MECTO: Home Учителям Классный час Психологические классные часы, 11 класс

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Психологические классные часы, 11 класс

Классные часы: 11 класс / Авт-сост. А.В.Давыдова. - М.:ВАКО, 2011. - 256 с. - (Учебный год).

ISBN 978-5-408-00350-1

УДК 371.015

ББК 74.200.5

К47

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

ЭКЗАМЕНЫ - ЭТО СТРАШНО

 

Хорошая подготовка - это поло­вина победы.

М. Сервантес

 

Цель - расширить представление выпускников о психологи­ческом здоровье; познакомить с приемами психоэмоциональной регуляции; формировать позитивное отношение к экзаменам; спо­собствовать повышению самооценки; побуждать к самопознанию, саморазвитию.

Подготовительная работа: распределить роли среди ведущих: врачи (2), психологи (2), юмористы (2).

План классного часа

I. Вступительная беседа.

И. Незавершенное предложение «Экзамен - это...».

  • Моделирование ситуаций. Работа в группах.

. Пять историй успеха.

. Самое страшное!

  • Информационный блок.

. Экзамены и здоровье.

. Как вести себя на экзамене.

. Об экзамене с улыбкой.

  • Заключительная беседа.

 

Ход классного часа

1 Вступительная беседа

Классный руководитель. Скоро вам предстоит сдавать экзамены - выпускные, вступительные. Одни ждут экзаменов с не­терпением и азартом, другие - со страхом и обреченностью, третьи - с надеждой на удачу и везение. И большинство понимает, что успех на экзамене зависит от подготовки.

«Хорошая подготовка - это половина победы», - говорил вели­кий писатель Мигель де Сервантес Сааведра. Хорошая подготовка к экзаменам - что это значит для вас?

Примерные ответы:

  • Все вызубрить.
  • Психологически настроиться.
  • Все прочитать, иметь представление о предмете, понимать все темы.
  • Отдохнуть как следует, расслабиться, выспаться.
  • Написать хорошие шпаргалки и надежно их спрятать. Классный руководитель. Как видим, у каждого свое

представление о подготовке к экзаменам. А задача сегодняшнего классного часа - выработать универсальные рекомендации, дать советы, которые пригодились бы каждому.

  • Незавершенное предложение «Экзамен - это...»

Классный руководитель. Жизнь показала, что к экза­менам люди относятся по-разному. И вы в этом сейчас убедитесь. Попробуйте завершить предложение: «Экзамен - это...» Выберите вариант окончания:

а)      разговор двух умных людей;

б)      лотерея;

в)      психологический поединок;

г)       игра в поддавки;

д)      соревнование «Кто кого обхитрит?».

(По результатам опроса формируются 5 групп.)

  • Моделирование ситуаций. Работа в группах

1. Пять историй успеха

Классный руководитель. Итак, мы выбрали 5 разных позиций по отношению к экзамену. Какая же из них гарантирует ус­пех? Каждая группа смоделирует свою ситуацию успеха на экзамене. И мы посмотрим, какая же позиция самая выигрышная.

Примерные рассказы:

а)      разговор двух умных людей:

  • Весь год напряженно и добросовестно учился. Читал допол­нительную литературу. К экзамену подготовился основатель­но, систематизировал и упорядочил свои знания. Выучил все! На экзамене беседовал с учителем на равных. Результат - от­лично!

б)      лотерея:

  • К экзамену почти не готовился. Выучил один билет. И именно он мне попался! Ответил блестяще! Получил пятерку.

в)      психологический поединок:

  • К экзамену не готовился, билеты не учил, рассчитывал на свою эрудицию и общее развитие. Отвечая по билету, говорил уве­ренным, громким голосом, держался нахально, самоуверен­но, напористо. Сдал на «5».

г)       игра в поддавки:

  • Ничего не учил, потому что это все бесполезно, двойку не по­ставят, а ради тройки можно и не стараться. На экзамене больше молчал, отвечал на наводящие вопросы, в основном, использовал два слова «да» и «нет». Получил долгожданную тройку.

д)      соревнование «Кто кого обхитрит?»:

  • Ничего не делал, зато раздобыл хорошие шпоры. Рассчитал все так, что во время подготовки к ответу оказался во втором ряду и, спрятавшись за спиной одноклассника, все успешно списал. Отвечая комиссии, громко и уверенно читал свои за­писи. Получил «4», и это настоящий успех!

Классный руководитель. Мы выслушали 5 экзамена­ционных историй. Какая из них самая непредсказуемая? А какая - самая надежная? Попробуйте обосновать свою точку зрения. (Самая надежная первая, в остальных - все зависит от случая.)

