ядом нервно-паралитического и нервно-токсического дей­ствия. Он поражает клетки различных органов. Но когда поражены клетки печени, сердца, это может быть и не заметно окружающим, а вот действие алкоголя на клетки мозга и на половые клетки скрыть невозможно. Мы расскажем о том, как проявляется этот механизм самоуничтожения.

Ведущий 8. Ученые экспериментально доказали, что алко­голь вызывает необратимые изменения в коре головного мозга. Признаками этого становятся рассеянность, забывчивость, раз­дражительность, внезапные приступы гнева. Постоянное упот­ребление пива, вина, водки, шампанского, других алкогольных напитков даже самого большого интеллектуала превращают в при­митивное существо, способное выполнять лишь самые простые функции. Механизм его действия заключается в том, что алкоголь перекрывает кислород для клеток мозга, и они отмирают. Человек начинает терять контроль над своим поведением: нарушается па­мять, координация движений, нравственный центр. После каждой попойки в мозгу остается рубцы и шрамы. А у алкоголиков мозг вообще похож на выеденный молью войлок. Так что можно доба­вить новую аксиому: любая доза алкоголя приводит к поражению клеток мозга.

Ведущий 7. А теперь о влиянии алкоголя на половые клетки. Алкоголь поражает зародышевые клетки, из которых развивается плод. Опасным может быть даже однократный прием небольшой дозы алкоголя. А разрушительное воздействие спиртного на заро­дышевые клетки длится около 2 недель с момента его употребления алкоголя родителями!

Ведущий 8. Причем пить нельзя ни матери, ни отцу! Потому что на здоровье ребенка влияют клетки обоих родителей. И спирт­ное становится причиной многих отклонений и пороков развития.

Неполноценность ребенка - это настоящая трагедия для роди­телей. О том, что эта трагедия уже пришла во многие семьи, говорит рост количества интернатов для умственно-отсталых детей.

Ведущий 7. Медицинская наука доказала: дети, зачатые пья­ными родителями, страдают неотвратимо! А вот степень поврежде­ния и формы его проявления могут быть разными: от очень грубых физических недостатков, явной дебильности до тонких нарушений психики, интеллекта или, скажем, обмена веществ.

Ведущий 8. За этими словами искалеченная, безрадостная жизнь. Отсюда вытекает еще одна аксиома: преступно будущим ро­дителям употреблять спиртное!

5. Полезного пива не бывает

Ведущий 9. Реклама внушает, что пиво - это нечто очень вкусное, душевное, престижное, эдакая стильная штучка, без ко­торой нельзя существовать в современном мире. И безвредная. Выпьешь - станешь сильным, смелым, крутым парнем (или клевой девчонкой). Подростки начинают регулярно пить пиво в возрасте 12-13 лет, а к 14 годам многие становятся хроническими алкоголи­ками. Ученые выяснили, что нет существенных отличий в протекании пивного и водочного опьянения, а также в похмельном синдроме. И алкоголизм развивается в любом случае.

Ведущий 10. Когда начинать бить тревогу?

  • Если человек выпивает больше 1 л пива в день.
  • Часто собирается с друзьями, чтобы расслабиться в компании янтарного напитка.
  • Раздражается и злится, если не выпьет.
  • Жалуется на здоровье.
  • Становится обладателем «пивного животика».
  • Не может расслабиться, уснуть без допинга - пива.
  • Пьет пиво утром, чтобы опохмелиться.

Ведущий 9. Если вы видите эти признаки у кого-то из своих друзей, попробуйте ему помочь. Вот несколько простых советов.

  • Не молчи! Расскажи ему о вреде пива. Постарайся узнать при­чину, по которой пиво стало его лучшим другом. Если у него какие-то проблемы, предложи свою помощь.
  • Отвлекай! Постарайся занять друга чем-нибудь интересным, чтобы ему некогда было думать о выпивке.
  • Хитри! Постарайся увести своего друга из компании друзей, с которыми он привык употреблять этот янтарный напиток.
  • Рискни! Попробуй поставить ультиматум - либо ты, либо она (бутылка).

