MECTO: Home Учителям Родительское собрание Собрание 4: "Внедрение ФГОС второго поколения в первых классах"

Психология, логопедия, дефектология и социальная педагогика, методцентр

Собрание 4: "Внедрение ФГОС второго поколения в первых классах"

Родительское собрание

Тема: «Эффективный родитель – успешный ребенок».

автор: Чумакова И.М.


 

Скачать презентацию в формате PPT

Форма для разработки программы развития

Заполненный образец программы развития


 

Цель:

Повышение родительской  компетентности в процессе воспитания и развития ребенка.

Задачи:

  1. Осознание родителями задач воспитания собственных детей.
  2. Вовлечение родителя в образовательный процесс.
  3. Ознакомление с понятиями из ФГОС  (личностные компетенции и деятельностные технологии  развития).
  4. Анализ  собственной родительской эффективности.
  5. Сплочение родительского коллектива в совместной деятельности.

 

Подготовка к собранию:

1. Подготовка памяток для родителей с материалами по  формированию личностных компетенций детей из ФГОС и компетенциям родителя.

2. Листы большого формата для оформления результатов работы групп (Приложение 2.) и формы (Приложение 3.)для составления индивидуальных программ развития.

 

Оборудование помещения:  столы для родителей, поставленные по кругу, памятки, маркеры.

Ход собрания

1. Вступительное слово педагога (10 мин.).

(Приложение1. Презентация: Требования к формированию личностных компетенций детей из ФГОС. Деятельностные технологии развития и воспитания  ребенка, их использование родителем.)

 

2. Работа в мини-группах над проектом «Программа развития наших детей»

1 этап. Совместная работа в проблемных группах. (30 мин.)

Родители делятся на 4  группы.

 

Задание для групп:

Обсудить, как родитель в совместной деятельности может развивать личностные компетенции ребенка, необходимые для его успешной социализации. Обсуждение проходит  по 4-м направлениям развития. (Каждой группе выдается лист (большой формат) с таблицей личностных компетенций по соответствующим направлениям развития).

 

Группа 1- обсуждает физическое развитие детей и  формирование установок на здоровый образ жизни

Группа 2 – обсуждает экологическое воспитание ребенка

Группа 3 – обсуждает нравственно-этическое воспитание ребенка

Группа 4 - обсуждает  развитие творческих способностей детей

 

Результаты обсуждения групп  фиксируются на больших листах в таблице:

 

Приложение 2.

«Что делать…» (чему учимся, что формируем)

«Как делать…» (совместные  с ребенком действия и деятельность, в т.ч. и игра)

1.

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

 

 

(В Презентации дается образец заполнения таблицы на примере «Экологическое воспитание в семье»)

Что делать  (чему учимся, что формируем)

Как делать (совместные  с ребенком действия и деятельность)

  1. Учимся  беречь природные  ресурсы

 

 

 

1.Идем на экскурсию в музей леса   и т.п.

2. Вместе смотрим и обсуждаем научно-популярные фильмы и познавательные передачи  по данной тематике.

3. Вместе участвуем в акциях по восстановлению экологической среды (сажаем деревья, участвуем в субботнике и.т.д.)

4. Вместе следим за экономным расходованием в доме электричества, воды, тепла.

И т.п.

  1. Сохраняем животный мир.

 

1…

2…

 

  1. Учимся проектированию и т.д.

3. Придумать темы  2-3-х домашних  проектов по направлению. Например: «Экономный дом».

 

2этап.  Представление результатов работы в  мини-группах, обсуждение и дополнение всеми родителями (20 мин)

3 этап. Составление индивидуальной программы развития и воспитания своего ребенка (Приложение 3.)

Родителям предлагают составить программу развития собственного ребенка на год (домашнее задание). На следующей встрече (в начале следующего учебного года) родителям предлагают обсудить  результаты составления программ:  что получилось, какие выводы они сделали для себя, что вызвало затруднения и т.д.

 

Образец заполнения  Приложение 4.