2. Самое страшное!

Классный руководитель. Чтобы преодолеть страх пе­ред экзаменом, психологи советуют заранее пережить в своем во­ображении самое худшее, что может произойти на экзамене. Еще одно задание для групп. Опишите провальную ситуацию, которая произошла с вашим героем на выпускном экзамене.

Примерные рассказы:

а)      разговор двух умных людей:

  • Растерялся, испугался, упал духом, расстроился, потерял уве­ренность в себе - не получил «пятерки».

б)      лотерея:

  • Попался билет, которого не учил, тянул другой билет, упал ду­хом, расстроился, ничего не смог ответить - получил «неуд».

в)      психологический поединок:

  • Столкнулся с недоброжелательным, предвзятым отношением учителя, растерялся, упал духом, расстроился - получил низ­кую отметку.

г)       игра в поддавки:

  • Учитель решил меня завалить, задавал трудные вопросы, я ни­чего не смог сказать - «неуд».
  • д) соревнование «Кто кого обхитрит?»:
  • - Не рассчитал и оказался прямо перед носом комиссии, не смог достать шпаргалку, растерялся, испугался, упал ду­хом, расстроился, потерял уверенность в себе, не сдал.
  • Классный руководитель. Итак, самое страшное - это плохая отметка. Но, оказывается, в наших законах предусмотрены эти ситуации. Выпускники XI (XII) классов, получившие на государ­ственной (итоговой) аттестации не более одной неудовлетворитель­ной отметки, допускаются к повторной государственной (итоговой) аттестации по этим предметам. Повторная государственная (итого­вая) аттестация проводится до начала нового учебного года в сроки, устанавливаемые государственными органами управления обра­зованием субъектов Российской Федерации. Конечно, пересдача экзамена - не самое приятное занятие, но каждый должен знать, что у него есть шанс исправить отметку и получить аттестат.
  • IV. Информационный блок
  • Классный руководитель. Как видим, причиной провала на экзамене чаще всего являются отсутствие знаний, неуверенность в себе, психологическая неустойчивость. Я добавлю к этому плохое самочувствие в день экзамена. Поэтому наш информационный блок мы и начнем именно с советов врача.

1. Экзамены и здоровье (Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000)

  • Врач 1. Экзамен - это всегда стресс. Медики утверждают, что во время экзаменов 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, у них повышается кровяное давление, может появиться го­ловная боль, тошнота, многих охватывает растерянность, паника, страх. Страх блокирует интеллект, парализует волю. Отсюда провалы в памяти, а иногда и обмороки. Некоторые становятся чрезмерно самокритичными, неуверенными в себе. У молодых и совершенно здоровых людей ухудшается память, сон и аппетит, снижается спо­собность к концентрации внимания, появляется рассеянность.
  • Врач 2. По мнению специалистов, причиной стресса являет­ся интенсивная умственная деятельность, нарушение режима сна и отдыха, но главный фактор, провоцирующий развитие стресса - это отрицательные переживания. Чтобы избежать стресса, нужно готовиться к экзаменам заранее, планировать учебную нагрузку, соблюдать режим дня.
  • Врач 1. Тут можно дать такие советы. Начать следует с органи­зации благоприятных условий и здорового ритма жизни. Известно,
  • что люди делятся на «жаворонков» и «сов» и их умственная продук­тивность различна в разное время суток. Для «жаворонка» лучше начинать подготовку с утра пораньше, а вот засиживаться допоздна не просто бесполезно, но даже вредно. А «совам» лучше посидеть за учебником попозже вечерком.
  • Врач 2. Хорошо поместить на рабочем столе что-нибудь жел­тое и фиолетовое - эти цвета стимулируют умственную работу.
  • Врач 1. Распланируйте свой режим дня (учеба + питание + сон + обязательная физическая активность). Не экономьте за счет сна.
  • Врач 2. Сведите к минимуму кофе и сигареты, заменив их водой, соками и спортом. Питание должно быть дробным (4-5 раз в день). Больше овощей, фруктов, меда, орехов и растительного мас­ла. Меньше жиров и углеводов.
  • 2. Как вести себя на экзамене
  • Классный руководитель. А теперь - советы психолога. Как вести себя на экзамене.
  • Психолог 1. Растерянность, суетливость, беспомощность отнюдь не способствуют повышению вашего авторитета у препода­вателя. Постарайтесь вести себя достойно, не играйте на жалости, это только еще больше усугубит ваше положение.
  • Психолог 2. Настройтесь на победу. Кто-то мудро заметил: «Если вы желаете добиться успеха - ведите себя так, словно вы его уже добились». Вид спокойного, уверенного в себе ученика дей­ствует на экзаменаторов однозначно положительно, а вот дрожь в коленках и подобные симптомы экзаменационного стресса не­вольно порождают подозрение: наверное, плохо знает, раз так боится.
  • Идя на экзамен, сосредоточьтесь на достижении успеха, а не думайте о возможном провале. Так воин накануне штурма не должен думать о поражении. Конечно, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех ) Степанов С. Репетиция успеха: Как психологически подготовиться к экзамену // Школьный психолог. 2000. № 21).