Уговори! Самый надежный, но и самый сложный способ - это убедить, что нужно обратиться к специалисту - наркологу или психологу (Зиновьева О. Шесть причин НЕ пить пиво // Аиф-Про Здоровье. 20.02.2008).

Наша аксиома: пиво вызывает такую же алкогольную зависи­мость, как и водка.

IV. Дискуссия

Классный руководитель. Вы познакомились с фактами, мнениями об алкоголизме, которые в силу их очевидности, назвали аксиомами. Предлагаю обсудить эти факты. Начинаем нашу дис­куссию.

(Учитель задает вопросы, дети отвечают.)

Об алкоголиках часто говорят, что они совесть пропили. Соглас­ны ли вы с этим?

На доске записана японская пословица об алкоголе (читает). Как перевести эту восточную мудрость на русский язык?

А теперь еще одна пословица (читает). Эта пословица не слу­чайно родилась во Франции, которая славится своим виноделием. Как могла появиться такая пословица? И как объяснить такую стран­ную метафору? Прямо из фильма ужасов.

Как вы относитесь к предложениям типа: «Пить до дна», «"штраф­ную" для опоздавших», «За твое здоровье!», «Ты меня уважаешь»?

(Дети высказываются.)

С древних времен люди поняли, какую опасность несет алко­голь. Боролись с этим злом по-разному.

  • В Древнем Китае людей, схваченных во время попойки, при­говаривали к смертной казни.
  • А в Древней Индии представителей знати, уличенных в пьян­стве, заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино, кипяток, коровью мочу или кипящее молоко до наступления смерти.
  • Каждый римлянин имел право убить свою жену, если заставал ее пьяной.
  • В Афинах при Солоне за пьянство первый раз штрафовали, потом казнили. В Ливерпуле уже в XIX в. пробовали публико­вать в газетах имена и адреса алкоголиков.

Какой способ борьбы с пьянством кажется вам наиболее спра­ведливым?

(Ответы детей.)

В наше время предлагаются более гуманные методы борьбы с пьянством. Пропагандировать культуру застолья или насаждать абсолютную трезвость - какой путь кажется вам наиболее эффек­тивным?

Некоторые защитники трезвости предлагают даже ввести «сухой закон» - запрет на производство и продажу алкоголя. Как вы отно­ситесь к этому предложению?

(Дети высказываются.)

Наше обсуждение подошло к концу. Мы услышали самые раз­ные мнения о том, как противостоять пьянству. Единственное, что было для всех очевидно - то, что алкоголь - это большая проблема для России, и проблему эту нужно решать. Это и будет последней аксиомой алкоголя, которую мы узнали сегодня.

  • Заключительное слово

Классный руководитель. Вредное влияние алкоголя - это аксиома. Но, тем не менее, многие предпочитают испытывать крепость своего здоровья. Каждый делает свой выбор. Разумное и бережное отношение к своему организму может продлить актив­ную полноценную жизнь на 15-20 лет. Наплевательское и халатное - укорачивает ее на 15-20 лет. Как было бы хорошо, если бы и эту истину люди усвоили как аксиому.

  • Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Мы говорили сегодня об оче­видных истинах, касающихся алкоголя. Так ли очевидны были для вас эти истины? Или осталось желание экспериментировать с ал­коголем?

 

 

ЗДОРОВЬЕ – ПРИВИЛЕГИЯ МУДРЫХ

 

Классный час, посвященный здоровому образу жизни. Медики утверждают, что состояние здоровья современных подростков неук­лонно ухудшается. И в то же время результаты социологических иссле­дований показывают, что большинство подростков ставят здоровье в число важнейших жизненных ценностей. В предлагаемом сценарии проблема ЗОЖ рассматривается сквозь призму философии. Мероприя­тие рассчитано на 2 часа: первый час - работа с понятиями, беседы, второй час - дискуссия.

Цель: расширить представление детей о здоровом образе Жизни; формировать позитивную оценку активного, здорового образа жизни, критическое отношение к вредным привычкам; по­буждать к самопознанию, саморазвитию, к искоренению вредных привычек.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: выбрать ведущих для инфор­мационного сообщения (2 ученика).

Оборудование: сделать ксерокопии материалов для дис­куссии (примерные аргументы сторон).