4. Общие вопросы, обсуждение текущих проблем   по плану учителя.

5. Подведение итогов и решений собрания.


 

Приложение

 

Материалы для памятки

Эффективное родительское воспитание

Специалисты в области родительского воспитания Дон Динкмейер и Гэри Мак-Кэй  полагают, что существуют четыре основные составляющие позитивных взаимоотношений «родитель - ребенок».

Взаимное уважение. Эффективно воспитывающие родители стремятся избегать ворчания, нападок, споров и окриков по отношению к детям (если постоянно лишать ребенка возможности учиться брать на себя ответственность, это будет мешать ему стать независимой личностью и воспрепятствует развитию его самооценки).

Совместное удовольствие. Эффективно воспитывающие родители проводят много времени вместе с детьми за занятиями, от которых и родители и дети получают удовольствие.

Любовь. Об этом можно не говорить, но многие родители предполагают как само собой разумеющееся, что дети знают о том, что они любимы. Для ребенка важно проявление заботы и внимания, выраженное как словами, так и действиями, например крепким объятием.

Поддержка. У детей, часто получающих поддержку своих родителей, вырабатывается чувство уверенности в себе. В авторитарных семьях чувство собственного достоинства ребенка вырабатывается на основе получения вознаграждений и избегания наказаний от могущественных родителей. Эффективно воспитывающие родители не только хвалят своих детей за «победы», 'успехи» или за примерное» поведение. Они поощряют их достижения и попытки к совершенствованию.

 

На практике поощрять ребенка означает следующее:

 

•Оценивать по достоинству и относиться к ребенку благосклонно.

 

•Отмечать положительные аспекты детского поведения.

 

•Демонстрировать доверие к ребенку, разрешая ему делать что-то по-своему.

 

•Выражать одобрение попыткам и стремлениям к совершенствованию.

 

•Выражать признание ребенку за его содействие в семейных делах.

 

 

 

Общение между родителями и детьми

Созидательное общение является сутью успешного управления детским поведением. Детский специалист Гэйм Джинотт полагал, что установление разграничений между чувствами и поведением служит ключом для свободного общения. Поскольку дети (а также и родители) не могут выбирать свои чувства, важно предоставлять возможность для свободного выражения этих чувств.

 

Одобрение чувств. Выяснилось, что ребенок, который учится рассматривать некоторые чувства как «дурные» или неприемлемые, отвергает реально существующую часть своего жизненного опыта. Джинотт поощрял родителей учить своих детей тому, что все чувства являются приемлемыми: только поступки служат предметом осуждения. Большинство родителей не подозревают, насколько часто они создают препятствия для общения и выражения чувств у своих детей. Рассмотрим типичный диалог, взятый из книги Джинотта:

 

Сын: Я тупица и знаю это. Посмотри на мои отметки. Отец: Ты просто должен больше заниматься. Сын: Я и так уже много занимаюсь, это не помогает. V меня не хватает мозгов.

 

Отец: Я знаю, что ты сообразительный. Сын: Я знаю, что я тупица. Отец (громко): Ты - не тупица. Сын: Тупица!

 

Отец: Ты - не тупица. Тупица!

 

Споря с сыном, отец не замечает момента, когда сын ощущает себя тупицей. Было бы гораздо полезнее вызвать мальчика на разговор о чувствах, которые тот переживает.

 

Каким образом он мог бы это сделать?

 

Он мог бы сказать: «Ты что, действительно чувствуешь, что не такой сообразительный, как другие? Ты часто это ощущаешь? Ты плохо себя чувствуешь в школе?' Таким способом можно дать возможность ребенку выразить свои переживания и почувствовать, что его понимают. Отец мог бы закончить беседу словами: «На мой взгляд, сын, ты хороший человек. Но я понимаю, что ты чувствуешь. Иногда все ощущают себя тупицами.

 

Общение с ребенком также может быть основано на эффективной дисциплине. Томас Гордон, детский психолог, разработавший программу, названную «Обучение эффективности в родительском воспитании», предлагает полезный совет. Гордон считает, что родители должны высказывать ребенку «сообщения обо мне», а не «сообщения о тебе».