Психолог 1. Вытягивание билета. Это стоит сделать как мож­но быстрее, при этом уберите ужас со своего лица и изобразите ра­дость! Тем самым вы убедите экзаменатора в своих знаниях.

Психолог 2. Подготовка к ответу. Во-первых, успокойтесь (вы все знаете, а чего не знаете - вспомните). Во-вторых, постарайтесь изложить все четко и логично.

Психолог 1. Когда выходите отвечать, не теряйтесь, не спорь­те с экзаменатором! В случае если экзаменатор начнет что-либо до­казывать, внимательно (ни в коем случае не перебивая) выслушайте его с выражением глубочайшего уважения в глазах и приведите ар­гументы в пользу его точки зрения.

Психолог 2. Большинство экзаменаторов особенно ценят в ответе:

  • умение выделить главное;
  • самостоятельность - использование своих собственных при­меров;
  • заинтересованность в предмете.

Психолог 1.Не надо рассчитывать на жалость и применять слезы, нельзя быть и некорректным, вступать в пререкания с экзаме­натором. Конечно же, нельзя грубить не только словами, но и тоном разговора. Никакой развязности: это может показаться хамством!

Психолог 2. Экзаменаторам, нравится спокойная уверен­ность в себе, но не нравится броская самоуверенность.

3. Об экзамене с улыбкой

Классный руководитель. А теперь несколько веселых историй, связанных с экзаменами.

Ведущий 1. Студент сдает экзамен по физике. Сдает очень плохо.

Профессор пытается его вытянуть, спрашивает:

  • Ну скажите хотя бы, при какой температуре кипит вода?
  • Профессор, я не знаю, при какой температуре она кипит, но я знаю, что при 40° градусах она превращается в водку!

Ведущий 2. Диалог на экзамене.

Преподаватель:

  • Что такое лошадиная сила?
  • Это сила, какую развивает лошадь ростом в 1 м и весом в 1 кг.
  • Да где же вы такую лошадь видели!?
  • А ее так просто не увидишь. Она хранится в Париже, в Палате мер и весов.

Ведущий 1. Вступительный экзамен по математике. Препо­даватели приглашают первого абитуриента:

  • Сколько будет два плюс два?

-Три!

-Нет!

  • Пять!

-Нет!

  • Шесть!
  • Неправильно! Да... дурак, но ищущий... берем! Заходит второй абитуриент:
  • Сколько будет два плюс два? -Три!

-Нет! -Три! -Нет! -Три!

  • Неправильно! Да... дурак, но настырный... берем! Заходит третий абитуриент:
  • Сколько будет два плюс два?
  • Четыре, конечно!

-Да... умный. Но мест уже нет!

Ведущий 2. На экзамене по истории.

  • Вам задать один сложный вопрос или два легких?
  • Лучше один сложный.
  • Хорошо. Где появился первый человек?
  • В Саратове.
  • Это почему же?
  • А-а-а-а... А это уже второй вопрос!

Классный руководитель. Кто может дополнить нашу коллекцию экзаменационного юмора?

(Жепающие рассказывают свои истории.)

V. Заключительная беседа

Классный руководитель. А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили наши универсальные советы?

(Учитель задает вопросы. Дети отвечают.)

  • Как можно преодолеть страх перед экзаменом? (Заранее пе­режить самое худшее, что может случиться.)
  • Каковы причины экзаменационного стресса? (Интенсивная умственная деятельность, нарушение режима сна и отдыха, отрицательные переживания.)
  • Как избавиться от экзаменационного стресса? (Режим дня, правильное питание, физические нагрузки.)
  • Чем отличаются «жаворонки» от «сов»? (Временем умственной продуктивности.)
  • Какие цвета стимулируют умственную работу? (Желтый, фио­летовый.)
  • Какие продукты должны преобладать в меню во время подго­товки к экзаменам? (Овощи, фрукты, мед, орехи, раститель­ное масло.) А какие продукты лучше сократить? (Кофе, жиры, углеводы.)
  1. С каким выражением лица нужно смотреть на вытянутый би­лет? (С радостным, счастливым.)
  2. Что ценят в ответе экзаменаторы? (Умение выделять главное, самостоятельность, заинтересованность в предмете.)
  3. Можно ли рассчитывать на жалость, вступать в пререкания с экзаменатором? (Нет.)