Оформление: написать на доске тему классного часа, памят­ку «Двенадцать секретов здоровья и долголетия» (взять из текста сценария).

План классного часа

  • Вступительная беседа.
  • Работа с понятиями.
  • Ум и мудрость.
  • Что значит быть здоровым?
  • Здоровый образ жизни.
  • Информационный блок «Хирург из Книги рекордов Гиннеса».
  • Интерактивная беседа.
  • Работа с «Памяткой российскому долгожителю».
  • Дискуссия по теме «"Культурная" пьянка или полная трез­вость?».
  • Заключительная беседа.
  • Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

  • Вступительная беседа

Классный руководитель. Прочитайте тему классного часа. Здоровье и мудрость - можно ли связывать эти понятия? Ви­новат ли человек в своих болезнях? И если да, то в каких?

Примерные ответы:

-              Нельзя винить человека во врожденных болезнях.

-              Можно винить в простудных заболеваниях, в кишечных ин­фекциях, в травмах по неосторожности.

Классный руководитель. Считаете ли вы себя мудрыми?

Работа с понятиями

1. Ум и мудрость

Классный руководитель. Прежде чем о чем-то гово­рить, нужно определиться с понятиями. Ключевые понятия сего­дня: «мудрость», «здоровье», «здоровый образ жизни». Что же такое мудрость?

(Учитель задает вопросы, дети высказываются.) Какая общая противоположность есть у мудрости и ума? (Глу­пость.)

Что такое глупость?

Может ли умный не быть мудрым, а мудрый не быть умным?

Как можно понять выражение: «Мудрость - это поиск лучших мнений в отсутствие точных знаний»?

(Ответы детей.)

В словаре С.И. Ожегова «мудрость» определяется как «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт». Можно сказать, что это дос­таточно полное определение?

Что значит быть здоровым?

Классный руководитель. Напомню, что, по определе­нию Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Итак, су­ществует физическое, психическое и нравственное здоровье (его еще называют «социальным»). Предлагаю раскрыть смысл каждого из этих понятий (по группам) и объяснить, в чем это вид здоровья проявляется.

Первая группа - физическое здоровье.

Вторая группа - психическое здоровье.

Третья группа - нравственное, или социальное здоровье.

(В течение 3 мин дети обдумывают ответы.)

Слушаем ваши объяснения.

Примерные ответы:

Первая группа: физическое здоровье - это естественное со­стояние организма, стабильная работа всех органов, хороший им­мунитет; проявляется в отсутствии болезней, травм.

Вторая группа: психическое здоровье - зависит от состояния головного мозга, от развития мышления, памяти, внимания, от сте­пени развития волевых качеств; проявляется в эмоциональной ус­тойчивости, умении владеть собой.

Третья группа: нравственное здоровье - зависит от нравствен­ных принципов человека, от их соответствия нормам морали; прояв­ляется в сознательном отношении к труду, в культурном поведении, в активном неприятии пороков.

Классный руководитель. Может ли физически и пси­хически здоровый человек быть нравственным, моральным уро­дом? В каких случаях это бывает? (Если он пренебрегает нормами морали.)

Здоровый образ жизни

Классный руководитель. А вот еще одно определение здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - это образ жизни, который позволяет до глубокой старости сохранять физическое, психическое и нравственное здоровье. Я буду читать вам состав­ляющие ЗОЖ, попробуйте определить, к какому виду здоровья они относятся.

  • Оптимальный режим труда и отдыха. (Физическое, психиче­ское.)
  • Правильное питание. (Физическое.)
  • Достаточная двигательная активность. (Физическое, психиче­ское.)
  • Личная гигиена, закаливание. (Физическое, психическое.)
  • Искоренение вредных привычек. (Физическое, психическое, нравственное.)
  • Любовь к людям, позитивное восприятие жизни. (Психическое, нравственное.)

III. Информационный блок «Хирург из Книги рекордов Гиннеса» (Руденко С. Эликсир молодости Федора Углова // Учительская газета. 2001 .№11)

Классный руководитель. Есть болезни, которыми мож­но заразиться. Но, оказывается, заразить может и положительный пример. Человек, сохранивший здоровье и долголетие, может стать образцом для подражания, примером мудрого отношения к сво­ему здоровью. Рассказ о таком человеке подготовили (имена, фа­милии).