 

В чем заключается разница?

 

«Сообщения о тебе» принимают форму угроз, ругани, обвинений, распоряжений, нотаций или критики. В большинстве случаев «сообщения о тебе» говорят ребенку о том, что у него «неправильно» или »не так».

«Сообщения обо мне» говорят ребенку о том, какое воздействие оказало на вас его поведение. Чтобы проиллюстрировать разницу, давайте рассмотрим следующий пример. После трудного рабочего дня Сьюзэн решила посидеть и немного отдохнуть. Она читала газету, когда ее 5-летняя дочь начала громко стучать по игрушечному барабану. Большинство родителей ответили бы в форме «сообщения о тебе»:

 

-Сейчас же ступай играть в другое место (распоряжение).

 

-Никогда не поднимай такого шума, когда кто-нибудь читает (нотация).

 

-Ты протестуешь сегодня, так ведь?(обвинение).

 

-Ты - испорченный ребенок» (ругань).

 

-Ты дождешься трепки!» (угроза).

Гордон предлагает высказывать «сообщения обо мне», например: «Я очень устала и хотела бы почитать. Меня это расстраивает, и я не могу читать среди такого шума». Это заставит ребенка признать ответственность за результаты своих поступков. Подводя итоги, можно сказать, что в «сообщении обо мне» заявляется о поведении, против которого вы протестуете. Затем это сообщение указывает ребенку на последствия его поведения и на чувства, возникающие у вас в связи с этим. Вот краткий план «сообщения обо мне»:

-Когда ты (сообщается о поведении ребенка), я чувствую (излагаются свои чувства), потому что (говорим о последствиях). Например: «Когда ты уходишь к Дженни, не говори мне об этом, я беспокоюсь, потому что что-нибудь может случиться с тобой, а я не буду знать, где ты».

 

Естественные и логические последствия.

 

Иногда результат автоматически отбивает охоту к дурному поведению. Например, ребенок, который отказывается есть свой обед, будет потом ощущать дискомфорт из-за голода. Ребенок, который впадает в состояние ярости и раздражения, может ничего не добиться, но получить воспаленное горло и головную боль, если на его припадок ярости не обращают внимания. В этих примерах детские поступки имеют естественные последствия. В ситуациях, которые не приводят к естественным последствиям, родители могут установить логические последствия (разумные, целесообразные результаты). Например, родители могут сказать: "Мы пойдем в зоопарк, когда ты соберешь все свои игрушки», или: «Ты сможешь поиграть с куклами, как только примешь ванну, или: «Немедленно прекратите спорить или выйдите оба из-за стола и не возвращайтесь, пока не успокоитесь».

Понятия о логических, определенных родителями последствиях можно сочетать о «сообщением обо мне» для того, чтобы справляться с многочисленными повседневными случаями плохого по­ведения. Ключевая идея заключается в использовании «сообщения обо мне» для того, чтобы установить последствия, а затем дать ребенку возможность сделать выбор: 'Мишель, мы хотим посмотреть телевизор. Ты можешь сесть рядом и смотреть с нами или пойти поиграть где-нибудь в другом месте. Решай, что для тебя лучше.

После того как вы изложили последствия и позволили ребенку самому решать вопрос, обязательно отнеситесь с уважением к его выбору. Если ребенок повторяет свой проступок, вы можете допустить, чтобы последствия оставались в действии более длительное время. Но затем предоставьте ребенку другую возможность для сотрудничества с вами.

Применительно ко всем методам управления детским поведением помните, что надо быть твердым, добрым, последовательным, вежливым и ободряющим. И кроме всего прочего, старайтесь проживать каждый день с мыслью о том, что вы хотите общаться со своими детьми.

 

Источник: по  материалам книги Д.Куна «Все тайны поведения человека»

Сайт: mirrosta.ru/vozrastnaya-psichologiya


 

 

 

Фестиваль
профилактических
программ 2013
 _____________