10. С какими чувствами нужно идти на экзамен? (Уверенность в себе, спокойствие.)

Классный руководитель. Надеюсь, что эти советы вам помогут, и вы успешно сдадите все экзамены.

 

КОНТАКТЫ И КОНФЛИКТЫ

Конфликты - это норма жизни.

Если в вашей жизни нет кон­фликтов, проверьте, есть ли у вас пульс.

Ч. Ликсон

 

Цель: расширить представление детей об основных типах и причинах конфликтов; познакомить с различными способами вы­хода из конфликтных ситуаций; формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежли­вость, уважение к людям; развивать навыки анализа собственного поведения в ситуациях выбора, разрешения внутриличностных противоречий; побуждать к самопознанию, саморазвитию, само­воспитанию.

Подготовительная работа: предложить трем парам уче­ников разыграть конфликтные ситуации по текстам сценария.

Оформление: написать на доске эпиграф, нарисовать таб­лицу «Стратегии поведения при конфликтах» (с перепутанными позициями).

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собст­венных интере­сов ради интере­сов другого

Уклонение от принятия ре­шений

Люди, неуверен­ные в себе

Сильные, зре­лые, уверенные в себе люди

Мирные, уступ­чивые люди

Люди, уверен­ные в себе, агрессивные, амбициозные

 

Оборудование: можно сделать ксерокопии страниц с тек­стами ситуаций, разрезать и раздать на каждую парту.

План классного часа

. Вступительное слово.

. Работа с понятиями.

. Восстановление логических цепочек. «Угадай стратегию!».

. Ролевая игра «Контакты и конфликты».

. Первая часть. Оценка ситуаций.

  • «Грамотные стали».
  • «Только не надо нас пугать».
  • «Вас никто здесь не держит».

. Вторая часть. Разыгрываем конфликты.

. Интерактивная беседа.

. Заключительное слово.

. Подведение итогов.

 

Ход классного часа

Вступительное слово

Классный руководител ь.Тема нашего классного часа - конфликты. Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это сло­во? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т. п.) Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, от­крытия, самоутверждение и т. п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Работа с понятиями

Классный руководитель. В толковом словаре слово «конфликт» означает «столкновение, серьезное разногласие, спор». Давайте поработаем с этим понятием в парах.

Первая группа объяснит, кого мы называем «конфликтным че­ловеком»?

Вторая группа объяснит, что значит «конфликтовать».

Третья группа найдет значение выражения «конфликтная си­туация».

Четвертая группа пояснит значение слова «компромисс».

(В течение 5 мин. дети обсуждают задания в парах.)

Классный руководитель. Теперь предлагаю выска­заться.

(Дети высказываются.)

III. Восстановление логических цепочек. «Угадай стратегию!»

Классный руководитель. Конфликт - это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в кон­фликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособле­ние, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на доску). Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное расположение позиций. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь.

(Учитель читает описание поведения, дети угадывают.)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого чело­века. (Приспособление.)

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию исполь­зуют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)

Конкуренция - стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, аг­рессивные, амбициозные. (Соперничество.)

Какова же результативность этих стратегий? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.

(Учитель читает описание поведения, дети угадывают.)

Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не полу­чает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.)

Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывают обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды. (Сотрудничество.)

Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда реша­ются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы - раз­рыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.)

Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнер­ских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.)

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказы­вается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудни­честве в выигрыше оказываются обе стороны.

IV. Ролевая игра «Контакты и конфликты» (По кн.: Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М.: Генезис, 2007)

 

1. Первая часть. Оценка ситуаций

Классный руководитель. Как же выглядят эти стратегии в конкретных жизненных ситуациях?

Это мы узнаем в ходе нашей ролевой игры «Контакты и конфлик­ты». Первая часть игры - оценка ситуаций. Рассмотрите ситуации и оцените поведение их участников. Попробуйте спрогнозировать последствия каждого инцидента.

(К доске выходят подготовленные ученики, разыгрывают ситуации. После каждой сценки учитель проводит разбор ситуации по вопросам.)