Ведущий 1. Наш герой - это доказательство истины, что здо­ровье - привилегия мудрых. Представление о долгожителях у нас связано с Кавказом или Тибетом - там можно встретить столетних богатырей. А у нас, в России мужчины в среднем живут до 60, жен­щины до 77 лет. Поэтому герой нашего рассказа - человек уникаль­ный. Можно сказать, единственный в мире. Его имя было занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Это легенда отечественной хирургии, академик Федор Григорьевич Углов. В начале XXI в. он был самым пожилым оперирующим хирургом мира.

Скончался Федор Григорьевич совсем недавно, в июне 2008 г., в возрасте 103 лет. Но до последнего он продолжал работать, пора­жая всех ясностью ума и прекрасной физической формой. Углов - профессор, доктор медицинских наук. Он был действительным чле­ном многих академий, председателем Союза борьбы за народную трезвость, лауреатом Ленинской премии, лауреатом Международ­ной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность», членом Союза писателей России, кавалером ордена «За заслуги перед Оте­чеством» IV степени, автором многих книг.

Ведущий 2. Стать хирургом Федор Углов решил еще в юности. Большое влияние на него оказала мать, простая русская женщина. Она научила его терпению и доброму отношению к людям. Эти за­поведи помогли Федору в его врачебной практике. Ему пришлось много учиться. После учебы в Иркутске, Ленинграде он вернулся в родной городок и стал работать хирургом. Ему приходилось де­лать самые разные операции, выезжать на вызовы и ночью, и в вы­ходные. Тогда он взял себе за правило - ни капли спиртного, ведь непростительная слабость хирурга может стоить жизни больному. Начало своей врачебной карьеры Федор Григорьевич вспоминал с иронией. Когда к нему в кабинет заходил пациент, доктор выслу­шивал его и просил выйти за дверь, а сам в это время лихорадочно листал справочники и учебники, чтобы установить диагноз.

Ведущий I.Ho постепенно приходили опыт и знания, росло мастерство молодого хирурга. Он решил продолжить учебу и вер­нулся в Ленинград. Здесь тоже не все шло гладко. Его наставник, опытный и строгий хирург как-то заявила: «У вас не руки, а крюки, вам и дворником с такими руками нельзя работать, не то, что хи­рургом. Пока не разработаете их, я вас в операционную не пущу». Пришлось ему 3 месяца тренироваться в работе с иглой и ниткой. Чтобы создать иллюзию операции, он штопал чулки, помещая их в ящик стола и, возясь с ними вслепую, учился завязывать узлы.

Jt Но для хирурга нужна не только техника рук. «Хирург должен быть таким, как в старинной русской поговорке: иметь глаз орла, силу льва и сердце женщины», - считал Федор Григорьевич. Он и был таким хирургом. Он первым начал делать такие операции, на ко­торые не решались другие. И, благодаря ему, сейчас эти операции не вызывают трудностей у хирургов.

Федор Григорьевич Углов был универсальный хирург. Он опе­рировал раненых в Великой Отечественной, спасал жизни в блокад­ном Ленинграде. Профессору Углову медицина обязана рождением новых разделов хирургии.

Ведущий 1.Нов Книгу рекордов Гиннеса Углов попал по дру­гой причине. Он был единственным в мире практикующим хирургом старше 90 лет. До 97 лет он проводил сложные операции! Вот что он говорил о секретах своего долголетия:

Я поставил себе цель и всю жизнь к ней стремился, это мне и помогло. Я и сейчас постоянно работаю, ложусь спать в половине двенадцатого ночи, встаю в половине восьмого. Днем никогда не сплю. От обеденного стола сразу же перехожу к рабочему. И, конечно же, веду здоровый образ жизни. Не пью и не курю. Обливаюсь холодной водой прямо на снегу. Двадцать лет таких процедур, и я напрочь забыл дорогу в аптеку. Чтоб сохранить бодрость, не обойтись и без спорта. В юности я занимался французской борьбой, любил позаниматься на турнике, ходить на лыжах. Сейчас, когда есть свободное время, люблю гулять пешком по лесу - общение с природой помогает восстановить силы. Я и сейчас с удовольствием делаю любую до­машнюю работу - колю дрова, убираю снег на даче. Да и обед по надобности запросто могу приготовить... Но главное - делать людям добро. Этому меня учила мама.