Примерные вопросы учителя:

  • Можно ли назвать эту ситуацию конфликтной?
  • Есть ли из нее выход?
  • При каких условиях возможен конструктивный выход из этой ситуации? (При условии сотрудничества обеих сторон кон­фликта.)
  • Спрогнозируйте развитие ситуации при таких вариантах раз­вития конфликта:

а)      если оба будут настаивать на своем (соперничество);

б)      если оба захотят погасить конфликт (сотрудничество);

в)      если одна из сторон захочет уклониться от конфликта (из­бегание);

г)       если одна из сторон подчиниться обстоятельствам (приспособление).

«Грамотные стали»

Покупатель. Почему вы продаете стограммовые упаковки майонеза по цене двухсотграммовых?

Продавец. С чего вы взяли?

Покупатель. «Ну вот же, на ценнике написано: вес - 200 г, цена - 10 руб. А упаковки стограммовые. Я вчера купила, думала, вы ошиблись. А сейчас вижу, что вы просто ценники перепутали.

Продавец. Ничего мы не перепутали. По сколько надо, по столько и продаем. А не нравится - идите в другой магазин, поищите подешевле. Грамотные стали.

«Только не надо нас пугать»

Учитель. Я пригласил вас, чтобы выяснить, почему ваш сын пропускает уроки литературы.

Мама ученик а. А что ему делать на ваших уроках? Толстого и Достоевского читать? Вы знаете, что он у меня профессионально занимается танцами, его ждет артистическая карьера. Пусть он луч­ше поспит лишний часок или погуляет.

У ч и т е л ь. Но вы понимаете, что оценка по литературе в атте­стате будет стоять не за его танцевальные успехи. Он получит то, что заслуживает.

Мама ученика. Ой, только не надо нас пугать. Думаете, на вас управа не найдется?

(Классный руководитель разбирает ситуацию по аналогии с предыдущей.)

«Вас никто здесь не держит»

Представитель рабочих. Я пришел к вам от имени трудового коллектива, чтобы выяснить, почему нам третий месяц не платят зарплату.

Начальник. Мне очень жаль, но денег нет - предприятие, которому мы поставляем нашу продукцию, обанкротилось.

Представитель рабочих. Но администрация предприя­тия исправно получает зарплату, вы недавно поменяли мебель в офисе и приобрели новую иномарку.

Начальник. Эти средства взяты не из фонда заработной платы.

Представитель рабочих. Нам все равно, из каких фон­дов вы нам заплатите - выплатите наши деньги. Если бы не школь­ные завтраки, наши дети падали бы в голодные обмороки.

Начальник. Я же сказал вам, что денег пока нет. И неизвестно, будут ли вообще. Не хотите ждать - вас никто здесь не держит. Тогда точно ничего не получите.

(Учитель разбирает ситуацию по аналогии с предыдущей.)

2. Разыгрываем конфликты

Классный руководитель. Разыграйте эти сценки, ис­пользуя более эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

(Учитель раздает по рядам листочки с текстами ролей. Дети репетируют в течение 5-7 мин.)

Репетиции окончены, даю слово участникам конфликтов.

(Три пары участников выходят к доске, разыгрывают ситуации.)

Что вы можете сказать о результативности стратегии поведения, выбранной участниками этих конфликтов?

(Дети высказываются.)

  • Интерактивная беседа

Классный руководитель. Вспомните случай, когда ваше поведение в конфликтной ситуации привело к неприятным для вас последствиям - разрыву отношений с близкими, вызову родителей в школу, проблеме с правоохранительными органами и т. д.

Как бы вы поступили, если бы можно было повернуть время вспять?

Чему вас научила эта ситуация?

Как вы понимаете эпиграф? '

В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете, почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умный, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый в него не попадет. А значит, муд­рый не доведет отношения до конфликта. Какие приемы и способы существуют для предотвращения конфликта?

Примерные ответы:

- Золотое правило общения: всегда поступай с другими так, как ты бы хотел бы, чтобы другие поступали с тобой.

Классный руководитель. А какие черты характера нуж­ны, чтобы следовать этому золотому правилу? Эти черты характера даны нам от рождения или их можно воспитать в себе?

  • Заключительное слово

Классный руководитель. Жизнь не прожить без кон­фликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффек­тивно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других - усту­пит, в третьих - найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

  • Подведение итогов

Классный руководитель. Какая стратегия выхода из конфликтных ситуаций вам ближе всех?

Какой стратегии хотели бы научиться?

Что этому мешает?

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________