Интерактивная беседа

Классный руководитель. Биография этого человека поучительна. Это и правильный выбор своего пути, и целеустрем­ленность, и любовь к своему делу. Легко ли ему подражать?

Примерные ответы:

  • Он жил в другую эпоху, когда государство предоставляло все возможности для самореализации.
  • Подражать ему очень трудно, потому что нужно много рабо­тать над собой, не прощать своих слабостей.
  • Для этого нужно лучшие годы жизни посвятить учебе, рабо­те - а ради чего? Чтобы попасть в Книгу рекордов?
  • Зачем жить до ста лет? Нужно в молодости взять от жизни все!
  • Жалко смотреть на старых людей, зачем еще жить до ста лет?
  • Углов не просто продлил свою жизнь - он продлил активную жизнь. Он показал, что и в 100 лет можно работать, быть нуж­ным людям, наслаждаться жизнью.
  • Можно поучиться у этого хирурга, как сохранить здоровье и работоспособность до 100 лет.

Работа с «Памяткой российскому долгожителю»

Классный руководитель. Из всех своих рекомендаций Федор Углов составил «Памятку российскому долгожителю». В этой памятке 12 правил. Но некоторые правила, казалось бы, не имеют отношения к здоровью и нуждаются в разъяснении. Однако этих разъяснений академик не дал, предоставляя нам самим делать вы­воды. Постарайтесь объяснить, как выполнение каждого из этих правил скажется на улучшении нашего здоровья и о каком именно здоровье может идти речь?

Слушаем ваши разъяснения.

(Учитель читает правило, желающие высказываются.)

  • Люби родину. И защищай ее. Безродные долго не живут. (Здо­ровье связано с патриотизмом. Родина - это корни, вера, же­лание оставить после себя хорошее наследство. Этот пункт касается нравственного, психического здоровья.)
  • Люби работу. И физическую тоже. (Работа дает энергию, цель в жизни. Именно в работе человек может наиболее полно рас­крыть себя как личность. Этот пункт имеет отношение к физическому, психическому, нравственному здоровью.)
  • Умей владеть собой. Не падай духом ни при каких обстоятель­ствах. (Этот пункт касается психического здоровья. Упадок духа может привести к депрессии, когда сломаться может даже высоконравственный и физически крепкий человек.)
  • Никогда не пей и не кури, иначе бесполезны будут все осталь­ные рекомендации. (Речь здесь идет о физическом здоровье. Эти вредные привычки буквально разрушают человека.)
  • Люби свою семью. Умей отвечать за нее. (Это правило гово­рит о психическом, нравственном здоровье. Семья дает чело­веку ощущение защиты, стабильности, сознание правильно прожитой жизни.)
  • Сохрани свой нормальный вес, чего бы тебе это ни стоило. Не переедай! (Речь идет о физическом здоровье. Но избы­точный вес может стать причиной и психологических рас­стройств.)
  • Будь осторожен на дороге. Сегодня это одно из самых опас­ных для жизни мест. (Травмы-это относится к физическому здоровью.)
  • Не бойся вовремя пойти к врачу. (Для этого нужно преодо­леть свою лень и страх - значит, нужно обладать психиче­ским здоровьем.)
  • Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки. (Это призыв защитить психику ребенка. Музыка может оказывать разрушительное воздействие: человек становится неуправ­ляемым.)
  • Режим труда и отдыха заложен в самой основе работы твое­го тела. Люби свое тело, щади его. (Нельзя переутомляться, нужно правильно распределять нагрузку. Иначе можно прийти к нервному срыву, а значит, подорвать психическое и физиче­ское здоровье.)
  • Индивидуальное бессмертие недостижимо, но продолжитель­ность твоей жизни во многом зависит от тебя самого. (Забота о физическом, психическом, нравственном здоровье помогает продлить жизнь.)
  • Делай добро. Зло, к сожалению, само получится. (Это правило помогает сохранить и физическое, и психическое, и нравст­венное здоровье.)

VI. Дискуссия по теме «"Культурная" пьянка или полная трезвость?»

Классный руководитель. Федор Григорьевич Углов сде­лал за свою долгую жизнь множество операций, спас тысячи чело­веческих жизней. Но еще больше людей он спас без скальпеля - он

помог им избавиться от алкогольной, наркотической и табачной зависимости. Книги профессора Углова были особенно убедитель­ны - ведь он, как хирург, своими глазами видел разрушительную работу алкоголя, табака и наркотиков. На основании длительных наблюдений и исследований Ф.Г. Углов пришел к выводу, что алко­голь и табак ведут Россию к пропасти. Доктор Углов выступал про­тив воспитания «культуры пития», он боролся за полный отказ от алкоголя и курения - за трезвый образ жизни. Предлагаю обсудить этот вопрос: какой путь кажется вам более оптимальным для нашей страны - воспитание «культуры пития» или полная трезвость?

(Дети поднимают руки, высказываются.)

Примерные аргументы сторон:

Абсолютная трезвость

«Культурное» питие

Авторы теории: Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоев­ский, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов

Авторы теории неизвестны

Алкоголь - это наркотик, сильнодействую­щий яд

Алкоголь - это пищевой продукт

«Культурное» питие - самый страшный враг. Все, кто употребляет алкоголь, или стано­вятся алкоголиками, или сокращают свою жизнь на 15-20 лет

Вокруг много людей, кото­рые всю жизнь употребля­ют спиртное и доживают до преклонных лет

В России потребление алкоголя было все­гда очень низким, традиционными напит­ками были квас, брага, мед

Бутылка вина - просто ат­рибут общения, это в тради­ции русского народа

Даже малые дозы алкоголя сохраняются в организме в течение 20 дней, особенно страдают высшие сферы психики. Человек продолжает работать только за счет под­корки, нижних слоев, где зафиксированы автоматические действия

Небольшие дозы алкоголя стимулируют творческий процесс, снимают стресс

В организме русских почти не вырабаты­вается специальный фермент для расще­пления алкоголя. Зато у народов, тради­ционно употребляющих виноград, этот фермент вырабатывается в достаточном количестве, что и препятствует алкоголь­ному отравлению

Французы, молдаване, грузины, итальянцы тоже употребляют алкогольные напитки, но не становятся алкоголиками, потому что они умеют культурно пить

Мозг человека не имеет биологической защиты от алкоголя: насытившись, человек не будет есть еще. А пьяный может и на но­гах не стоять, но тянуться к рюмке...

Культурный человек знает свою меру и всегда может остановиться - к этому и призывают сторонники «культурного» пития

Культура и винопитие - несовместимые вещи, это все равно, что культура и убийст­во или самоубийство, культурное издева­тельство над человеком...

Вино - это великое изобре­тение человечества. Нужно просто уметь им пользо­ваться

Классный руководитель. Наша дискуссия подошла к концу, сторонникам абсолютной трезвости было трудно отстаи­вать свою точку зрения - ведь выпивка уже так прочно вошла в нашу жизнь, и уже даже 13-летние не могут обходиться без бутылки пива. Может быть, дополнительным аргументом в за­щиту полной трезвости станет вот эта информация из газеты (Батенева Т. Пить по-русски: 34 литра водки в год // Известия. 11.04.2007).

(читает):

...Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) установила, что 8 л чистого спирта на душу населения - это предельный рубеж алкоголизации страны. За ним начинаются тяжелые и подчас необратимые последствия - болезни, инвалидизация, рождение ущербных детей, потери в экономике, культуре, социальной сфере.

Можно сказать, что Россия этот рубеж уже перешла. И мы наблюдаем результаты.

В стране миллионы зарегистрированных алкоголиков.

Ширится детский алкоголизм (алкоголиками становятся уже б-летние!).

В последнее десятилетие XX в. с алкоголем были связаны:

  • 72% убийств;
  • 42% самоубийств;
  • 52,6% смертей от травм, аварий и других внешних причин;
  • 67,6% смертей от цирроза печени;
  • 23% смертей от сердечно-сосудистых заболеваний.

От алкоголя умирает 500-750 тысяч человек в год.

Алкоголь - это и аварии, и порча оборудования, и психозы, и отравле­ния суррогатами, это болезни, инвалидности, безнадзорные дети и множе­ство других страшных явлений.

VII. Заключительная беседа

Классный руководитель. Здоровье - привилегия муд­рости. Чтобы сохранить здоровье, нужно проявить мудрость. Как это сделать?

Примерные ответы:

  • Найти высшую цель, обрести смысл жизни.
  • Отказаться от излишеств.
  • Познать себя, делать то, что тебе полезно. Избегать того, что может навредить.
  • Соблюдать меру во всем.
  • Сначала подумать, а потом сделать, а не наоборот.

Классный руководитель. Философы говорят, что ум да­ется человеку от природы, разум дается обучением, мудрость при­обретается самосознанием и самовоспитанием. Вот и получается, что здоровье - это непрестанная работа над собой, воспитание себя. И опыт Ф.Г. Углова это наглядно подтверждает.

VIII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что в сегодняшнем разговоре показалось вам интересным и полезным? С чем вы не согласны?

Дополнительный материал

Книги Ф.Г. Углова

«Живем ли мы свой век», «Как уберечь здоровье человека», «Образ жиз­ни и здоровье», «Ломехузы», «Самоубийцы», «Правда и ложь о разрешенных наркотиках», «Человеку мало века».

О мудрости*

...Мудрость - это умение возвыситься над своими текущими, сию­минутными интересами ради интересов более дальних, в перспективе - простирающихся за пределы индивидуальной жизни. Мудрый не про­меняет радости дня на удовольствие минуты, не променяет счастья жизни на радости дня, не променяет вечного блага на счастье жизни. Мудрость - это умение воздавать каждой вещи по ее мере, отделяя меру минуты от меры дня, меру пути от меры дома и меру любви от меры дружбы. Мудрый старается быть соразмерным тем условиям, в которых застал себя на земле, воспринимая жизнь как дар и как аксиому, из ко­торой следует исходить и с которой бессмысленно спорить. В поисках наибольшего блага для себя и для других он не упускает случая изме­нить то, что поддается изменению, но и не борется с тем, что считает необоримым.

Если пассивное качество воли именуется терпением, а активное - мужеством, то мудрость - это именно способность различать сферы применения этих качеств, отличать обстоятельства, которые нужно пре­терпевать, от обстоятельств, которые нужно переделывать. Выражение мудрости можно найти в следующем известном изречении: «Господи, дай мне благодать принять безмятежно вещи, которые нельзя изменить; мужество - чтобы изменить вещи, подлежащие изменению; и мудрость - отличить одно от другого». Иными словами, мудрость как бы посредствует между добродетелями терпения и мужества, разграничивая области их действия: принимать то, чего я не могу изменить, и изменять то, чего я не могу принять.

Мудрость, ум и суемудрие

Мудрость сходна с умом - у них имеется общая противоположность: глупость. Глупость - это непонимание меры, несоблюдение границ между вещами, подмена одного другим, действие в одном мире по законам другого. Фольклорный глупец плачет на свадьбе и танцует на похоронах. Но мудрость следует отличать от ума. Мудрый человек, как правило,

[1] Из кн: Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: Новое ли­тературное обозрение, 2004.

умен, но умный - не обязательно мудр. Мудрость - это такой ум, который понимает свои собственные границы и сознательно может заменять дей­ствие ума действием сердца или действием тела. Прикоснуться к плечу страдающего мудрее, чем произнести назидание, вроде тех, что про­износят друзья Иова. Мудрость умнее самого ума, она понимает место ума в мире, его ограниченность желанием, волением, бессмыслицей. Мудрость может взвешивать ум и не-ум и отдавать предпочтение тому или иному. То, что может выглядеть безумием для ума, то может быть оправдано мудростью.

Ум дается человеку от природы, разум дается обучением, мудрость приобретается самосознанием и самовоспитанием.

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________